10 апреля 2025 года/
«Суконный король Москвы» фабрикант Василий Носов в 1903 году решил улучшить жилищные условия своей большой семьи и построил новый дом по проекту мастера московского модерна Льва Кекушева. Место для постройки особняка было выбрано не на центральных бульварах, а на промышленной окраине города - поближе к собственной суконной фабрике. Сегодня добраться до Электрозаводской улицы стоит для того, чтобы услышать любопытные истории, связанные с этим домом, и осмотреть неплохо сохранившиеся интерьеры, благо особняк стал общественным пространством - филиалом Российской государственной библиотеки для молодёжи, в котором проходят экскурсии, концерты, лекции, выставки.
В XIX веке на берегах Яузы и её притоков появились небольшие ткацкие производства, со временем превратившиеся в крупные индустриальные предприятия. Одно из них было основано в 1829 году братьями Дмитрием, Иваном и Василием Носовыми, крестьянами из старообрядческой общины, которые пошли работать на ткацкую фабрику, накопили немного денег и решили открыть собственное дело. Будучи не понаслышке знакомы со спецификой производства, они грамотно распорядились стартовым капиталом, а полученную прибыль вкладывали в развитие предприятия.
Поначалу фабрика со штатом из шести работников выпускала качественные тонкосуконные платки, которые пользовались большим спросом у москвичек. Затем братья-фабриканты взяли кредит в старообрядческой казне, приобрели новые станки и расширили ассортимент на суконные изделия. Вероятно, ключевым моментом стало получение в 1863 году государственного подряда на поставку мундирного сукна для армейских нужд и пошив «матросских рубашек» для флота. К этому времени в Семёновской слободе уже были возведены новые цеха, в которых трудилось 1600 рабочих.
Наследники отцов-основателей успешно продолжали семейный бизнес и в 1880 году было учреждено «Промышленно-Торговое Товарищество Мануфактур Братьев Носовых», которое возглавил Василий Носов, сын Дмитрия Носова. Новый директор-распорядитель поселился в собственном доме неподалёку от фабрики. Его супруга, Августа Жучкова, рано ушла из жизни и Василий Носов лично озаботился воспитанием сына и шестерых дочек. Это были приятные хлопоты, отец дал детям хорошее домашнее образование и поделился всем, что сам знал и любил, а он неплохо разбирался в истории, экономике и технике, увлекался живописью и фотографией, занимался спортом.
Бюст Василия Носова
Семья Носовых, 1900-е годы. Источник: wikipedia.org, общественное достояние
Реконструкция семейного чаепития
Почти все дочери быстро нашли достойных женихов из своего круга и покинули отчий дом, к примеру, Татьяна Носова вышла замуж за Владимира Алексеева из знаменитой купеческой династии, а супругом Веры Носовой стал Алексей Бахрушин, наследник кожевенного магната и будущий основатель театрального музея. Василий Носов-младший выбрал спутницей жизни Евфимию Рябушинскую, девушку из богатой семьи, но со сложным характером «светской львицы». Чтобы не портить отношения с молодыми, Носов-старший предпочёл отдать им старый особняк, разделить пополам земельный участок с садом и построить новый дом для себя и младшей дочери Августы, которая повзрослела, но ещё оставалась под присмотром отца. По другой версии, земля под строительство была приобретена у родственника - Дмитрия Жучкова.
Малая Семёновская улица, 1 - старый особняк Носовых
Василий Носов изучил современные архитектурные тенденции и остановил свой выбор на американском коттедже из журнала «Scientific American». Воплотить замысел в камне был приглашён талантливый и востребованный архитектор Лев Кекушев, однако мастер модерна творчески переработал буквально всё и оставил от предложенного варианта только габариты застройки, этажность и цветовую гамму. Кекушев представил собственный проект деревянного дома с каменным полуподвалом. Здание состояло из нескольких объёмов, которые внешне отличались оригинальными формами оконных проёмов и даже высота потолков в комнатах оказалась разной: 4.18, 3.28, 2.84, 1.97 метра. Внутренняя планировка вполне удовлетворяла запросы заказчика, а гармония асимметричного здания достигалась единым оформлением фасадов резным декором в стиле бельгийского модерна.
Смотрите старые фотографии. Дом-особняк В.Д.Носова. 1904 год:
Незаурядный проект отличался и от традиционной московской городской усадьбы, и от заокеанского коттеджа. Кекушевский сказочный теремок напоминал загородный домик и очень понравился Василию Носову, возможно, навевая приятные воспоминания о летнем дачном отдыхе в Гиреево, куда он выезжал вместе со всеми детьми. Как сторонник технического прогресса, Носов распорядился оборудовать дом достижениями инженерной мысли - водоснабжением, канализацией, системой вентиляции и электрическим освещением. В парадной столовой, кабинете Носова и будуаре Августы были установлены камины, отделанные деревом, майоликой и бронзой. При возведении стен использовалась дубовая древесина, утеплённая сукном, драпом и слоем штукатурки. В интерьерах встречаются несколько сортов дерева - красное дерево, лиственница, канадский клён. Строительные работы начались в апреле 1903 года, а уже в декабре были завершены.
Традиционно в купеческих домах первый этаж был мужским, а второй - женским. На первом этаже анфиладного типа располагались прихожая, парадная столовая, кабинет и спальня хозяина, гостиная, кухня, привратницкая, кладовая, две уборных и просторная открытая веранда. В покои Августы Носовой вели две лестницы - парадная и чёрная. Наверху разместились будуар и спальная комната девушки, две гостиных, две гостевых спальни, терраса, комнаты экономки и прислуги, гладильня и опять же две уборных - хозяйская и для служанок. Прислуга знала своё место, выполняла непосредственные обязанности и по дому не разгуливала.
