В нашем компактном мегаполисе каждый район ‒ словно другой город, настолько иногда отличается архитектура и общая атмосфера. Но есть места, в которых возникает мысль, что ты переместился не только в пространстве, но и во времени. И если бы не горы современного мусора, то было бы полное ощущение, что тебя откинуло назад в прошлое лет этак на пятьдесят-семьдесят.
Куба, которая совсем не остров
Думаю, что если спросить у екатеринбуржцев, как проехать на Зеленый остров, то большинство скорее всего укажет верное направление, даже если ни разу там не были. Если поинтересоваться, где находится Большой Конный полуостров, то часть горожан этот вопрос наверняка поставит в тупик. А если спросить, где тут у нас Куба, то не покрутят у виска и не отправят в турагентство только те, кто хорошо знаком с Верх-Исетским районом (ВИЗ). Меж тем и Зеленый остров, и Большой Конный полуостров, и Куба ‒ это одно и то же место на западе Екатеринбурга.
Прожив в Екатеринбурге почти сорок лет, впервые я попала сюда лишь два года назад. Да и вдохновилась на эту вылазку только после того, как в одном из городских пабликов увидела атмосферные снимки местного фотографа.
Но мало того, что я приехала в нережимное время, так еще и не уточнила куда конкретно идти, чтобы увидеть то, что меня так впечатлило. Сказали "Куба", значит "Куба". Поэтому было все как обычно: иди туда, не знаю куда, сними все, что увидишь, а что пропустила, найдешь в другой раз. Но другой раз случился только на днях, потому что в тот год на меня столько всего навалилось, что было уже не до съемки.
С первой поездки у меня остался незакрытый гештальт ‒ памятник неизвестно кому, который стоит неизвестно где, который я так и не нашла два года назад. Именно на его поиски я и отправилась. А чтобы было не так страшно бродить по незнакомому району, уговорила поехать подругу: она и на местности ориентируется лучше меня, и каждую нашу вылазку я благодаря ей узнаю что-то новое. Самое забавное, что про Кубу она тоже не знала, хотя и работает недалеко отсюда.
Уникальный трамвайный маршрут
Всем, кто решит отправиться на Большой Конный полуостров впервые, я настоятельно рекомендую ехать туда на трамвае хотя бы часть пути от ВИЗа. Впрочем, никакой другой городской транспорт туда и не ходит, но трамвай ‒ это не только для передвижения. Это еще и атмосфера, и звуки, и картинка за окном. Тем более, что маршрут уникален сам по себе.
- Во-первых, он самый короткий ‒ всего 4,5 км в одну сторону
- Во-вторых, эта ветка одна из самых старых в городе ‒ трамваи ходят на Большой Конный полуостров с 1935 года
- Во-третьих, линия одноколейная. Лишь в одном месте она расходится на две (примерно на середине маршрута), чтобы встречные трамваи могли разъехаться. Остановка, кстати, так и называется ‒ "Разъезд"
- В-четвертых, на маршруте всего две машины, которые ходят точно по расписанию
- Ну, и самое главное, вид за окном заставит сомневаться, что вы в мегаполисе
До того, как в 1962 году построили разворотное кольцо, единственный вагон, который ходил по этому маршруту, имел два поста управления ‒ на передней и задней площадке. Когда он доезжал до конечной, то водитель пересаживался в "хвост", который становился "головой", и трамвай ехал обратно.
Музей в гаражах
В первый раз я поехала именно на трамвае, и выйдя на конечной просто пошла по дорожке следом за людьми. Поначалу не увидела ничего интересного ‒ обычная улица с самыми обычными домами-коробками. Пусто, серо, пыльно и неинтересно. Но я же помнила вдохновившие меня фотографии, поэтому решила облазить все, до чего дойдут ноги, и первая удача не заставила себя долго ждать.
За поворотом моему взору открылась небольшая площадка с беседкой, увитой диким виноградом, из которой "росли" пальмы. Ненастоящие, конечно, а из пластиковых бутылок, но выглядели очень даже внушительно.
