Актриса Дженис Пейдж покинула этот мир прошлым летом на сто втором году жизни. Поводом вспомнить о ней тогда же послужил интересный нуар "По эту сторону закона", ему мы посвятили очерк "Другая Дженис".
На сей раз повод тот же самый - еще более редкая картина, объединившая целую плеяду талантов из числа тех, кто на фоне третьесортных смотрится сортом вторым.
La Strada Buia (темная дорога) - сразу вспоминается "путь наш во мраке" и "мне так страшно уходить во тьму". Но это не хоррор и не нуар в строгом смысле слова. Cкорее, басня на вечную тему "Женщина и паяц". Хотя американский участник постановки - Сидней Залков, позднее весьма оригинально перенесет на экран готические новеллы Натаниэля Готорна в триптихе Twice Told Tales. А молодой и романтичный в этом фильме Массимо Серато в последствии облагородит своим присутствием полдюжины неаппетитных джалло, включая "Пятна на солнце".
Эдуардо Чианнелли, матерый злодей у себя за океаном, здесь, на исторической родине, вызывает сочувствие, изображая сентиментального пьяницу, которому ударил бес в ребро. Начиная с двадцатых годов, в Голливуде этот артист изображал безжалостных мафиози, жрецов оккультных сект и ученых-маниаков. Это по его распоряжению уродует лицо Бетт Дэвис бандит в "Меченой женщине", и таинственный Доктор Сатан управляет преступным миром не хуже своих европейских коллег Мабузе и Фантомаса.
В роли Рауля Клементи шестидесятилетнему актеру удается сочетать сдержанность и даже робость с достоинством без снобизма, как и подобает представителю старинного рода. До переезда в США, Чианнелли был одним из ведущих баритонов театра Ла Скала.
Фильм начинается с конца. Параллельно интенсивной фабуле, в картину внедрено несколько эффектных типажей и номеров, перемежающих чередование флэшбеков, проливающих свет на события, приведшие к роковой развязке в дождливую и ветреную ночь, показанной зрителю заранее. В том числе и чувственный танец, который исполняет совсем юная балерина Альба Арнова - итальянский ответ Сид Чарис и Зизи Жанмер. Её муж - композитор Джанни Феррио сочинил Parole, Parole - мегахит для равновеликих Мины и Далиды.
Всё это здорово, ну а кино-то о чем?
"Слишком поздно поняла Хэйзл Клемент, что убийство не выход из положения", скорбит обложка детектива, по которому снят этот фильм. Действие переброшено из Штатов в Италию, поэтому героиню Дженис Пейдж зовут не Хэйзл, а Барбара.
Музыки в фильме довольно много, но при соблюдении чувства меры, она не превращает его в видео-клип, как это случается у Ардженто. Фрагмент оперной увертюры мной, к сожалению, пока не опознан.
"Римские улицы" поет великий Клаудио Вилла.
Один и тот же пассаж терменвокса тактично и атмосферно акцентирует моменты тревожного ожидания.
Детективы пересказывать не принято, но главный вопрос данной истории звучит примерно так:
Можно ли избавиться от постылого супруга, поместив бутылку виски в бочонок для сахара (un barattolo dello zucchero)?
Дженис Пейдж привораживает пожилого аристократа Рауля песней My Guy и сразу наживает себе врага в лице его бдительной сестрицы, которую играет Бинни Барнс, похожая в этой роли на Дебору Керр. Как ловко она опрокидывает плоский фужер с шампанским на платье авантюристки с волшебным голосом.
Певицей Дженис Пейдж была великолепной, но это не My Guy Смоки Робинсона. И, боюсь, что услышать его где-либо еще невозможно.
Бинни Барнс - читается как псевдоним комика, на самом деле эта холодная леди чисто английского типа, так и просится в "Опасный поворот".
Оператор Тонино Далли Колли в последствии воплощал замыслы Феллини и Пазолини. Девяносто процентов артхаусных сенсаций на самом деле доведено до ума именно такими профессионалами-поденщиками.
И вывеску срывает порывом ветра с дождем в точности как в "Шести женщинах для убийцы". Марио Бава тоже взялся за режиссуру, имея за спиной двадцатилетний опыт операторской работы.