Найти тему

ПОКА ЕСТЬ ПАЛЕЦ И ЯЗЫК...

Уильям Дефо в роли Чарли и Том Круз в роли Рона Ковича в фильме "РОждённый четвёртого июля" Оливера Стоуна (1989)
Уильям Дефо в роли Чарли и Том Круз в роли Рона Ковича в фильме "РОждённый четвёртого июля" Оливера Стоуна (1989)

Перефразируя знаменитую речь Гамлета, вопрос можно поставить так:
- Быть мужчиной или остаться им? Вот в чём вопрос!
Этот фильм biopic о том, как одна мексиканская проститутка возвращает к нормальной жизни постепенно спивающегося и сходящего с ума от наркотиков безногого инвалида – ветерана войны во Вьетнаме, жесточайшего шрама на судьбе Америки! Они там и рады бы об этом забыть, да невозможно, пока живы непосредственные участники того кошмара.
Этот фильм о том, как человек, который любил свою страну и хотел служить за неё, и готов погибнуть за нее, превратился в пацифиста, демонстранта и борца за права ветеранов войны.

Очередной шедевр Оливера Стоуна 1989 года «Рождённый четвёртого июля» получил сразу четыре «Оскара», в том числе «за лучший фильм» и «за лучшую режиссуру». Картина основана на подлинной биографии Рональда (Рона) Лоуренса Ковика (правильнее – Ковича), впоследствии активиста антивоенного движения.
Сын хорватского эмигранта, Кович, по окончании школы вызвался служить добровольцем, и был отправлен в Южный Вьетнам в декабре 1965 года. 20-го января 1968 года, возглавляя разведывательную группу в окрестностях деревни Мелộк, отряд Ковича вступил в бой с частями вьетконговского батальона, который осаждал деревню. Сам Кович был ранен сначала в правую ногу, потеряв заднюю часть пятки, затем в правое плечо, в результате чего у него произошла травма спинного мозга.

Рон Кович на митинге протеста против Иракской войны в Лос-Анджелесе 12 октября 2007 год
Рон Кович на митинге протеста против Иракской войны в Лос-Анджелесе 12 октября 2007 год

Как итог - Кович был парализован ниже грудной клетки. Он перенёс жесточайшие травмы и остался инвалидом до конца жизни. Но при этом, не утратил силы духа, решив посвятить оставшееся время борьбе с той самой политикой, которая приводит к развязыванию очередных военных конфликтов.
Главную роль самого Ковика в фильме Стоуна исполнил 27-летний Том Круз, который сыграл, возможно, лучшую роль в своей кинокарьере. Ветеран был так впечатлен игрой актёра, что подарил ему свою главную боевую награду - Бронзовую звезду (4-я по значимости боевая награда в Вооружённых Силах США, даваемая за героизм на поле боя).
История Рона Ковика сразит Вас наповал: ни один сценарист не смог бы придумать такую историю, потому что Рон просто описал те события, что произошли с ним.
Эта история выстрадана, не приукрашена, полна не самых приятных точностей, но она такая, какая она есть.
Если в «Спасти рядового Райана» Спилберга превалируют победоносные настроения, то у Стоуна такого и близко нет! Это – драма!
Смотреть этот фильм без слёз невозможно. Но, главное – сделать надлежащие выводы после его просмотра.

Рождённый в День независимости США Рон Кович вырос в многодетной семье маленького городка Массапика.
Как бесчисленное множество мальчишек он играл в войнушку, ходил на парады и воочию видел ветеранов Второй мировой войны. Рон типичный американец - патриот, в котором превалируют религиозные идеалы и ценности.
20-го января 1960 года, он, 13-летний подросток, вдохновлено смотрел по телевизору инагурационную речь самого молодого избранного президента Америки Джона Кеннеди, где тот громогласно заявил о своих обещаниях:

«…Пусть каждая страна, желает ли она нам добра или зла, знает, что мы заплатим любую цену, вынесем любое бремя, пройдем через любое испытание, поддержим любого друга, воспрепятствуем любому врагу, утверждая жизнь и достижение свободы…»


В заключении Президент произнёс историческую фразу:
- Не спрашивайте, что ваша страна может сделать для вас, спрашивайте, что вы можете сделать для своей страны!

-3

Это вдохновляет Ковича. Так в душу молодых входит «патриотизм» - яд, которым отравляют неокрепшие умы.
Во времена Холодной войны американцев постоянно пугали разрастающимся коммунизмом. Американские политики заявили, что коммунисты хотят провести экспансию во Вьетнам, потому и Штаты вмешались в чужую войну на основании «весьма странных» Тонкинских инцидентов.
В колледж, где учится Кович, приходят двое бравых вербовщиков из вербовочного пункта морской пехоты в Леввитауне, сержант артиллерии Хейс (актёр Том Беренджер) и сержант Бауэрс. По приглашению директора школы они пришли, чтобы рассказать школьникам о морской пехоте.
- Надо хорошо усвоить одно! – словно чеканя шаг, говорит Хейс. – Не всякий может стать морпехом. Нам нужны лучшие. И мы принимаем только лучших. Потому, что морская пехота США – это элита. Эталон гордости и несгибаемости. Есть ещё, конечно, сухопутные войска, есть флот, есть «воздушный цирк»… Хотите пойти туда – Бога ради. Но, если хотите испытать себя, если не боитесь трудностей, если готовы совершить невозможное – пройдите трёхмесячный курс в лагере Пэрис, Южная Каролина, и Вы узнаете себе цену…

-4

После вида этих бравых парней с медалями во всю грудь, Кович решает записаться добровольцем в морпехи, которых посылают на «короткую войну» в «этот, как его, Вьетнам»:
- Если не запишемся, то всё пропустим… Наши отцы были на Второй мировой… Это шанс проявит себя!
Самой войне в фильме уделено не так много времени, но Стоун за несколько сцен умудрился показать ужас и трагедию всего того, что увидел там Кович. Он ведь пошёл воевать, полагая, что защищает свой народ. Но ведь сам народ его не просил. А вернулся парализованным и кастрированным. Неужели его муки теперь должны стать «подарком» непонятно кому и непонятно зачем? Пример Рона показывает, насколько страшна война. Страшна потому, что кровава и до безрассудства бессмысленна.
Рон по ошибке убивает своего сослуживца Уилсона, когда тот, уходя от врага, прыгает в окоп. Это будет тяготить, и мучить его всю оставшуюся жизнь. Этот огромный камень будет висеть на его шее. Он пытался сказать правду командиру, но тот не захотел его слушать:
- Это, может быть, я, я убил его сэр… Он прыгал сверху, я мало что видел, и я мог срезать его…
- Да, тяжко… Я недавно был на передовой… Иногда не поймёшь в чём дело…
И, пресекая дальнейшее самокопание Ковича, буквально кричит:
- Отставить! Истерики и паникёры мне здесь не нужны…

-5

Отряд Рона попадает в засаду на поле, и тот, раненый поначалу в пятку, начинает геройствовать, встаёт на одно колено и начинает отстреливаться, пока, наконец, не падаёт, пронзённый пулями в плечо.
- Дальше услышал громкий треск у уха и дальше моё тело ушло из-под меня…
Задеты нервы!
Это – конец! Крышка!
В госпитале ветеранов войны в Бронксе Рон ещё пытается поверить в то, что не стал инвалидом на всю оставшуюся жизнь. Он упорно пытается ходить заново, вызывая восхищение медицинского персонала, падает от усталости, но не сдаётся. Он верит в то, что сможет ходить, сможет быть как все, однако это напрасно.
- Мне неприятно, - говорит ему доктор. – Но ты на всю жизнь прикован к креслу…
- А я… - запинаясь, спрашивает Кович, - я ещё смогу иметь детей?
- Нет. Но у нас хороший психолог… Он… он многим помог…

-6

Вернувшись с поля боя, он поначалу ещё считал, что был там не напрасно, и что он сражался за правое дело. Но постоянные кошмары, воспоминания об убитых мирных жителях (женщинах и детях), об убитом им самим же сослуживце, чувство неполноценности уверили его в обратном.
В мирной жизни, к которой вернулся Рон, его не понимают и не оценивают его жертв. Так, товарищ Рона Стиви, который остался на родине и открыл бургерную, прямо говорит ему, что тот поверил обманщикам:
- Ты купился на трёп о коммунистической угрозе… Они рвутся захватить мир! Помнишь? Финелли, ты, Уолш… Город стоял на ушах… И всё ради дешёвой пропаганды
Сидя за семейном столом Рон возмущается тем, как некоторые сограждане не разделяют позиции:
- Они жгут флаг! Демонстранты на первой полосе! А уважение? Они не представляют что там! Но, что парни жертвуют жизнью и каждый день гибнут люди, а здесь всем наплевать… Я служил стране, а они хотят это отнять. Любите Америку или убирайтесь!
Но оказалось, что и в его семье разлад. Младший брат Томми участвует в антивоенных митингах, что приходит Рона в бешенство. Томми против войны! Он считает, что «мы там не правы, что война – это ошибка».
Томми проясняет свою позицию:
- Просто они не хотят, чтобы и другие парни возвращались с войны, как ты! Ронни, ты служил, но посмотри, что стало с тобой взамен… Оно того стоит?
Но в беседе со своим сослуживцем Тиммми (Фрэнк Уэйли), Рон всё же признаёт:
- Я лажанулся… Я столько людей поубивал, я столько ошибок наделал…
Тимми, который «глушит наркоту», чтобы хоть как-то перетерпеть ужасные ощущения, которые одолевают его по ночам, возражает:
- Брось! Не было выбора и это демонстрантам не понять никогда… Тут даже обсуждать нечего. Там была мясорубка, сплошное безумие!
Однако Рон прозревает, но увы, слишком поздно. Он жалеет, что вместо того, чтобы быть обычным мужчиной, он теперь какой-то бесполый герой:
- Теперь мне иногда себя жаль… Первый раз меня ранили в пятку… Ну и лежал бы себе… Кому было бы дело, герой я или нет? А я полез… Паралич, кастрация, за что?.. Такой я тупица… Имел бы работающий агрегат… Я бы отдал всё, во что верю. Свои идеалы и принципы чтобы вернуть себе тело, прежним стать... Прежнего нет и не будет никогда!
В чём счастье, когда ты – безногий или безрукий паралитик, передвигающийся на инвалидной коляске? Кому это нужно?
В госпитале один медик прямо заявил Рону: «Скатай свой Вьетнам и засунь себе в зад». Заколебали, мол, с Вашим Вьетнамом! Никто не заставлял его делать этот шаг. Никто! Он сам, осознанно совершил этот поступок.
В бильярдной другой ветеран войны пресекает нытье Рона жёсткими словами:
- Думаешь, если ты – «каталка», то тебя должны все жалеть? Ты тут не единственный морпех… Я был на Ивашиме – пали 5 тысяч в первый день. Так что не роняй мне слёзы в пиво! Послужил – утёрся. Привыкай!
Для Рона – это как удар обухом по голове. Он медленно, но прозревает. Многие из ветеранов после войны наивно начинают полагать, что они избранные и их трагедия – это вина общества. И что теперь им все должны «по гроб жизни» и им будут сочувствовать. Это иллюзия.
Трагическая и в то же время главная во всём фильме сцена – ссора с матерью, когда пьяный Рон проклинает её и Бога за то, в каком ужасном положении он оказался. Шокированная мать указывает сыну на дверь.
Здесь – вся философия картины. Рон винит всех окружающих в своей беде - это всё, что хотели сказать Стоун и Кович. Он – на веки вечные безногий инвалид и импотент. И это – результат юношеского безумия Рона, в котором он пытается обвинить кого угодно, в том числе своих родителей. Почему они не удержали его от этого шага?
Потрясённый отец решает отправить его на Виллу Дульче (Villa Dulce), мексиканский приют для раненых ветеранов Вьетнама, где он встречает Чарли из Чикаго (великолепный Уильям Дефо), такого же безногого ветерана. Он здесь уже «сто грёбаных лет». Он не собирается возвращаться домой, в Штаты. Им всем, говорит Чарли, до нас нет никакого дела.
Обнимая проститутку, Чарли рассказывает Рону свою философию жизни:
- Ещё эти бабы, потаскухи… Они и не смотрели на меня, эти бабы. Что ты – отстой!... А я хочу простых радостей… Дуй в город – найди себе тёлку… Пока есть палец и язык, ты вполне ещё мужик!

-7

Рона возвращает к жизни мексиканская проститутка Мария Елена (Корделия Гонсалес) из борделя за «символическое вознаграждение». Поначалу Рон даже не верит в своё «исцеление». Он свято убеждён, что является импотентом, однако продажная любовь буквально творит чудеса.
- Я не чувствую… Парализован… Это война! Он не живой, не выйдет… Там позвоночник и ничего не движется… Зря я это…
Но для Марии Елены это привычно:
- Ясно… Сейчас наладим… Всё будет хорошо… Попробуем…
В результате оказывается, что для Рона «ещё не всё потеряно в жизни». Он ещё мужик и даже влюбляется в Марию Елену.
- И что, и поженимся сразу? – спрашивает она.

-8

Но пелена романтики быстро спадаёт с его глаз, когда он видит её с очередным клиентом. Любовь за деньги ещё никого не делали счастливым.
Очередная сильная сцена в фильме – это разговор Рона и Чарли по дороге в Вилла Роза, в очередной бордель. Здесь Стоун и Кович ещё раз возвращаются к проблеме адаптации ветеранов. У каждого своя философия жизни. Рон, что нельзя сказать о Чарли, не хочет трепаться об убийствах, которые он совершал на войне.
- Пришлось детей убивать, косых пупсов… - произносит он страшные слова. – Ты убивал ребёнка? Младенца косоглазого… Я так и думал, я знал, что нет… Трепло ты… Ты не убивал детей, ведь ты не вкладывал в войну душу… Ведь ты у нас – чистюля…
И вчерашние приятели начинают усиленно мутузить друг друга, от ярости и бессилия. Чарли спрятался в Мексике, от самого себя и от своих ошибок. В отличие от него, Рон верит, что может выбраться из проблемы, в которую попали они оба.

Сняв один из самых сильных фильмов даже не о войне, а о её последствиях, Стоун поднял перед обществом ряд серьёзных вопросов.
Зачем идут на войну? Чтобы погибнуть или остаться калекой потом на всю жизнь. Чтобы прислали похоронку старикам родителям и выплатили им жалкую денежну подачку за бесценную жизнь своего ребёнка?
А ради чего всё это? Ради «своей страны»? Разве «страна» сказала этим парням: иди, молодой и красивый, отдай свою жизнь ради меня?
Нет. Это всего лишь небольшая кучка людей, занимающих высшие посты, вытворяющая все что ей захочется, чтобы удовлетворить свои шкурные интересы.
Война убивает тебя, даже если ты не съел пулю или осколок. Если ты был внутри её, она со временем добъёт тебя. Это вопрос времени. Ты уже бессилен что-то изменить.
«Рождённый четвёртого июля» - это фильм о безуспешных и отчаянных попытках реабилитироваться в мирной жизни, когда прикованный к инвалидному креслу человек изначально чувствует себя ущербным.
Это искренний рассказ о человеке, обманутым властью. В какой-то момент он понял, что все эти его детские максималистские байки о «великой войне за демократию» оказались пустышкой. Война просто буднично забирала жизни таких молодых парней, как он.
Всем, кто хочет идти на войну за «длинным рублём» или по каким иным соображениям – смотрите этот фильм!