Найти в Дзене
Город на память

«Город на память». 964. Особняк купца Носова

10 апреля 2025 года/

«Суконный король Москвы» фабрикант Василий Носов в 1903 году решил улучшить жилищные условия своей большой семьи и построил новый дом по проекту мастера московского модерна Льва Кекушева. Место для постройки особняка было выбрано не на центральных бульварах, а на промышленной окраине города - поближе к собственной суконной фабрике. Сегодня добраться до Электрозаводской улицы стоит для того, чтобы услышать любопытные истории, связанные с этим домом, и осмотреть неплохо сохранившиеся интерьеры, благо особняк стал общественным пространством - филиалом Российской государственной библиотеки для молодёжи, в котором проходят экскурсии, концерты, лекции, выставки.

В XIX веке на берегах Яузы и её притоков появились небольшие ткацкие производства, со временем превратившиеся в крупные индустриальные предприятия. Одно из них было основано в 1829 году братьями Дмитрием, Иваном и Василием Носовыми, крестьянами из старообрядческой общины, которые пошли работать на ткацкую фабрику, накопили немного денег и решили открыть собственное дело. Будучи не понаслышке знакомы со спецификой производства, они грамотно распорядились стартовым капиталом, а полученную прибыль вкладывали в развитие предприятия.

Поначалу фабрика со штатом из шести работников выпускала качественные тонкосуконные платки, которые пользовались большим спросом у москвичек. Затем братья-фабриканты взяли кредит в старообрядческой казне, приобрели новые станки и расширили ассортимент на суконные изделия. Вероятно, ключевым моментом стало получение в 1863 году государственного подряда на поставку мундирного сукна для армейских нужд и пошив «матросских рубашек» для флота. К этому времени в Семёновской слободе уже были возведены новые цеха, в которых трудилось 1600 рабочих.

Наследники отцов-основателей успешно продолжали семейный бизнес и в 1880 году было учреждено «Промышленно-Торговое Товарищество Мануфактур Братьев Носовых», которое возглавил Василий Носов, сын Дмитрия Носова. Новый директор-распорядитель поселился в собственном доме неподалёку от фабрики. Его супруга, Августа Жучкова, рано ушла из жизни и Василий Носов лично озаботился воспитанием сына и шестерых дочек. Это были приятные хлопоты, отец дал детям хорошее домашнее образование и поделился всем, что сам знал и любил, а он неплохо разбирался в истории, экономике и технике, увлекался живописью и фотографией, занимался спортом.

-2

Бюст Василия Носова

-3

Семья Носовых, 1900-е годы. Источник: wikipedia.org, общественное достояние

-4

Реконструкция семейного чаепития

-5
-6
-7

Почти все дочери быстро нашли достойных женихов из своего круга и покинули отчий дом, к примеру, Татьяна Носова вышла замуж за Владимира Алексеева из знаменитой купеческой династии, а супругом Веры Носовой стал Алексей Бахрушин, наследник кожевенного магната и будущий основатель театрального музея. Василий Носов-младший выбрал спутницей жизни Евфимию Рябушинскую, девушку из богатой семьи, но со сложным характером «светской львицы». Чтобы не портить отношения с молодыми, Носов-старший предпочёл отдать им старый особняк, разделить пополам земельный участок с садом и построить новый дом для себя и младшей дочери Августы, которая повзрослела, но ещё оставалась под присмотром отца. По другой версии, земля под строительство была приобретена у родственника - Дмитрия Жучкова.

-8

Малая Семёновская улица, 1 - старый особняк Носовых

Василий Носов изучил современные архитектурные тенденции и остановил свой выбор на американском коттедже из журнала «Scientific American». Воплотить замысел в камне был приглашён талантливый и востребованный архитектор Лев Кекушев, однако мастер модерна творчески переработал буквально всё и оставил от предложенного варианта только габариты застройки, этажность и цветовую гамму. Кекушев представил собственный проект деревянного дома с каменным полуподвалом. Здание состояло из нескольких объёмов, которые внешне отличались оригинальными формами оконных проёмов и даже высота потолков в комнатах оказалась разной: 4.18, 3.28, 2.84, 1.97 метра. Внутренняя планировка вполне удовлетворяла запросы заказчика, а гармония асимметричного здания достигалась единым оформлением фасадов резным декором в стиле бельгийского модерна.

