Найти в Дзене

КТО В АРМИИ СЛУЖИЛ, ТОТ В ЦИРКЕ НЕ СМЕЁТСЯ

Армия во всех странах мира одинакова: подчинение здесь зиждется на унижении и оскорблении. Цель – добиться превращения каждой отдельной личности в единый бесперебойный механизм сокрушения и убийства. А этого можно достичь только муштрой.
Не столь важно, «дедовщина» или «уставщина» - формы унижения человеческого достоинства различны, а суть одна. Они основаны на разделении людей, диктате силы и власти, эксплуатации одними других.
«Цельнометаллическая оболочка» (англ. Full Metal Jacket) — военная драма о войне во Вьетнаме. Предпоследняя работа знаменитого Стэнли Кубрика. Экранизация романа Густава Хэсфорда «Старики».
Этот антивоенный и даже антиармейский фильм можно вполне поставить в ряд с такими шедеврами, как «Апокалипсис сегодня» Копполы и «Взвод» Стоуна.
Кубрик давно заслужил славу оригинального режиссёра, но далеко не все его поняли, когда он, спустя 10 лет после Копполы обратился к теме войны во Вьетнаме.
Все сцены, как в тренировочном лагере, так и вьетнамские, были сняты в Англ
"Цельнометаллическая оболочка". Кадр из фильма
"Цельнометаллическая оболочка". Кадр из фильма

Армия во всех странах мира одинакова: подчинение здесь зиждется на унижении и оскорблении. Цель – добиться превращения каждой отдельной личности в единый бесперебойный механизм сокрушения и убийства. А этого можно достичь только муштрой.
Не столь важно, «дедовщина» или «уставщина» - формы унижения человеческого достоинства различны, а суть одна. Они основаны на разделении людей, диктате силы и власти, эксплуатации одними других.
«Цельнометаллическая оболочка» (англ. Full Metal Jacket) — военная драма о войне во Вьетнаме. Предпоследняя работа знаменитого
Стэнли Кубрика.

Стэнли Кубрик
Стэнли Кубрик

Экранизация романа Густава Хэсфорда «Старики».
Этот антивоенный и даже антиармейский фильм можно вполне поставить в ряд с такими шедеврами, как «Апокалипсис сегодня» Копполы и «Взвод» Стоуна.
Кубрик давно заслужил славу оригинального режиссёра, но далеко не все его поняли, когда он, спустя 10 лет после Копполы обратился к теме войны во Вьетнаме.
Все сцены, как в тренировочном лагере, так и вьетнамские, были сняты в Англии, прямо недалеко от дома самого Кубрика. Туда перевезли пару сотен пальм из Испании, а для массовки съездили в Лондон и наняли пять тысяч вьетнамцев. Сняли весь фильм за лето 1985 года.

Фильм стоил 17 миллионов долларов и стал самым дорогим в фильмографии режиссёра. Однако уже в первую прокатную неделю он собрал почти 5 миллионов, а к концу двух месяцев окупил все затраты на производство, а сборы превысили бюджет в два раза. В итоге картина стала хитом. Причём такой, которую за некоторым исключением полюбили и журналисты и зрители.
Full Metal Jacket вываливает на зрителя целую гору сложных этических вопросов и проблем.
Где проходит грань между убийством и моральными принципами? Как происходит потеря собственного я и человеческой природы, и к чему всё это приводит?

ПРИДУРКИ, ПОТОМУ ЧТО РИСКУЮТ ЖИЗНЬЮ РАДИ ДРУГИХ
Армия России. История и современность16 ноября 2023

Кубрик не был бы Кубриком, если бы снял всё шаблонно и правильно. Но он выбирает иной путь. Когда смотришь этот фильм, словно видишь ухмылку режиссёра. Это не значит, что Кубрик уходит от всех этих проблем. Нет, он их всех поднимает, только в легкоусвояемой форме с примесью юмора.
Лента состоит из двух частей, первую из которых можно с полным правом назвать «Психологический надрыв».
Начинается всё с подготовки новобранцев на базе Корпуса морской пехоты Пэррис-Айленд в Южной Каролине – «8-недельный колледж для псевдо-крутых и абсолютно чокнутых», по словам главного героя повествования Джеймса Дэвиса (актёр Мэтью Модайн).
«Преображением» юнцов занимается старший строевой инструктор, полоумный комендор-сержант Хартманн (Ли Эрми), эдакая «звезда и соль морской пехоты». Кстати, реальный Эрми действительно два года (1965 – 1967) прослужил в должности инструктора по строевой подготовке в лагере подготовки новобранцев в Сан-Диего и в том же самом лагере на Пэррис-Айленд. В 1968 году он отправился во Вьетнам, где прослужил 14 месяцев в 17-й группе авиационной поддержки. В дальнейшем продолжил службу на Окинаве, где дослужился до штаб-сержанта.