Отношение администрации к рабочим на суконной фабрике не отличалось либерализмом, как и у других успешных фабрикантов, здесь практиковался длинный рабочий день, тяжёлые условия труда, запрет покидать территорию. Для ткацких производств времён империи как раз подойдёт строчка из песни Высоцкого: «Сколь верёвочка ни вейся, всё равно совьёшься в кнут». Однако случилась Великая Октябрьская социалистическая революция, власть переменилась, вооружённые текстильщики пришли на фабрику и в оба дома Носовых «экспроприировать экспроприаторов». Судьба дочерей сложилась по-разному - кто остался в Советской России, кто - уехал в эмиграцию. Августа, за год до этих событий вышедшая замуж за фабриканта Леонида Кондрашова, осталась в столице и прожила долгую жизнь, а Василий Носов умер в 1920 году в подмосковной Перловке.
За каретным сараем располагалась фабрика Носовых, переименованная восставшим пролетариатом в «Освобождённый Труд», ныне - технопарк «Семёновский». Текстильный квартал в советские годы дополнился новыми корпусами и зданиями «ЦНИИшерсть».
Каретный сарай был построен также в 1903 году по проекту Кекушева.
В 1915 году под окнами особняка Носовых началось строительство готического индустриального здания завода «Проводник», введённого в эксплуатацию уже при советской власти как энергетическое предприятие «Электрозавод».
Для подвоза сырья и отправки готовой продукции «Электрозавод» в 1927 году был соединён служебной веткой (первой в СССР электрифицированной железной дорогой) с Московской Окружной железной дорогой. Сейчас контактная сеть демонтирована и ветка обслуживается тепловозом ТГМ23В.
После национализации в особняке открылись детские ясли, затем здание приспособили под общежитие для фабричных работниц, а во второй половине ХХ века сюда переехали конторы.
Смотрите старые фотографии. Воспитанники яслей 86/4 на веранде. 1926-1932 гг.:
Ясли. 1926-1932 гг.:
При такой интенсивной эксплуатации к концу восьмидесятых годов особняк пришёл в аварийное состояние, конторы из него съехали, а памятник архитектуры с протекающей крышей оказался на балансе Государственной республиканской юношеской библиотеки. Надо отдать должное властям за предоставление серьёзных средств на восстановительные работы, а реставраторам и библиотечным сотрудникам за возвращение особняку исторического облика.
Электрозаводская улица, 12. 1988-1989 гг.:
Реставрация террасы западного фасада. 2000 год:
При изучении состояния дома выяснилось, что 70-80 процентов деревянных конструкций, остекление, витраж, метлахская плитка, камины неплохо сохранились. Однако при вроде бы благоприятном раскладе реставрация затянулась - работы проводились с 1989 по 2009 год. Дом из свежих пиломатериалов Кекушев мог построить всего за девять месяцев, а вот реставрация дерева это объективно процесс более кропотливый - например, при повышенной влажности в древесине заводятся жучки и борьба с вредителями превращается в многотрудную эпопею.
Выше было перечислено первоначальное назначение комнат, а в формате Молодёжного историко-культурного центра «Особняк Носова» бывшие хозяйские комнаты используются под тематические выставочные экспозиции, другие помещения приспособлены под библиотеки, концертную площадку и административные службы. Носовская меблировка почти полностью утрачена в советский период, но в обстановке сейчас можно увидеть немало предметов, аутентичных эпохе Серебряного века.
Прихожая и гардероб
Парадная столовая с камином, оформленным по рисунку Михаила Врубеля, и подлинными буфетами, которые заполнены семейным фарфором Носовых - подарком от наследников.
Малая гостиная
Кабинет Василия Носова с камином и письменным столом фабриканта. Здесь в рекламной полиграфии и образцах упаковки представлена история московской промышленности.
Летняя веранда, где хозяева устраивали семейные чаепития.
Дубовая парадная лестница приводит к итальянскому или французскому гобелену, приобретённому Василием Носовым для своего кабинета.
В коридоре на втором этаже привлекают внимание оригинальные двери с остеклением и небольшие выставочные стенды о московском быте начала ХХ века.
Просторная светлая комната - это спальня Августы Носовой, используемая как лекторий.
Гардеробная или гладильня
В одной из гостевых спален открыта библиотека модерна.
Экспонаты выставки в гостиной рассказывают о творчестве архитектора Льва Кекушева.
Будуар Августы с семейными реликвиями сестёр и портретами Евфимии Носовой-Рябушинской, написанными Константином Сомовым в 1911 и Александром Головиным в 1916 годах.
Терраса на втором этаже
Чёрная лестница оформлена скромнее, чем парадная, но тоже не лишена декоративных изысков в стиле модерн.
Чердачные помещения
В подвале расположен музыкальный отдел и сохранено некоторое оборудование котельной.
Угольный подвал углублён для обустройства концертного зала - а вот истопникам здесь приходилось работать согнувшись.
Узнать больше об истории семьи Носовых и стиле модерн можно на официальном сайте Молодёжного историко-культурного центра «Особняк Носова»
Фотографии: Евгений Чесноков
Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»:
Все фотоальбомы «Город на память» в алфавитном указателе:
#городнапамять #москва #история #архитектура #модерн #особнякносова #кекушев