Смотрите старые фотографии. Дом-особняк В.Д.Носова. 1904 год:

1904 Дом-особняк В.Д. Носова в Москве
-9

Незаурядный проект отличался и от традиционной московской городской усадьбы, и от заокеанского коттеджа. Кекушевский сказочный теремок напоминал загородный домик и очень понравился Василию Носову, возможно, навевая приятные воспоминания о летнем дачном отдыхе в Гиреево, куда он выезжал вместе со всеми детьми. Как сторонник технического прогресса, Носов распорядился оборудовать дом достижениями инженерной мысли - водоснабжением, канализацией, системой вентиляции и электрическим освещением. В парадной столовой, кабинете Носова и будуаре Августы были установлены камины, отделанные деревом, майоликой и бронзой. При возведении стен использовалась дубовая древесина, утеплённая сукном, драпом и слоем штукатурки. В интерьерах встречаются несколько сортов дерева - красное дерево, лиственница, канадский клён. Строительные работы начались в апреле 1903 года, а уже в декабре были завершены.

-10
-11
-12
-13
-14
-15

Традиционно в купеческих домах первый этаж был мужским, а второй - женским. На первом этаже анфиладного типа располагались прихожая, парадная столовая, кабинет и спальня хозяина, гостиная, кухня, привратницкая, кладовая, две уборных и просторная открытая веранда. В покои Августы Носовой вели две лестницы - парадная и чёрная. Наверху разместились будуар и спальная комната девушки, две гостиных, две гостевых спальни, терраса, комнаты экономки и прислуги, гладильня и опять же две уборных - хозяйская и для служанок. Прислуга знала своё место, выполняла непосредственные обязанности и по дому не разгуливала.

Отношение администрации к рабочим на суконной фабрике не отличалось либерализмом, как и у других успешных фабрикантов, здесь практиковался длинный рабочий день, тяжёлые условия труда, запрет покидать территорию. Для ткацких производств времён империи как раз подойдёт строчка из песни Высоцкого: «Сколь верёвочка ни вейся, всё равно совьёшься в кнут». Однако случилась Великая Октябрьская социалистическая революция, власть переменилась, вооружённые текстильщики пришли на фабрику и в оба дома Носовых «экспроприировать экспроприаторов». Судьба дочерей сложилась по-разному - кто остался в Советской России, кто - уехал в эмиграцию. Августа, за год до этих событий вышедшая замуж за фабриканта Леонида Кондрашова, осталась в столице и прожила долгую жизнь, а Василий Носов умер в 1920 году в подмосковной Перловке.

-16

За каретным сараем располагалась фабрика Носовых, переименованная восставшим пролетариатом в «Освобождённый Труд», ныне - технопарк «Семёновский». Текстильный квартал в советские годы дополнился новыми корпусами и зданиями «ЦНИИшерсть».

-17

Каретный сарай был построен также в 1903 году по проекту Кекушева.

-18
-19

В 1915 году под окнами особняка Носовых началось строительство готического индустриального здания завода «Проводник», введённого в эксплуатацию уже при советской власти как энергетическое предприятие «Электрозавод».

-20

Для подвоза сырья и отправки готовой продукции «Электрозавод» в 1927 году был соединён служебной веткой (первой в СССР электрифицированной железной дорогой) с Московской Окружной железной дорогой. Сейчас контактная сеть демонтирована и ветка обслуживается тепловозом ТГМ23В.

-21

После национализации в особняке открылись детские ясли, затем здание приспособили под общежитие для фабричных работниц, а во второй половине ХХ века сюда переехали конторы.

