В 1989 году режиссёр Брайан Де Пальма снял сильнейшую военную драму «Жертвы войны» (Casualties of War) по сценарию Дэвида Рэйба, основанному на статье военного корреспондента Дэниэла Лэнга для The New Yorker, увидевшей свет в 1969 году (чуть позже Лэнг опубликовал отдельную книгу). Это была реальная история об одном армейском подразделении, которое 19-го ноября 1966 года похитило, изнасиловало, а затем убило вьетнамку Фан Тхи Мао (т.н. «Инцидент на высоте 192»).
Нельзя сказать, что Де Пальма «открыл миру глаза». Новости об инциденте дошли до США вскоре после суда над солдатами, а история получила широкую известность после статьи Лэнга. Однако это всего лишь один из немногих случаев, который был предан огласке и поднял огромную шумиху в Америке.
Ещё в 1970 году Михаэль Ферхёвен на основе данных событий снял фильм «o.k.». По мотивам тех же событий режиссёр Элиа Казан снял фильм «Гости» (The Visitors, 1972) - первый фильм о ветеранах Вьетнама в мирной жизни. Так что картина Де Пальмы, снятая под занавес «холодной войны», скорее, завершила «вьетнамский цикл» в Голливуде.
В 1966 году Дэвид Эдвард Джерваз (20 лет) и рядовой первого класса Стивен Кэббот Томас (21) - оба военнослужащие роты С, 2-й аэромобильный батальон, 8-я кавалерийская, 1-я кавалерийская дивизия - вместе с тремя другими членами отделения (рядовой первого класса Роберт М. Сторби, 22 года; двоюродные братья Сиприано С. Гарсия, 21 год, и Джозеф К. Гарсия, 20 лет), договорились похитить «привлекательную девушку» во время их общей разведывательной миссии, которая должна была состояться на следующий день. В 1968 году во время интервью, которое он дал Лэнгу, 22-летний рядовой 1-го класса Роберт Сторби сказал: «[Джервас] сказал, что мы найдём женщину для секса, а через 5 дней убьём её» ([Gervase] stated that we would get the woman for the purpose of boom-boom, or sexual intercourse, and at the end of five days we would kill her). Во время интервью Сторби также вспомнил, что Джервас тогда заявил, что это «хорошо подействует на моральный дух отряда».
Войдя в 5 часов утра в маленькую деревушку Каттуонг, расположенную в уезде Фуми, солдаты похитили 21-летнюю Фан Тхи Мао. Они связали ей руки, заткнули рот кляпом и забрали с собой. Позднее, разбив лагерь, они вчетвером (за исключением Сторби) изнасиловали девушку. На следующий день, во время перестрелки с солдатами Вьетконга, Томас и Джервас, опасаясь, что кто-нибудь заметит находящуюся с отрядом девушку, решили убить её. Томас нанёс ей 3 удара охотничьим ножом, но девушка выжила и попыталась убежать. Четверо солдат, участвовавших в изнасиловании, побежали за ней. Томас, догнав девушку, убил её, выстрелив ей в голову из винтовки М-16.
Изначально Сторби сообщил о преступлении. Сначала вышестоящее командование, включая командира роты, не предприняло никаких действий. Несмотря на угрозы в свой адрес со стороны солдат, участвовавших в изнасиловании и убийстве, Сторби был полон решимости добиться наказания для них. Его настойчивость в донесении информации о преступлении до вышестоящего командования в конечном итоге привела к тому, что четверо его сослуживцев предстали перед военным трибуналом. Именно во время этого разбирательства сестра жертвы опознала в ней Фан Тхи Мао.
Томас, Сиприано Гарсия и Джозеф Гарсия были признаны виновными в непреднамеренном убийстве в марте и апреле 1967 года. Жерваз был признан виновным по обвинению в преднамеренном убийстве. На суде над Томасом, который на самом деле нанес ножевое ранение и стрельбу, прокурор попросил присяжных вынести смертный приговор. Однако суд приговорил Томаса к пожизненному заключению с каторжными работами. Сначала этот срок был сокращён до 20 лет, затем до восьми, что позволило ему выйти по УДО через половину этого срока. Он был освобождён условно-досрочно 18 июня 1970 года.
Точно так же первоначальный приговор Джервейсу - десять лет каторжных работ - был сокращён до восьми. Он был условно-досрочно освобождён 9-го августа 1969 года. В 1968 году Джозеф Гарсия был оправдан по апелляции на его первоначальный 15-летний срок, а его увольнение с позором было отменено после того, как было установлено, что его Пятая поправка права были нарушены, а его признание было признано недопустимым. Срок заключения Сиприано Гарсии был сокращён с 4 лет до 22 месяцев. Все солдаты (за исключением Сторби) были с позором уволены из армии.
Джервейс умер 23 марта 1981 года. Ему было 34 года.
На широком экране, это зрелище, безусловно, не для слабонервных, так как тема поднимается очень серьёзная, о которой не любят обычно разговаривать. Ведь чаще всего при слове война люди представляют себе славных парней с автоматами в окопах. Но война – это не ловля бабочек с сачком.
Нашему современнику эта жуткая история, безусловно, напомнит «дело полковника» Буданова, всколыхнувшее Россию в 2000 году, в разгар «замирения» Чечни.
Процесс над Будановым имел большой общественный резонанс. Страну буквально разодрало на два лагеря: для одних полковник был безусловным героем, для других – преступником, «врагом чеченского народа, подлежащим уничтожению», «шизофреником и убийцей».
Фильм вышел в прокат в пятницу и за выходные собрал 5,2 миллиона долларов, заняв четвёртое место по кассовым сборам.
Сразу же после премьеры, картина подверглась разрушительной критике со стороны ветеранов за жестокие стереотипы в отношении солдат, воевавших во Вьетнаме. Фильм, безусловно, очень сильный, «но в нём ветераны изображены как бесчувственные, едва ли компетентные солдаты с циничными и трусливыми офицерами», - заявил на пресс-конференции Джон Уилер, президент Центра поколения ветеранов войны во Вьетнаме. Уилер заявил, что не призывает к бойкоту, но добавил, что «каждый доллар, потраченный на просмотр этого фильма, - это нож в сердце какого-нибудь ветерана, его детей или других людей, которые его любят».
Марк Липсон из Американской ассоциации ветеранов войны во Вьетнаме и вовсе обрушился на Де Пальму, обвинив его во лжи:
«… Это был не мой Вьетнам! Я открыто признаю, что всё это происходило, но, на мой взгляд, Де Пальма преподнёс это в эксплуататорской манере. Это закрепляет представление о том, что каждый парень, отправившийся туда, был насильником и каждый час дня участвовал в кровавых разборках. Это просто неправда. Стереотипно изображать ветеранов войны во Вьетнаме как опустившихся и обезумевших убийц из джунглей - всё равно что изображать чернокожих в кино как бездельников и лентяев…».
В целом, реакция кинокритиков на фильм варьировалась от восхищения до возмущения.
Casualties of War представлена как воспоминание ветерана вьетнамской войны Макса Эриксона (Майкл Дж. Фокс), отправившегося добровольцем во Вьетнам.
Это своеобразный «свой среди чужих и чужой среди своих» - фильм про конфликт интересов внутри замкнутой военной среды. Про то, можно ли остаться человеком, находясь среди зверей. Это классической противостояние плохого парня, сержанта Тони Месерва (гениально сыграл Шон Пенн) и хорошего, рядового Эриксона.
Первый никогда не отличался благородством. Это очень жестокий человек, потерявший на войне все понятия о чести и человеческом облике. Его можно понять – он «ребёнок войны». Эриксон же, наоборот, само благородство и справедливость. Он в одиночку противостоит своим «братьям по оружию», один борется против безразличия и равнодушия.
В самом начале фильма, нам показывают Эриксона, который едет в трамвае. Среди пассажиров он вдруг замечает симпатичную девушку азиатской наружности. Её образ начинает пробуждать в бывшем солдате ужасные воспоминания о том, что случилось тогда во Вьетнаме.
Идея о том, как остаться человеком на войне, не нова. Как и во «Взводе» Стоуна, в ленте Де Пальмы показано, как человек звереет от ужасов, как при захватнических военных операциях солдаты и офицеры терроризируют местное население и измываются над ним. Собственно, война здесь не более, чем декорация. Это фильм о жестокости и человечности, о трусости и смелости.
В 1980-е годы американские кинорежиссёры ещё снимали великие фильмы про войну, войну во Вьетнаме. Куда всё это делось? Американцы «победили» СССР и переключились на другие темы. Начиная со «Списка Шиндлера» Голливуд захлестнули слезливые картины про то, как было плохо евреям в годы Второй мировой войны, и что теперь весь мир им должен.