Нижнесинячихинский музей-заповедник хорошо известен не только на Урале. Но это сейчас он включен в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения. Это сейчас здесь проходят фольклорные фестивали, областные семинары и вообще кипит насыщенная культурная жизнь. Но невозможно даже представить через что пришлось пройти основателю этого уникального музея, когда в 60-х годах прошлого века он начал восстанавливать Спасо-Преображенскую церковь...
Нижнесинячихинский музей-заповедник деревянного зодчества и народного искусства имени И. Д. Самойлова ‒ музей под открытым небом в старинном селе Нижняя Синячиха (Свердловская область, Алапаевский район).
Уличная экспозиция включает в себя Спасо-Преображенскую церковь, часовни, постоялый двор, крестьянские усадьбы, башню острога, сторожевую башню, кузницу, здание заводоуправления, пожарную станцию, ветряную мельницу. Большинство построек датировано XVII-XIX веками.
Так же в музее представлены предметы быта XVII-XX веков, образцы Уральской народной росписи и другие изделия декоративно-прикладного искусства.
В последнее время я все чаще размышляю о роли отдельной личности в культуре, политике, истории. Удивительно как много порой зависит от действий только одного неравнодушного человека. И многие музеи, о которых я писала раньше и еще буду писать, создавались именно благодаря энтузиазму этих подвижников. Нижнесинячихинский музей тоже возник благодаря инициативе одного человека ‒ инженера-землеустроителя и краеведа Ивана Даниловича Самойлова.
С одной стороны, судьба Самойлова похожа на судьбы многих его сверстников. Родился Иван Данилович в 1922 году в деревне Исакова Нижне-Тагильского уезда Екатеринбургской губернии в крестьянской семье. Закончил семилетку, начал работать помощником землеустроителя. В начале июня 1941 года был призван в армию. Воевал, был несколько раз ранен, но снова вставал в строй. Награжден Орденом Красной Звезды и медалями, в т.ч. «За отвагу» и «За оборону Москвы». Вернулся на Урал в 1946 году в звании лейтенанта. Женился, работал инженером-землеустроителем.
Но с другой стороны, была в нем такая невероятная любовь к родному краю, его земле и культуре, что не мог он спокойно смотреть как погибает красота. Порой очень бестолково погибает ‒ в печах в качестве топлива.
Первоначально Иван Данилович не думал о музее. Ему просто хотелось сохранить старинную утварь, образцы уральской настенной росписи, предметы крестянского быта. И он выкупал это у сельчан и вез себе домой, особо не задумываясь для чего все это собирает. Как он сам признавался: было жалко ‒ вот и вез.
Именно таким образом и появился у Самойлова первый экспонат будущего музея ‒ расписной простенок из деревни Пешкова Алапаевского района. Он выкупил его в 1947 году у хозяина, который положил его в поленницу.
Читая историю жизни Самойлова, я пыталась представить что чувствовала его жена. Каково ей было, когда муж практически все заработанные деньги отдавал на приобретение предметов старины? Что она чувствовала, когда муж из командировки приезжал с очередными расписными ставнями, редкой книгой или простыней с кружевным подзором? Скорее всего окружающими все эти предметы воспринимались как хлам, а самого Самойлова наверняка за глаза считали "с приветом".
У таких самоотверженных людей должны быть и жены такие же ‒ подвижницы и единомышленницы. Иначе ничего не получится ни в семейной жизни, ни в любимом деле. Говорят, что супруга Ивана Даниловича Анна Ивановна была именно такой. Прожили они вместе более шестидесяти лет.
С увеличением количества экспонатов Самойлов стал мечтать о музее народного творчества, но помещения для этого не было. Может тогда и пришла ему в голову мысль превратить в музей Спасо-Преображенскую церковь в Нижней Синячихе, которая находилась в ужасающем состоянии. Та мерзость запустения, которая там творилась, нам и присниться не может.
После ухода Хрущева, который обещал показать по телевизору последнего попа, антирелигиозная компания пошла на спад. Возможно, именно это помогло Самойлову добиться, чтобы Спасо-Преображенский храм был взят под охрану государства как памятник архитектуры союзного значения. Хотя на обивание порогов ушло четыре года.
Но еще в 1967 году, за два года до официального решения властей, Самойлов самостоятельно начал реставрацию погибающей церкви вместе с несколькими единомышленниками – опытными мастерами из Нижней Синячихи.
Все делалось на общественных началах, материалы доставались за личные средства всеми правдами и неправдами откуда только можно. А сам Самойлов был и бригадиром, и бухгалтером, и сметчиком, и разнорабочим. И все это невзирая на насмешки и осуждение окружающих. На восстановление храмового здания ушло 10 лет.