Рональд Ли Эрми
Рональд Ли Эрми

Молодые парни моментально оказываются в горниле жестоких тренировок и не менее жёсткой психологической обработки. Им тут же указывают на место. Хартман начинает своё фирменное воспитание со слов:
- Здесь вы одинаковы и совершенно бесполезны, и моё призвание – вычистить ваши ряды, чтобы оставить достойных в моих любимых войсках…
Сержант тут же выбирает себе главный объект для насмешек и воспитания. Им становится толстый и неповоротливый увалень Леонард Лоуренс (Винсент Д’Онофрио), на лице которого постоянно «дежурит» лёгкая ухмылка.
Сержант это моментально замечает и переходит к новой тактике. Во-первых, он придумывает тому кличку:
- Не нравится мне имя Лоуренс! Жирным педиков и морячков зовут Лоуренс… Ты – Гомер Куча. Понял?
Клички получают и другие новобранцы. Так, главного героя за неудачную попытку пошутить Хартманн тут же награждает прозвищем «Шутник» (Joker), а негра Брауна – Снежком (Snowball)
Чтобы убрать «эту идиотскую ухмылку» с лица Лоуренса, стоящего перед своей кроватью, Хартман подвергает его унижениям:
- Рядовой Куча! Я дам тебе три секунды… Три грёбаных секунды… Чтобы ты избавился от этой глупой ухмылки…
- Сэр… не получается, - лепечет Лоуренс.
- Брехня, - орёт Хартман и вытягивает руку. – Падай на колени… Теперь души себя… Проклятье… Моей рукой тупица!... Не трогай мою руку… Души себя сам… Теперь наклонись и души себя…
Упав на руку Хартманна, Лоуренс краснеет и хрипит:
- Больше не ухмыляешься? – снова орёт сержант. - Не слышу?... Говори так, будто у тебя есть яйца!
- Сэр, есть, сэр! – уже совсем сдавленно со стоном произносит толстяк.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Боевая подготовка новичков включает в себя бег под песню абсолютно маразматического содержания:

Мать-отец наконец в койку легли
Мать прёт на отца и кричит:
Давай, поддай! Засади…
Ещё! Ещё! Напрягись! Оттянись! Хорошо!
На восходе рано утром я встаю
Бегаю, служу, не устаю
Хо Ши Мин – это сучий сын!
Яйца посинели, зачесался хрен…

Стоя в строю Лоуренс неверно вскидывает винтовку на правое плечо вместо левого и это тут же приводит Хартманнв в бешенство:
- Рядовой Куча! Ты издеваешься на морской пехотой?
- Сэр, не знаю, сэр!
- Ты тупой, рядовой Куча? Ты же не думаешь, что я поверил, что ты не отличаешь лево от права?
- Сэр, нет, сэр!
- Ааа.. Значит, ты сделал это специально? Другим захотел быть?
И затем следует удар в левую щёку.
- Это какая сторона, рядовой Куча?
- Левая, сэр… - еле сдерживая слёзы отвечает Лоуренс.
- Ты уверен в том, что ты сказал?
- Да, сэр
Затем следует такой же мощный шлепок в правую.
- Это какая сторона, рядовой Куча?
- Правая, сэр.
Поучения заканчиваются.
- Больше не трахай мне мозг, Куча!

Кадр из фильма
Кадр из фильма

В качестве наказания Лоуренсу приходится идти за общим строем со спущенными штанами, держа большой палец во рту.
Оскорбления, грубость, фамильярное обращение, мордобитие – всё это есть в той или иной форме составные части любой армии. Все, кто служил, могут привести массу примеров абсолютно идиотского обращения с сослуживцами.
Издевательства сильного над слабым, старшего над младшим и т.п. – это основа власти. А власть – это безнаказанность.
Как сказал Уинстон Черчилль (если он это вообще говорил): «Всякая власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно».
Известно, что молодых парней более всего беспокоит в армии отсутствие женщин. Как в старом анекдоте, солдат постоянно думает о сексе. Но в «карантине» им обеспечен секс не с красивыми девушками, а с оружием.
Хартман наставляет юнцов:
- Сегодня, вы будете спать с винтовками. Вы дадите винтовкам женские имена, потому что никаких других девчонок вам тут не видать… Времена, когда вы совали грязные пальцы в трусики своим красивым подружкам, давно прошли… Отныне Вы женаты на этом оружии…
«Секс с винтовкой» - это единственное, что могут позволить себе новобранцы.
Ежедневно Хартманн проверяет ноги и вещи будущих солдат. Обнаружив, что ящик рядового Кучи оказался открыт, он подвергает его досмотру:
- Рядовой Куча! Ты же знаешь, болван, что больше всего на свете я не люблю незапертые ящики! Для тебя это новость?
И вытаскивает наружу спрятанный там пончик с джемом. Гнева Хартманна не было предела:
- Что это такое? Как он сюда попал? Разве сюда можно носить еду из столовой?
За проступок одного сержант наказывает весь взвод:
- Рядовой Куча опозорил себя и опозорил весь взвод! Я пытался помочь ему, но не вышло, потому что вы не помогли мне. Вы - кретины, не смогли должным образом мотивировать вашего товарища. Отныне, когда рядовой Куча обложается опять, я не стану его наказывать, я, пожалуй, накажу вас… А теперь – мордой в пол. Они платят – а ты зри…
Весь взвод отжимается, а Лоуренс стоит перед ними и есть свой спрятанный пончик.
Наказание от коллектива следует незамедлительно – «тёмная». Ночью все ребята просыпаются, подходят к кровати Лоуренса, затыкают ему рот и методично избивают скатанными полотенцами и простынями.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

