Найти в Дзене
Город на память

«Город на память». 995. Особняк чаеторговцев Высоцких

1 сентября 2025 года/

В День знаний новый учебный год начинается не только в школах, гимназиях и колледжах, но и в учреждениях внешкольного дополнительного образования. В советское время их называли Домами пионеров, а старейший в столице Московский городской дом пионеров и октябрят открылся в 1936 году в национализированном особняке торговцев колониальными товарами Вульфа и Давида Высоцких в переулке Стопани. Сегодня более 1500 школьников раскрывают свои таланты в коллективах и студиях Дворца творчества детей и молодёжи «На Стопани». Любопытно, что же сохранилось в интерьерах этого здания с купеческих и пионерских времён?

-2

Эпизод 1. Солидный дом для солидных господ

Переулок Огородная Слобода, 6с1 - купеческий особняк Высоцких (1901, архитектор Роман Клейн). На момент постройки особняка переулок назывался Чудовским по подворью Чудова монастыря, а в 1933 году был переименован в переулок Стопани в честь ветерана марксистского движения, участника Великой Октябрьской социалистической революции Александра Стопани. Нынешнее название - переулок Огородная Слобода - появилось лишь в 1994 году, когда московские власти энергично избавлялись от советских топонимов.

Купец Вульф Высоцкий затеял постройку городской усадьбы в 1890 году и пригласил мастера московского модерна Романа Клейна. Архитектор стилизовал здание под корабль, таким образом отразив специфичную логистику чаеторговой компании «В.Высоцкий и Ко», которая доставляла чай с индийских, цейлонских и китайских плантаций не сухопутным караванным маршрутом, а кантонским - водным путём через китайский порт Кантон.

-3

Упаковка чая «В.Высоцкий и Ко», 1900-е годы. Корабль был торговым знаком компании. Иллюстрация: wikipedia.org, общественное достояние

Смотрите старые фотографии на сайте pastvu. Особняк чаеторговцев Высоцких. 1903 год:

1903 Чудовской (Огородная слобода) переулок. Особняк Высоцкого
-4

Изящные ворота давно утрачены, но сохранился фрагмент ограды.

-5
-6
-7

Новаторская планировка здания совершенно не похожа на городские усадьбы XIX века с симметрией главного дома и двух флигелей. Роман Клейн руководствовался собственной концепцией, изложенной в автобиографии: «При исполнении архитектурных задач я преследовал тесное согласование принципов чистого, строгого искусства с утилитарными современными потребностями». В своих проектах архитектор обращался то к неоклассике, то к русскому стилю, то к неоготике или мастерски сочетал в одном здании несколько стилей.

-8
-9
-10
-11
-12
-13

Обычно парадный вход в дворянский или купеческий особняк располагался в центральной части дома во дворе-курдонёре, куда хозяева и гости могли заезжать в экипажах, однако архитектор Роман Клейн пренебрёг этой традицией и устроил главный вход с угла торцевой части прямо из Чудовского переулка.

-14
-15

Балконы украшены чугунными узорами, символизирующими морские волны.

Большое семейство Высоцких частенько устраивало в особняке вечеринки, концерты, театральные постановки, в гости заглядывали известные деятели культуры. Известно, что в начале ХХ века семьи Высоцких и Пастернаков сдружились на почве общих интересов: Давид Высоцкий консультировался с художником Леонидом Пастернаком по вопросам создания в особняке картинной галереи, а гимназист Борис Пастернак приходил сюда заниматься с юной Идой Высоцкий, в которую был влюблён. Так Высоцкие оказались увековечены в картинах и стихотворениях двух по-своему талантливых Пастернаков.

Семейный бизнес прервала Октябрьская революция - советская власть национализировала московскую чаеразвесочную фабрику и склады Давида Высоцкого, однако наследники-партнёры, надо полагать, успели вывезти из страны часть капитала, так как продолжили дело в Европе под брендом Wissotzky Tea. Ну а особняк занимали то профсоюз телеграфных работников и почтовых служащих с клубом работников связи, то Всесоюзное общество старых большевиков, пока в 1936 году по инициативе Надежды Крупской здесь не открылся Московский городской дом пионеров и октябрят.

Эпизод 2. Всё лучшее - детям

Организаторы реконструкции здания посчитали неуместным открывать Дом пионеров в старорежимных интерьерах и практически полностью избавились от буржуазной роскоши, уничтожив лепнину, хрусталь, наборный паркет. Первый секретарь МГК ВКП(б) Никита Хрущёв в составе комиссии Моссовета приезжал контролировать выполнение работ. По его мнению, светлые помещения должны будить у детей воображение, желание творить и изучать науки, а морёный дуб в интерьерах выглядит тяжело и мрачно. Также в доме были заменены инженерные коммуникации, проводка, система отопления. А газета «Пионерская правда» собрала предложения юных читателей и в Доме пионеров, согласно пожеланиям детей, появились зимний сад, живой уголок, фонтан и художественные мозаики.

Никита Хрущёв и Николай Булганин в переулке Стопани. 1935 год:

1935 Комиссия Моссовета в переулке Стопани
-16
-17

После передачи здания московским пионерам к правому крылу исторического особняка был пристроен новый объём для размещения концертного зала. Автор проекта не установлен, но ему явно далеко до выдумщика Клейна - кирпичная пристройка мало гармонирует с его домом-кораблём и напоминает обычное производственное здание. Исполнение работы поручили опытному коллективу строителей гостиницы «Москва» под руководством инженеров Денисова и Гуцкова.

-18
-19

Одно из круглых окон оформлено в виде многоугольника-пентаграммы. В разных традициях этому символу придаётся религиозное или эзотерическое значение, а в советской геральдике под пятиконечной звездой подразумевалось единство мирового пролетариата и торжество идей коммунизма на всех пяти континентах.

-20
-21
-22

Вся окрестная территория была огорожена и принадлежала детям, на ней построили летний амфитеатр со сценой, выкопали пруд-бассейн, оборудовали зверинец, в котором поселились лиса, волк, заяц, жеребёнок и другие зверушки. Планировкой парка занимался архитектор Александр Власов, автор генерального плана ЦПКиО имени Горького. Он оформил входы фонарными столбами в виде пальм и ростральными колоннами, предусмотрел площадь для пионерских линеек и сектора для спортивных игр. Ничего из вышеперечисленного не сохранилось, сейчас зелёный участок принадлежит городу, на яндекс-картах является безымянным, а по данным викимапии носит имя российского судьи и юриста Вячеслава Лебедева.

-23

Возраст чугунного люка смотрового колодца сложно определить - эмблема связистов с изображением аппарата Белла и молниями использовалась и в Российской империи, и в первые десятилетия советского власти. Можно предположить его дореволюционное происхождение, так как в СССР на крышке было принято указывать аббревиатуру Народного комиссариата почт и телеграфов (НКПТ), Наркомата связи (НКС) или Министерства связи (МС).

-24

На главной аллее был установлен памятник Иосифу Сталину работы Сергея Меркурова, демонтированный после развенчания культа личности вождя и заменённый сначала на изваяние взрослого Ленина, а в 1970 году - на нынешнюю скульптуру гимназиста Володи Ульянова. Парк также попытались украсить гипсовыми композициями с изображениями играющих пионеров, которые раскритиковали эксперты, назвав «мосторговскими статуэтками», «собранными с бору да с сосенки, что было на рынке, и, главное, самое ходовое».

Ростральные колонны и Сталин. 1936 год:

1936 Парк Дома пионеров

Скульптура Сталина и ростральные колонны были задуманы уменьшенными и пропорциональными росту детей.

Светильники в виде пальм. 1950-1954 гг.:

1950—1954 Московский городской дом пионеров в переулке Стопани

Летний театр. 1935-1936 гг.:

1935—1936 Дом пионеров и октябрят. Летний театр
-25

Памятник Владимиру Ульянову (1970, В.Цигаль, архитектор П.Скокан). В 2008 году стихия урагана низвергла скульптуру с постамента и расколола на три части, однако памятник был восстановлен реставраторами и водружён на прежнее место.

Эпизод 3. Историческое наследие

Во времена московского модерна стало модным оформлять интерьеры особняков в эклектичном стиле: один зал ампирный, другой - готический, третий - египетский. В особняке Высоцких холл был оформлен в египетском стиле, о чём напоминают светильники-торшеры и гравировка на камне с изображением солнца, лани и ибиса.

-26
-27
-28
-29
-30
-31

Посетителей Дома пионеров впечатляла парадная лестница, «леrко и просторно взбегающая сквозь все этажи», оформленная Александром Власовым.

-32
-33
-34

По его же эскизам на полу мелкой плиткой были выложены изображения обитателей морских глубин, сменившие критскую мозаику купеческих времён.

-35

Художник Михаил Адамович нарисовал на кессонном потолке экзотических птиц на красном фоне. Стены верхнего холла украшала роспись на тему басен Крылова, утраченная при последующих ремонтах.

-36

В создании интерьеров Дома пионеров принимал участие большой коллектив художников: Чалдымов, Фаворский, Бруни, Лентулов, Чернышев, Стенберг, Адамович, Горшков, Румянцев, Прусаков и другие. Как рассказывал архитектор Иван Леонидов, весь декор призван пробудить любопытство и фантазию, заинтересовать, захватить ребёнка. С ним согласен искусствовед Абрам Эфрос: «Идешь и непрерывно тебя встречают занимательные вещи и не только просто занимательные, а поднимающие художественный вкус ребенка». Гигантский плафон Фаворского «Парад авиации» площадью 140 квадратных метров с эскадрильями пролетающих самолётов, анималистика Павловского и Эдельштейна, процарапанные по масляной краске фигуры великих учёных и изобретателей работы П.Павлинова, росписи по русским народным сказкам, стихотворениям Пушкина и Чуковского, созданные Н.Прусаковым, светильники в виде воздушных шаров... Увы, все эти произведения мастеров утрачены и остались только на старых фотографиях.

-37

Во Дворце творчества детей и молодёжи «На Стопани» в кабинете изостудии проходят занятия по рисованию, графике и искусству создания костюма, а прежде здесь находился зимний сад с рыбками в бассейне и фонтаном, о котором напоминает чаша с мраморной облицовкой и чугунная струйная насадка. В 1936 году кабинета как такового не было и зимний сад являлся элементом парадного вестибюля. Планировкой помещения занимался архитектор Каро Алабян.

-38

Зимний сад. 1935-1936 гг.:

1935—1936 Дом пионеров и школьников. Зимний сад

Роспись верхнего холла. 1935-1936 гг.:

1935—1936 Дом пионеров и октябрят. Верхний холл. Роспись стены на темы сказок Пушкина и басен Крылова
-39

Рабочий кабинет Давида Высоцкого располагался на третьем этаже. Сюда переселились деревянные медведи, которые прежде стояли в вестибюле и служили подставками под зонтики. В интерьере сохранились деревянные панели с изображением герба Высоцких и два старинных кресла из красного дерева, вероятно, первой половины XIX века. В кабинете была предусмотрена дверь в соседний зал - можно предположить, что в нём располагалась столовая (точное назначение всех помещений дома сейчас установить затруднительно).

-40
-41
-42
-43
-44
-45
-46

Декор шахматного кружка создан в 1936 году, а от Высоцких здесь сохранился кессонный потолок с росписью и шкафы дореволюционной работы. Шахматные фигурки на панелях были выпуклыми. Оформление шахматно-шашечной комнаты, как и нескольких других помещений Дома пионеров, придумал архитектор Александр Власов.

Шахматно-шашечная комната. 1935-1936 гг.:

1935—1936 Дом пионеров и октябрят. Шахматная комната
-47
-48
-49
-50
-51

Зал, который мог быть спальной или гостиной, в пионерские времена стал использоваться для хореографических занятий. В наши дни здесь репетируют участники академического хора «Веснянка», фольклорной, театральной и танцевальной студий. Оригинальные рисунки на плафонах с изображениями бабочек и райских птичек появились в 1936 году. За окнами располагался обширный сад, в который из дома вела лестница.

-52
-53
-54

Репетиционный танцевальный зал с кессонным потолком

-55
-56

При заселении особняка пионерами не все помещения успели обставить новой мебелью и в некоторых кабинетах использованы дореволюционные дубовые столы с гербом и шкафы с узорной резьбой и стеклами-призмами.

-57
-58

Можно обратить внимание на старинные оконные переплёты и латунную фурнитуру.

-59
-60

Люстры созданы по эскизам известного архитектора-конструктивиста Ивана Леонидова.

-61

«Чёрная лестница». Штат прислуги в богатых дворянских или купеческих домах мог состоять из десятка человек. Ещё до отмены крепостного права крестьяне «по оброку», то есть с ежегодной выплатой дани помещику, могли наниматься в услужение к городским господам. Некоторые дворовые люди - истопник, конюх, дворник, сторож - были заняты на чёрных работах и вообще не имели права заходить в барский дом, на первом этаже трудились повар, кухарка и прачка, а вот у лакеев, горничных и ключницы был доступ по всему дому.

-62

В интерьерах соседствуют приметы двух эпох: дореволюционная метлахская плитка переходит в мелкий советский кафель, в коридоре сохранились гардеробные шкафы с антресолями купеческих времён, а рядом на лестнице использовано остекление цветными витражами пионерского периода, предположительно, 1970-х годов.