Смотрите старые фотографии. Воспитанники яслей 86/4 на веранде. 1926-1932 гг.:

1926—1932 Воспитанники яслей 86/4 на веранде

Ясли. 1926-1932 гг.:

1926—1932 Ясли 86/4. Сцена на лестнице

При такой интенсивной эксплуатации к концу восьмидесятых годов особняк пришёл в аварийное состояние, конторы из него съехали, а памятник архитектуры с протекающей крышей оказался на балансе Государственной республиканской юношеской библиотеки. Надо отдать должное властям за предоставление серьёзных средств на восстановительные работы, а реставраторам и библиотечным сотрудникам за возвращение особняку исторического облика.

Электрозаводская улица, 12. 1988-1989 гг.:

1988—1989 Электрозаводская ул. дом № 12

Реставрация террасы западного фасада. 2000 год:

2000 Филиал Государственной юношеской библиотеки РФ в главном доме усадьбы Носова. Терраса западного фасада

При изучении состояния дома выяснилось, что 70-80 процентов деревянных конструкций, остекление, витраж, метлахская плитка, камины неплохо сохранились. Однако при вроде бы благоприятном раскладе реставрация затянулась - работы проводились с 1989 по 2009 год. Дом из свежих пиломатериалов Кекушев мог построить всего за девять месяцев, а вот реставрация дерева это объективно процесс более кропотливый - например, при повышенной влажности в древесине заводятся жучки и борьба с вредителями превращается в многотрудную эпопею.

-22

Выше было перечислено первоначальное назначение комнат, а в формате Молодёжного историко-культурного центра «Особняк Носова» бывшие хозяйские комнаты используются под тематические выставочные экспозиции, другие помещения приспособлены под библиотеки, концертную площадку и административные службы. Носовская меблировка почти полностью утрачена в советский период, но в обстановке сейчас можно увидеть немало предметов, аутентичных эпохе Серебряного века.

-23

Прихожая и гардероб

-24
-25
-26

Парадная столовая с камином, оформленным по рисунку Михаила Врубеля, и подлинными буфетами, которые заполнены семейным фарфором Носовых - подарком от наследников.

-27
-28
-29
-30
-31
-32
-33

Малая гостиная

-34
-35
-36
-37

Кабинет Василия Носова с камином и письменным столом фабриканта. Здесь в рекламной полиграфии и образцах упаковки представлена история московской промышленности.

-38
-39
-40
-41
-42
-43
-44
-45

Летняя веранда, где хозяева устраивали семейные чаепития.

-46
-47
-48

Дубовая парадная лестница приводит к итальянскому или французскому гобелену, приобретённому Василием Носовым для своего кабинета.

-49
-50
-51
-52
-53
-54

В коридоре на втором этаже привлекают внимание оригинальные двери с остеклением и небольшие выставочные стенды о московском быте начала ХХ века.

-55
-56
-57
-58
-59

Просторная светлая комната - это спальня Августы Носовой, используемая как лекторий.

-60
-61

Гардеробная или гладильня

-62

В одной из гостевых спален открыта библиотека модерна.

-63

Экспонаты выставки в гостиной рассказывают о творчестве архитектора Льва Кекушева.

-64
-65
-66
-67

Будуар Августы с семейными реликвиями сестёр и портретами Евфимии Носовой-Рябушинской, написанными Константином Сомовым в 1911 и Александром Головиным в 1916 годах.

-68
-69
-70
-71
-72
-73

Терраса на втором этаже

-74

Чёрная лестница оформлена скромнее, чем парадная, но тоже не лишена декоративных изысков в стиле модерн.

-75
-76
-77

Чердачные помещения

-78
-79
-80

В подвале расположен музыкальный отдел и сохранено некоторое оборудование котельной.

-81
-82
-83

Угольный подвал углублён для обустройства концертного зала - а вот истопникам здесь приходилось работать согнувшись.

Узнать больше об истории семьи Носовых и стиле модерн можно на официальном сайте Молодёжного историко-культурного центра «Особняк Носова»

Фотографии: Евгений Чесноков

-84

Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»:

Яндекс Карты — транспорт, навигация, поиск мест
-85

Все фотоальбомы «Город на память» в алфавитном указателе:

Город на память | Дзен

#городнапамять #москва #история #архитектура #модерн #особнякносова #кекушев