В своих наставлениях по стрельбе сержант восхищается стрелковым мастерством убийц «техасского снайпера» Чарльза Уитмена и Ли Харви Освальда, которые также проходили службу в морской пехоте США. Первый убил 12 человек с расстояния 400 метров, засев на 28 этаже университетской башни Техаса, а второй застрелил Президента Джона Кеннеди в Далласе со склада книжных учебников с расстояния 80 метров (сделал 3 выстрела из старой итальянской винтовки всего за 6 секунд).
- Эти люди показали всему миру, что может сделать один морпех с винтовкой! И, прежде, чем вы покинете мой остров, вы все до единого научитесь делать то же самое…
Увы. Такое обучение выдержать дано не каждому и в психике рядового Лоуренса начинают происходить необратимые изменения. Он не выдерживает нагрузок и давления и сходит с ума.
В последний день, день выпуска, Лоуренс ночью в уборной казармы заряжает свою винтовку боевыми патронами, а потом стреляет в появившегося Хартмана, а затем себе в рот, повергнув находящегося рядом «Шутника» в ужас.
Кубрик прекрасно изобразил постепенное превращение в сумасшедшего «под чутким руководством» самого колоритного армейского инструктора в истории кино в исполнении Ли Эрми. Финальный взгляд Лоуренса в армейском бараке потрясает.

Вторая часть фильма посвящена непосредственно войне. В январе 1968 года выпускников отправляют во Вьетнам. Главный герой, «Шутник», становится военным журналистом армейской газеты «Звёзды и полосы» в Дананге.
Здесь армейский быт уже не такой суровый, как в «карантине», а посему заниматься сексом можно не только со своей винтовкой. В один из дней, когда солдаты отдыхают на улице, к ним подкатывает вьетнамская проститутка (Папильон Су) с предложением стать «подругой во Вьетнаме» всего за 15 долларов.
- Моя тебя хочет… Моя любить тебя долго… Твоя веселится…
Солдаты не соглашаются – цена слишком высока.
- 15 – слишком дорого! 5 долларов с каждого! Это всё, что даёт мне мамочка!
Шутник, обращаясь к Рафтерману, говорит:
- Знаешь, половина здешних шлюх служит офицерами во Вьетконге, у другой половины – туберкулёз… Трахать можно только тех, кто кашляет…

Кадр из фильма
Кадр из фильма

На одном из журналистских собраний редактор газеты «Звёзды и полосы» требует от них «патриотического отражения истины», то есть искажения объективных событий с целью поднятия боевого духа солдат.
«Шутника» и его коллегу, рядового первого класса «Рафтермана», боевого фотографа, отправляют в Фубай, на передовую, чтобы сделать фронтовой репортаж. Здесь разгораются самые тяжёлые сцены фильма.
Шутник находит своего товарища по «карантину» Ковбоя и присоединяется к его подразделению, которое отправляется в патрулирование к берегам Ароматной реки. Лейтенант (командир взвода) погибает под артобстрелом, сержант (его заместитель) убит стрелком из засады, другой сержант подрывается на мине-ловушке, подняв с земли плюшевого зайца. Командование принимает Ковбой. Взвод отклоняется от маршрута и попадает под огонь снайпера, который подстреливает рядового Лентяя и подоспевшего ему на помощь Дока Джея.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Один из солдат, Зверюга, наконец-то засекает позицию снайпера. Под прикрытием дымовой завесы входят в здание, откуда вёл огонь снайпер. Оторвавшись от товарищей, Шутник натыкается на снайпера — вьетнамскую девушку-подростка. Винтовка Шутника заедает, он спасается от очередей снайпера за колонной, подоспевший Рафтерман скашивает девушку очередью. Собравшись вместе, солдаты решают оставить её истекать кровью, но Шутник не соглашается с этим, на что Зверюга приказывает Шутнику пристрелить её. После тяжёлых колебаний Шутник добивает девушку.
Морские пехотинцы возвращаются в лагерь, распевая «Марш Микки Мауса».
Несмотря на то, что этот фильм о войне, он на редкость смотрится легко и в этом непременная заслуга гениального режиссёра.
Фильм, уже успевший стать классическим, таким и останется ещё, к сожалению, очень длительное время, пока в мире будут длиться такие же бессмысленные войны затеваемые ребятами в дорогих костюмах, сидящие в огромных кожаных креслах в великих кабинетах и передвигающие фишки на карте мира. Фишки, за каждой из которых стоят сотни и тысячи человеческих жизней, как тех, кто убивает друг друга в формах разного цвета, так и тех, кто ни в чем не виновный волею случая оказался заложником чьих-то интересов.