-63
-64
-65
-66
-67
-68

Самое просторное помещение особняка могло служить танцевальным залом, а в Доме пионеров превратилось в лекторий. Значительную часть потолка занимает световой фонарь, полы вымощены паркетом, стены отделаны дубовыми панелями и украшены советскими панно на тему кружковой работы.

-69
-70
-71
-72

«В Доме пионеров и октябрят детям предоставляют интересные развлечения, культурный отдых и увлекательные занятия. В ряде кабинетов, в лабораториях и мастерских ребята, в зависимости от своих склонностей, занимаются тем или иным интересующим их делом. Любители изобретать могут приготовить приборы и механизмы для своих изобретений. В энергетической лаборатории дети изучают способы использования и передачи энергии, в химической лаборатории знакомятся с начатками химии, в железнодорожной лаборатории изучают технику железнодорожного транспорта, строят модели метро и поездов, учатся водить поезда. Мечтающие стать моряками или судостроителями находят все, что их интересует в лаборатории водного транспорта; здесь они строят модели кораблей. Будущие завоеватели воздуха работают в авиамодельной мастерской. В лаборатории связи дети изучают технику проволочной и беспроволочной связи, делают аппараты, изготовляют приборы для управления механизмами на расстоянии. Юные натуралисты занимаются в лабораториях животноводства и зоологии. Юные ботаники в лаборатории растениеводства учатся выращивать новые растения,новые сорта плодов. Оркестр, хор, музыкальная школа, студия изобразительных искусств, литературная студия, театральная студия, театр детского творчества и ряд других отделов и кружков созданы в этом замечательном учреждении»,- сообщал путеводитель «Осмотр Москвы» (1938).

-73
-74
-75
-76

В пристройке 1936 года разместились комнаты для кружков, театрально-концертный зрительный зал, балкон которого оформили художественной росписью и надписью «Спасибо родному Сталину за счастливую жизнь», а столовая выполнена в декорациях арктического грота-пещеры. В игротеке ребята могли получать на дом игры, игрушки, наборы для ручного труда и обменивать их, как книги в библиотеке.

-77
-78

Игротека. 1955 год:

Московский городской дом пионеров. В игротеке Дома пионеров на 1-м этаже Технического корпуса

Вестибюль театра. 1935-1936 гг.:

1935—1936 Дом пионеров и октябрят. Вестибюль театра

На фото показано первоначальное оформление вестибюля пристройки, в том числе упоминавшиеся выше деревянные медведи.

Зрительный зал. 1935-1936 гг.:

1935—1936 Дом пионеров и октябрят. Зрительный зал

Педагоги помогали кружковцам раскрывать таланты, к примеру, жившая неподалёку Тамара Синявская сделала здесь первые шаги к профессиональной сцене - девочка занималась танцами и пением. Юные дарования приезжали на занятия в Дом пионеров со всей Москвы - школьник Лёва Дуров, будущий актёр театра и кино, добирался сюда из Лефортово. С благодарностью вспоминали своих преподавателей артист балета Владимир Васильев, писатели Юрий Трифонов и Сергей Баруздин, кинорежиссёры Александр Митта и Сергей Ростоцкий, актёры Игорь Кваша, Наталья Гундарева, Ролан Быков, Людмила Касаткина.

Их воспитал Дом пионеров. 1952 год:

1952 Переулок Стопани

В Доме пионеров началась история легендарного ансамбля песни и пляски, которым руководил композитор Владимир Локтев. Не менее знаменит и шахматный кружок, в котором три десятка лет преподавал историк и шахматист Роман Альтшулер. Говорят, что ещё в 1930-е годы здесь проходили сеансы одновременной игры с участием чемпионов мира по шахматам Хосе Рауля Капабланки и Эмануила Ласкера. В кружке картинга инженер Константин Кругликов со своими воспитанниками строил карты авторской конструкции «Юниор» и «Пионер», которые брали призовые места на всесоюзных соревнованиях.

В 1962 году Никита Хрущёв, уже в должности главы государства, торжественно открыл новый Дворец пионеров на Ленинских горах, ставший преемником Дома пионеров на Стопани, а в историческом здании начал работать районный Дом пионеров и школьников Бауманского района, известный ныне как «Дворец творчества детей и молодёжи «На Стопани».

Используемая литература: Осмотр Москвы: Путеводитель. В.Длугач и П.Португалов. — М.: Московский рабочий, 1938

«Архитектура СССР» 1936, № 10, «Строительство Москвы» 1936, № 17

-79

Фотографии: Евгений Чесноков

Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»

-80

Все фотоальбомы «Город на память»:

Город на память | Дзен

#городнапамять #москва #история #архитектура #огороднаяслобода #домпионеров #купечество #высоцкий