А то, что я увидела потом, заставило меня буквально пищать от восторга! Возле беседки в листве деревьев сидела Баба-яга, в центре площадки стояли лебеди и фламинго, а на крышах гаражей расположились аисты, глухарь, дракон и скорпион. И все это из пластика, покрышек, металлического лома и еще каких-то неопознанных материалов. От всех произведений веяло такой любовью и таким детским задором, что я несколько минут ходила вокруг них с улыбкой от уха до уха.
Уже много позже я узнала, что автором замечательных скульптур является местный житель Сергей Шура. Он же соорудил и беседку, где по вечерам и на праздники любят собираться соседи.
Вдоволь налюбовавшись на скульптуры, я отправилась дальше, где через несколько десятков метров меня ждала вторая удача.
Верх-Исетские каменные палатки
Трудно придумать более живописный вид, чем дома, прилепленные к горе, которая начинается чуть ли не от подъезда. Хотела бы я, чтобы из моего окна открывался такой пейзаж. Да, возможно, темновато, но зато как атмосферно!
Наверняка раньше этот склон был излюбленным местом для игр и общения. А может является таковым и сейчас, потому что я не увидела там мусора. А значит за этом местом смотрят, убирают (или просто не сорят?).
Да, конечно, эти скальники не похожи на шарташские каменные палатки, о которых я писала на канале ранее, но они не менее живописны. К сожалению, разглядывая эти валуны, я оба раза забыла снять сами дома, а значит у меня есть еще один повод вернуться туда снова.
Дом-коммуна ИТР
Этот дом был совершенно не виден за деревьями и возник словно из ниоткуда. Именно в тот момент меня, что называется, накрыло! Было полное ощущение переноса во времени, настолько все здесь было не таким как вокруг! До сих пор жалею, что постеснялась зайти в подъезд (еще одна причина вернуться), потому что уверена, что и там было не менее интересно!
Мне удалось найти некоторые данные об этом здании, так называемом доме ИТР (высшего звена инженерно-технических работников), но сведения о тех, кто там жил, несколько противоречивы. С датой постройки тоже не очень понятно: в разных источниках указаны 1935 и 1936 годы, а на карте возраста домов строение датировано 1938 годом. Да и с архитектором тоже как-то не сходится. В двух источниках встретила имя В.Е. Гнедовский, но никаких сведений о нем найти не удалось, зато нашла несколько архитекторов по фамилии Гнедовский, но с другими инициалами. Родственники?
Одно не вызывает сомнения ‒ это был один из самых комфортабельных домов не только на полуострове, но и в Свердловске. Квартиры имели водопровод и теплые туалеты. В доме были почта, магазины, столовая, библиотека, клуб. Ниже архивное фото, где справа видно одну из его сторон.
В 2023 году эта часть дома выглядела грустно, но все еще угадывались отголоски былой роскоши. С удивлением обнаружила на стене таксофон, который, правда, не работал. В 2025 его уже не было, зато появилась розетка для электромобилей. Такая вот усмешка времени...
Забытое сердце города
Следующая картина, которую я увидела, была не менее эпична. Слева от меня находилось здание, в котором угадывалась бывшая пожарная часть. Но дом при этом был жилой! Такого я еще не видела. Я обошла его кругом и опять словно побывала в разных эпохах. Одна сторона выглядела вполне обжитой, а другая имела угнетающий вид.
Но вид справа был еще более впечатляющим. Поодаль возвышалось каменное строение, стиль которого я сначала не смогла определить. То ли модерн, то ли конструктивизм, то ли все вместе взятое с элементами готики. Но даже несмотря на разруху, смотрелось оно невероятно мощно!
Но меня так напрягло запустение вокруг, что я даже не сделала попытки найти вход. Почему-то тогда мне показалось, что это непременно должна быть дыра в заборе, не иначе. Поэтому я пошла дальше, надеясь дома найти информацию об этом необычном здании, которое я приняла за завод.
Оказалось, что строение из красного кирпича со следами былой красоты ‒ Свердловская ГЭС №2. Сначала ее назвали в честь А. И. Рыкова, а когда того признали врагом народа, переименовали в честь В. В. Куйбышева. Но все эти сухие и скучные данные не передают того значения, которое имела станция в развитии города. Не побоюсь громкого слова, но без нее тогда уже Свердловск не смог бы стать одним из промышленных центров Советской России. Именно отсюда в 1930 году по высоковольтной линии через Верх-Исетский пруд была передана электроэнергия строящемуся Уралмашу.
Из школьного курса я, конечно, помню про план ГОЭЛРО, но тогда эта тема была мне непонятна. Буквы в аббревиатуре постоянно норовили поменяться местами, и я все время забывала расшифровку. В общем, неинтересно это мне было тогда. Но уверена, что если бы изучение темы шло на электростанции, то материал я бы усвоила намертво!
Вторая городская электростанция (и первая, построенная в советское время) была заложена в 1924 году, а уже через три года состоялся пуск первой очереди. Чтобы ощутить всю мощь и трудность стройки, надо просто вспомнить, что до появления первых изыскателей здесь был пустынный скалистый полуостров, окруженный болотами. Собственно, само место для постройки было выбрано из-за богатых залежей торфа рядом, которых по расчетам инженеров должно было хватить на 10 лет. Кстати, на ВИЗе до сих пор есть улица Торфорезов.
Да, часть работ была механизирована, но основное строительство велось с помощью лошадей, лебедок, тачек и телег, то есть, по сути, вручную. За техническую сторону строительства отвечал главный инженер станции Лев Иванович Фольварков, а финансовыми и организационными вопросами руководил директор-распорядитель АО «Свердловская ГЭС» Исаак Абрамович Канторович.
А в 1933 году состоялось громкое судебное разбирательство. Официальный документ гласил: «…по Уралу вскрыта контрреволюционная диверсионно-вредительская организация в энергохозяйстве Урала. Организация была создана и руководилась помощником управляющего Уралэнерго по финансовой части Канторович И.А., вовлекшим в организацию ряд крупнейших специалистов энергетиков Урала. Конечной целью организации было свержение Советской власти при помощи интервенции капиталистических стран...».
Все специалисты, проходившие по этому делу, были отправлены в лагеря. Канторович, не дожидаясь оглашения приговора, покончил жизнь самоубийством. Наверное, из-за этого так затруднен поиск информации об людях, связанных со строительство электростанции и поселка рядом.
Сейчас ГЭС находится в весьма запущенном состоянии. Некоторые площади используются коммерческими организациями, но в целом здание производит удручающее впечатление. А ведь здесь можно было бы создать уникальное пространство по типу тех, что существуют в Сысерти или в Питере, будь то Лофт Проект Этажи или Севкабель. Ведь получилось же с Белой Башней, в конце концов!
Здание с уникальной историей и уникальной архитектурой могло бы, как и раньше стать центром не только полуострова, но и важнейшей туристической точкой мегаполиса. Тем более, что через два года станции исполнится 100 лет.
Но, видимо, те, от кого зависят подобные решения, не думают о высоком. В ближайшее время на полуострове планируется возведение очередного пафосного района, которому не нужны старые дома, пусть даже с богатой историей. А ведь это место можно было бы превратить в самый настоящий заповедник, настолько оно уникально не только для города, но и для страны!
Бывший Электрогородок
Я продолжала свое движение дальше и вышла на старые деревянные дома, очень похожие на те, что стоят на Стрелочников, но выглядели они как-то посолиднее что ли, побогаче… Может потому, что все дома имели высокий каменный фундамент, а может богатая зелень вокруг и цветы добавляли им уюта.
После я узнала, что одновременно с электростанцией был построен поселок для 256 рабочих, который получил название "Электрогородок". По уровню жизни он был передовым. Дома были оборудованы водопроводом, в поселке была вся инфраструктура, включая клуб и летний театр. Здесь даже была амбулатория. В моем районе в государственной поликлинике сейчас меньше специалистов, чем было тогда в Электрогородке.