Я не знаю, изменилось ли отношение к вере у Самойлова к концу жизни, но в документальном фильме времен перестройки ("Новые времена", реж. Георгий Негашев, 1988) он признавался, что родители его были неверующие и он сам не считает себя верующим человеком: "Я какую-то веру имею, но так чтобы молиться, нет…" А потом тихо добавляет: "Без веры человеку нельзя".
И вот наконец 16 сентября 1978 года в отреставрированном здании Спасо-Преображенской церкви состоялось открытие музея народного творчества, который возглавил сам Иван Данилович. Основу экспозиции составили его коллекции. Самойлов ушел с должности главного инженера и целиком посвятил себя музейной работе. За последующие годы он расширил экспозицию настолько, что его музей стал известен не только на Среднем Урале.
Иван Данилович Самойлов ушел из жизни совсем чуть-чуть не дожив до своего 86-летия. Но еще при жизни, в 2000 году, он был признан одним из самых выдающихся людей города Алапаевска за всю историю его существования.
Я была в Нижнесинячихинском музее трижды, но лишь раз удалось пройтись по нему относительно неспеша и почти все спокойно рассмотреть. Не помню почему мы не взяли экскурсию ‒ то ли нас было мало, то ли денег, то ли день был неподходящий. Но даже и без нее впечатление от музея осталось невероятное. А в трудных вопросах на помощь приходили замечательные смотрительницы (что бы мы без них делали!) и интернет.
Впрочем, большинство экспонатов были знакомы или угадывались по привычным деталям. Несложно, например, в продырявленной железяке и "рогатой" палке признать терку и венчик.
Но все же у одного предмета даже наша богатая эрудиция дала сбой. И как мы ни ломали голову, все равно не угадали. А когда услышали ответ, то только и смогли выдохнуть: "Да ла-а-дно?! Быть этого не может!"
А вот вы без всеведущего поисковика способны угадать предназначение ящика на лавке (фото ниже)? Если знаете, не пишите ответ сразу, дайте другим помучиться 😁
А хотите еще загадку? Почему половица так называется? Только, чур, не гуглить, это не спортивно! Я, кстати, сама этого не знала, чем крайне удивила мою подругу, которая все детство прожила в деревне. Подсказка на фото ниже.
Атмосфера многих домов внутри такая, что из них не хочется уходить. Есть такое понятие "намоленный храм". Объяснить сложно, это на уровне мистики. А вот как назвать дом, где ощущаешь что-то теплое, доброе, счастливое и до боли родное? "Нажитый дом"?
Вообще внутренняя экспозиция усадеб очень интересная. Где-то просто собрана домашняя утварь, мебель, одежда. А вот, например, в “Постоялом дворе на Большом Сибирском тракте” представлены целые жанровые композиции из ростовых фигур и сценки из жизни той эпохи.
Масштабы музея поражают. Я раньше, конечно, слышала, что можно перевезти рубленный дом, но когда видишь перед собой огромную сторожевую башню или мельницу, то этот факт не очень укладывается в голове. А ведь все деревянные здания доставлены из разных районов Урала. Порой из тех мест, где и жителей-то не осталось. Это ж надо было найти транспорт, людей чтобы все это разобрать и погрузить...
Особенно грустно смотреть на часовни. Стоял храм, жило село. Разрушили храм, умерло и село. Востановили храм, началась церковная жизнь, глядишь ‒ и село ожило. Жаль, что еще остались люди, которые упорно этого не замечают.
Слишком много потеряли мы всего. У нас больше всего в стране … пострадало сельское хозяйство и культура. … Довели до ручки. Сейчас вот решаем эти вопросы, да... Мы, русские, сами себя не дооцениваем. Всегда себя не ценили и не ценим. Всегда на себя смотрим через запад. Вначале посмотрим на запад, а потом на себя смотрим. Там вроде вот культура и так далее, а мы что?.. (монолог И. Д. Самойлова из фильма "Новые времена")
Мы пробыли в музее около четырех часов, но все равно уехали оттуда с ощущением недосмотренности. Потому что кроме уникальных экспонатов там потрясающе красивая природа и чудесный воздух. Невероятно благодатное место! Там даже коровы с харизмой 😁
Здорово бы там пожить и поснимать! Правда, если я за несколько часов привезла столько фотографий, что не смогла их разобрать почти год, то что было бы, проживи я там хотя бы месяц 😁
Надеюсь, что мой рассказ был вам интересен и я смогла вас влюбить еще в одно удивительное место Урала.
P.S. Я собирала информацию об Иване Даниловиче Самойлове из книг, статей и фильма. И если вы вдруг найдете у меня какие-то неточности, то буду признательна за замечания с обязательной ссылкой на источник, подтверждающий ваши слова.
Почитать еще: