8 апреля 2024 года/
Зачастую в анналах истории не сохраняется свидетельств даже о самых знаковых архитектурных достопримечательностях. Вот и про особняк в самом начале Мясницкой улицы, которым в XVIII-XIX веках владели семьи Салтыковых и Чертковых, достоверных сведений не хватает. В этом фотоальбоме будет много снимков изысканного декора небесно-голубого фасада, интерьеров Готического и Каминного залов, Охотничьей и Дубовой гостиных, Мавританской комнаты, а в качестве пояснительного текста использованы, как сказал бы краевед-фольклорист Шурик, «старинные сказки, легенды, тосты».
Мясницкая улица, 7с2 - усадьба Салтыковых-Чертковых
В середине XVIII века земельный участок в начале Мясницкой улицы стал собственностью именитого дворянского семейства Салтыковых. Оставшийся от прежних хозяев усадебный дом был перестроен по проекту архитектора Семёна Карина (его именем подписаны чертежи), а в 1780-1790-х годах к главному дому добавились два боковых флигеля. В усадебные владения входил и фруктовый сад.
Неизвестна судьба особняка во время страшного московского пожара 1812 года. Например, историк Михаил Коробко не исключает, что усадьбе мог быть нанесён серьёзный ущерб, как и всей застройке центральной части города. О.Фокин в своей книге «Городские легенды» предполагает, что в особняке квартировал Наполеон Бонапарт и здание не пострадало.
Особняк Салтыковых-Чертковых напоминает многослойный пирог: здание то и дело реконструировалось, менялись интерьеры залов и сейчас мы здесь видим приметы разных эпох. Другую такую эклектичную усадьбу в Москве ещё надо поискать. В 1831 году новым её владельцем стал отставной полковник Александр Чертков. Он затеял перестройку, в процессе которой фасад принял вид, привычный нашим современникам.
Парадный вход акцентирован портиком и балконом с балюстрадой, фасад украшен в стиле рококо лепниной, пилястрами, атлантами.
Происхождение герба на фронтоне остаётся загадкой - он совершенно не похож на фамильные гербы Салтыковых или Чертковых. Оригинал давно утрачен и в девяностые во время реставрации был воссоздан некий герб с девизом «Вера и честь» и произвольным набором реальных геральдических символов.
Экслибрис с гербом Григория Черткова
Двусторонний подиум для подъезда экипажей был разобран на рубеже XIX-ХХ веков в связи с обустройством магазина в центральной части здания. Подиум и ограда курдонёра воссозданы в наши дни.
Александр Чертков был человеком ярким и разносторонним, известным как бравый гусар времён европейских походов русской армии и один из организаторов ополчения 1812 года, а после войны - историк, нумизмат, собиратель обширной библиотеки на разных языках. Дом Черткова знала вся московская интеллигенция. В свой последний приезд в Москву особняк посетил Александр Пушкин, Лев Толстой изучал здесь книги о войне с Наполеоном и писал роман «Война и мир», Николай Гоголь читал свои рассказы, юный Константин Циолковский штудировал научную литературу, Роберт Шуман выступил с концертом во время гастролей по России, в гости к Черткову хаживали Василий Жуковский, Михаил Щепкин, Михаил Загоскин и другие деятели культуры.
Владелец библиотеки завещал передать после своей смерти 22 000 томов книг в дар городу, что и было исполнено его сыном Григорием Чертковым: к 1863 году была завершена реконструкция корпуса для открытия первой в Москве публичной бесплатной библиотеки с читальным залом. К проектированию привлекался архитектор Антон Булгарин.
В 1873 году Григорий Чертков перебрался из Москвы в Петербург, книжное собрание было передано в Румянцевский музей, а усадьба досталась дальней родственнице княгине Наталье Гагариной, которая организовала очередную реконструкцию с участием архитектора Николая Соколова. С этого момента началось коммерческое использование усадьбы - Гагарина стала сдавать флигели в аренду правлению Российского общества любителей садоводства, магазину семян «Иммер Эрнест и сын» и другим учреждениям.
Финансовое положение Гагариной оставляло желать лучшего, в 1879 году хозяйка заложила дом Московскому кредитному обществу, не смогла расплатиться и усадьба «ушла с молотка» купчихе первой гильдии Клавдии Обидиной. В этот период произошли важные изменения в интерьерах: арендаторами стали Московское архитектурное общество, Литературно-артистический клуб, ресторан Симона Милля, которые переоформили залы по своему вкусу.
Смотрите старые фотографии. Дом Обидиной. 1912 год:
В 1914 году усадьбу приобрёл коммерсант Густав Кеппен, уже владевший недвижимостью на Мясницкой улице. Девелопер не церемонился с московской стариной и возводил свои доходные дома на месте исторических зданий. Такая участь была уготована и усадьбе Салтыковых-Чертковых, но исполнению планов Кеппена помешала начавшаяся Первая Мировая война. В здании продолжали работать магазины и склады с иностранными вывесками «Роберт Кенц», «Н.Феттер и Е.Гинкель» и однажды сюда ворвались погромщики, которые искали выходцев из Германии - главного противника России в войне.
После Октябрьской революции над фасадом появилась нетипичная для советской власти вывеска «Деловой клуб», а залы заполонила разношёрстная публика: «красные директора» перенимали опыт дореволюционных управляющих заводами, стремящиеся к знаниям пролетарии и крестьяне посещали курсы математики, экономики и физики. Курировал образовательное учреждение Феликс Дзержинский, который занимал кабинет начальника ОГПУ в соседнем доме.
Деловой клуб. 1926 год:
Улица Кирова, 7. 1972-1974 гг.:
В 1927 году здесь был основан Клуб работников народного хозяйства имени Дзержинского, позднее известный как Дом инженера и техника, позднее - Дом научно-технической пропаганды при Всесоюзном обществе «Знание». С 1959 года в особняке работала редакция журнала «Наука и жизнь». Интерьеры советского периода запечатлены в кинофильмах «Возвращение Максима» и «Семнадцать мгновений весны». Торговая составляющая была представлена магазином «Готовое платье» торга «Мосодежда».
В девяностые годы после ликвидации общества «Знание» особняк опустел и началась реставрация здания. Некоторое время назад появились объявления с предложением «на один вечер стать хозяином этой великолепной жемчужины XVIII века и отметить здесь свой праздник» - усадьба превратилась в модную площадку для вечеринок и выставок.
Например, в 2015 году здесь презентовали выставку-иллюзию «Алиса в Стране чудес».
В 2022 году историческая усадьба стала резиденцией Нового Театра https://newtheatre.ru/ под руководством Эдуарда Боякова. Помещения приспособили для нужд служителей Мельпомены, оставив в неприкосновенности охранные зоны и добавив предметы мебели, реквизит, световое оборудование. Салтыковы и Чертковы устраивали в особняке балы, проводили концерты, но своего крепостного театра у них не было.
Эдуард Бояков, художественный руководитель Нового Театра
Через парадный вход посетители попадают в небольшой вестибюль, воссозданный аутентично интерьерам времён Чертковых (в купеческий период Обидиной здесь размещался магазин).
Охотничья гостиная украшена лепниной с изображениями лесных обитателей. Вообще в особняке немало лепных украшений, их можно датировать концом XIX века. А живопись в Охотничьей гостиной и других залах - современная.
Мраморная лестница, ведущая на второй этаж, построена в 1899 году - это эпизодический вклад мастера русского модерна Фёдора Шехтеля в архитектуру особняка.
Готический зал был оформлен в 1830-1840-х годах аркадой стрельчатых окон и дверей по периметру зала, дверные переплёты заполнены зеркалами, стены покрыты тонкой и сложной лепниной. Это самые старые сохранившиеся интерьеры особняка. В купеческий период вдоль стен с готическими узорами выставили рулоны линолеума - в помещении открылся торговый зал мануфактуры «Проводник».
Дубовая гостиная могла появиться в конце XIX века, когда госпожа Обидина сдавала помещения Московскому архитектурному обществу. Сохранился каталог архитектурно-строительной выставки 1897 года, позволяющий предполагать, что отделка гостиной носила выставочно-коммерческий характер. То есть посетители могли ознакомиться с представленными элементами декора, прицениться к материалам и заказать себе подобное оформление.
Белый зал с камином «Сатир и нимфа». Происхождение камина с гипсовыми фигурами вызывает у историков нешуточные споры. По общепринятой версии, камин оформлен по эскизам Михаила Врубеля в 1897 году. Однако дотошные знатоки творчества художника не находят подтверждения этой версии.
Анфилада богато декорирована лепными узорами.
В анфиладе есть ещё один зал со старинным камином (в особняке сохранились всего два камина). Здесь можно увидеть рояль производства первой российской фабрики клавишных инструментов Фридриха Дидерихса, основанной в 1810 году в Петербурге. Рояль фирмы Дидерихса фигурирует в описи имущества особняка, хотя вовсе не факт, что именно этот экземпляр. В любом случае, возраст инструмента составляет более ста лет.
Мавританская комната (Арабская курильня), предположительно, это тоже вариант презентационной отделки конца XIX века, как и упоминавшаяся ранее Дубовая гостиная.
Пространство с чугунными колоннами появилось, по основной версии, в 1863 году как зал публичной библиотеки. В её описании упоминались шесть чугунных опор, большие окна, в простенках стояли шкафы с книгами, на овальных столах выложены атласы и фолианты, древние книги хранились в отдельном шкафу. Но есть предположение об обустройстве помещения в более поздний - купеческий - период: колонны потребовались для укрепления сводов, когда в доме открыли магазины и склады.
В качестве театрального зала используется просторное пространство, которое в старину могло служить бальным залом. Здесь не сохранилось примет XIX века и всё нынешнее убранство это плоды креативной фантазии декораторов Нового Театра.
Руководство Нового Театра ответственно подходит к пребыванию своей труппы в стенах исторической усадьбы, не закрывает двери от посторонних, а наоборот, организует экскурсии «Чертков дом. По анфиладам истории и вымысла» для любопытствующих москвичей. Первым репертуарным спектаклем в этих стенах стал «Лубянский гримёр» - иммерсивное представление с участием зрителей, которые прогуливаются по залам, а актёры художественно представляют сцены из жизни персонажей XIX века.
Декорация спектакля «Лубянский гримёр»
Репетиционный зал
Репетиция спектакля «Столыпин. У премьер-министра мало друзей»
Поэтический спектакль «Государев венец»
В 2023 году завлит театра Екатерина Кретова выступила в роли модератора дискуссии с участием аттестованных гидов. На этой встрече с шуточным названием «Битва экскурсоводов» участники обсуждали «белые пятна» в истории усадьбы, развенчивали мифы, представляли почерпнутые в архивах малоизвестные факты.
Благодарю за содействие в подготовке этого сюжета Екатерину Кретову, Марианну Власову и всех причастных к деятельности Нового театра под руководством Эдуарда Боякова.
Фотографии: Евгений Чесноков
Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»:
#городнапамять #москва #история #архитектура #мясницкаяулица #усадьба #особняк #салтыков #чертков