А вот мимо этого строения я бы точно прошла мимо, если бы не моя подруга. Во вторую нашу поездку мы разговорились с местным дедушкой, который рассказал об этом микрорайоне много интересного, в том числе и про то, как возили торф на подводах, а потом по узкоколейке (машинистом, кстати, был его родственник).
И неказистый "домик", на который я поначалу не обратила внимания, приняв его за "немного странный" сарай, оказался бывшей конюшней. В такие моменты "узнавания" история становится объемной, осязаемой, близкой. Это же готовый экспонат для музея, который, правда, вряд ли когда-нибудь здесь будет... Чтобы это произошло кто-то должен уметь любить так же, как любил Иван Данилович Самойлов. А любить можно только то, что изучаешь, знаешь, понимаешь...
То, ради чего
Мы бродили по поселку, смотрели на окна и пытались представить, как тут жили люди почти сто лет назад. Остался один ненайденный объект, ради которого, собственно, я сюда и приехала повторно. Но я даже не представляла, где его искать.
Встретили какого-то мужчину с авоськами. Спрашиваю у него:
‒ А где тут у вас памятник, только кому я не знаю? То ли пионер, то ли рабочий...
Мужчина долго думал, потом задал вопрос подошедшей женщине, и вдвоем они решили, что речь идет о памятнике на территории ГЭС, которую они назвали РЭС. Но кто там изображен, они тоже не знали.
Мы отправились в сторону ГЭС и оказалось, что это открытая территория, на которую совершенно необязательно лезть через забор. А памятник, чьи фото меня так вдохновили, был никому иному, как Куйбышеву, в честь которого была переименована станция. Вот так вот все банально и скучно.
Ожидаемого драматизма в кадре не случилось. Монумент с руками как у Фредди Крюгера меня не вдохновил, и я даже не попыталась сделать хоть какой-то художественный кадр. Хотя сейчас думаю, что в следующий мой приезд все-таки стоит попробовать довести эту картинку до абсурда.
Вовсе не домики хоббитов
В первый мой приезд я отправилась в обратный путь пешком, и по дороге встретила два необычных здания цилиндрической формы. Я понимала, что это какие-то инженерные сооружения, хотя по виду они больше напоминали фэнтезийные домики.
Конечно же это никакие не домики хоббитов, а канализационные насосные станции. Устанавливаются там, где из-за рельефа местности невозможно отведение сточных вод самотёком.
Эти кирпичные цилиндры поставили точку в моем путешествии. Хотя, наверное, скорее все-таки запятую, потому что я наверняка туда еще вернусь.
P.S.
Когда искала материал для статьи, наткнулась на чудесное стихотворение Александры Аксеновой. Да, это не про двадцатые-тридцатые годы, но зато так понятно.
Не дари мне, милый, шубу
Из несчастной мёртвой норки,
Не дари мне цацек пёстрых,
Что купил ты у барыг.
Отвези меня на Кубу,
На трамвае две однёрки,
На зелёный полуостров
На недели полторы.
Встретит сдержанной улыбкой
Одичалый Большеконный,
Я хочу, чтобы искусно
Коренные алкаши
Нам сказали без ошибки
За бутылку самогона,
«Ола», «Си» и «Мучо густо» –
За пузырь, но от души.
Покатай на лодке старой,
В лоне океанской качки.
Самородный Большеконный
Нас обнимет перед сном.
Раскури со мной сигару,
Что купил с утра в табачке,
Где-то там, у Пентагона,
И открой паленый ром.
Видишь: там вот, на яхт-базе,
Нет ужасных микрозаймов,
Нет реальности постылой
И не ездит алкомиг.
Сходим, друг, в кафе «Оазис»?
Там божественные пальмы
Из пластмассовых бутылок,
Там Луис даёт шашлык.
Кто-то скажет: Куба очень –
Нам в другом совсем трамвае,
Нам в другом совсем вагоне –
Далеко, увы и ах!
Мы же просто похохочем.
Куба – ближе не бывает,
В наших тёплых, окрылённых,
В наших солнечных сердцах.
Александра Аксенова, 2015 (источник: https://stihi.ru/2015/05/15/2047)
Почитать еще: