Найти в Дзене

Нижний Тагил. Малахитовая линия

Оглавление

Пешеходные туристические маршруты, обозначенные прямо на тротуаре, ‒ это отличная идея для тех, кто путешествует самостоятельно и при этом не располагает достаточным временем. В Нижнем Тагиле тоже существует такой маршрут ‒ "Малахитовая линия". Он обозначен на асфальте зеленой полосой и проходит по основным историческим, культурным и архитектурным точкам города. Его длина 5,7 км.

Удивительно, но когда я искала информацию о городе, то мне почему-то ни разу не попалось упоминание о Малахитовой линии, хотя она существует с 2015 года. Спасибо баннеру на стене привокзального магазинчика ‒ благодаря ему наша дорога стала более осмысленной. Правда, мы начали маршрут с конца и достаточно резво прошли лишь часть вдоль набережной, но это не помешало нам получить колоссальное удовольствие от прогулки.

Нижний Тагил, Малахитовая линия. Протяженность 5,7 км. Источник: https://www.malahitline.ru
Нижний Тагил, Малахитовая линия. Протяженность 5,7 км. Источник: https://www.malahitline.ru

В Нижнем Тагиле я до этого была дважды, но это были поездки в конкретное место с конкретной целью, поэтому город я видела лишь из окна машины и автобуса. А мне очень хотелось пройтись по набережной, посмотреть на старый завод и забраться на Лисью гору. Собственно, это и стало главными целями нашего путешествия.

Нижний Тагил ‒ город областного значения в Свердловской области, крупный промышленный центр Урала (на территории города действует семь крупных заводов). Основан в 1722 году. Численность населения на 2023 год 334 209 человек (второй после Екатеринбурга). В 2020 году городу присвоено звание "Город трудовой доблести".

Для прогулки у нас был свободен лишь один день, в который, увы, не работали музеи, но мы решили, что более глубокое изучение Нижнего Тагила оставим на следующую поездку, а в этот раз просто постараемся проникнуться атмосферой города. Зато повезло с погодой ‒ как оказалось, это был единственный сухой день в череде ливневых дождей и наши зонты/дождевики оказались балластом.

-2

Тагил встретил нас солнцем, специфическим запахом и очень радушными людьми, которые не знали название улиц и номера домов. Кстати, отсутствие адресных табличек ‒ это прям моя боль. Бывало такое, что идешь целый квартал, чтобы понять возле какого дома ты находишься. А потом столько же обратно, потому что нет отметки откуда начинается отсчет.

Зато возле вокзала мы зашли в "ГастрономЪ №1", который вернул меня в мое советское детство. Конечно такого ассортимента в свердловских гастрономах не было, но все равно атмосфера в магазине была восхитительная! Цены разные как и везде, но кулинарная продукция оказалась не только значительно дешевле, чем в Екб, но и еще невероятно вкусна.

Нижний Тагил. Интерьер Центрального Гастронома №1
Нижний Тагил. Интерьер Центрального Гастронома №1

Заправившись булочками, мы пошли искать дорогу к набережной и как раз в этот момент наткнулись на тот самый баннер, о котором я написала выше. Осталось понять где находимся мы, потому что ни табличек на домах ни людей поблизости не было (не говорите мне про навигатор ‒ это для слабаков 😁).

Помогли замечательные девушки из "Пекарни города N", которые тоже неважно ориентировались в картах, но хотя бы указали направление в котором двигаться. Отполировав булочки из гастронома кофе и горячим шоколадом из пекарни, мы, наконец, отправились в путь.

Цены на продукцию в этой пекарне значительно выше, чем в Гастрономе, но зато там есть напитки, столики и даже скидка для пенсионеров
Цены на продукцию в этой пекарне значительно выше, чем в Гастрономе, но зато там есть напитки, столики и даже скидка для пенсионеров

Первая точка нашего маршрута оказалась окончанием "Малахитовой линии", но в тот момент это было неважно.

"Демидовская дача" (первая половина XIX века). С 2013 г. филиал музея-заповедника "Горнозаводской Урал". Выходной: понедельник, вторник
"Демидовская дача" (первая половина XIX века). С 2013 г. филиал музея-заповедника "Горнозаводской Урал". Выходной: понедельник, вторник

По QR-коду на стенде скачали аудиогид и прогулка стала совсем осознанной.

-6

Лягушачий концерт, летящие вогулы и рыбная загадка

Мы вышли к Нижнетагильскому водохранилищу, где оглушительное кваканье лягушек перекрыло громкость аудиогида. Очень хотелось взглянуть хотя бы на одну из певиц, но берег был настолько глухим и крутым, что без болотников о спуске к воде нечего было и думать.

-7

К тому же нам открылась такая красота, что аудиогид решили отключить до лучших времен. Мы в восхищении оглядывали раскинувшиеся просторы: парусники у причала, маяк, чаек у воды и было полное ощущение, что мы не в горнозаводском уральском городе, а где-то на приморском юге страны.

В реальность возвращал только знакомый облик Лисьей горы да заводские трубы.

Мы давно сошли с Малахитовой линии, потому что оторваться от воды было невозможно. Вдруг впереди замаячила непонятная конструкция ‒ солнце било прямо в глаза и мы не сразу разобрали, что это скульптура.

-10

Всезнающий интернет рассказал, что перед нами работа нижнетагильского скульптора Александра Иванова, которая называется "Манси на реке Чусовой". Я, кстати, уже рассказывала на канале об одной из его работ ‒ "Городской ангел Гоша". Данная же скульптура посвящена первопроходцам-вогулам.

Вогулами до 1920‒1930-х годов называли мансийцев (это название до сих пор иногда употребляется в других языках, например, немецком).
Ма́нси, или манси́йцы ‒ малочисленный финно-угорский народ в России, коренное население Ханты-Мансийского автономного округа ‒ Югры.

Мы пытались угадать почему лодка парит над поверхностью воды: в расчете на весенний поводок, который скроет опоры, или смысл композиции как раз в полете? Тем более, что за спинами путешественников крылья, а вокруг них птицы и сразу не разобрать какие живые, а какие из металла. Возможно, есть какие-то легенды, связанные с этим сюжетом.

"Манси на реке Чусовой". Скульптор Александр Иванов
"Манси на реке Чусовой". Скульптор Александр Иванов

Если бы мы были в сапогах, то точно подошли бы поближе, но прыгать по камням в кроссовках ‒ плохая затея. Захотелось приехать сюда зимой, чтобы рассмотреть скульптуру со всех сторон.

Пока мы разглядывали вогулов, наше внимание привлекло какое-то движение на воде. Мы пошли вдоль береговой линии, строя догадки кто бы это мог быть. Наконец стало понятно, что это рыбы. Очень большие рыбы. Много рыб. И вели они себя весьма странно ‒ плавали очень близко к берегу , а их спины выглядывали из воды.

Я не разбираюсь в рыбах и их поведении, поэтому по приезду домой пришлось изрядно покопаться в интернете. Я нашла единственное и очень грустное объяснение увиденному ‒ по поверхности пруда плавали лещи, зараженные ленточными червями, которые не дают рыбе опуститься на глубину. Если я не права и вы знаете истинную причину такого явления, то напишите, пожалуйста, в комментариях.

Тагильская Лагуна

Уже дома я узнала, что набережная на картах именуется Тагильской Лагуной. На каком-то из ее участков мы снова "поймали" Малахитовую линию, которая повела нас дальше к цели. Но и сама набережная достойна восхищения, хотя я и удивилась ее безлюдности. Мне сложно представить, чтобы в центре Екб в обед было так мало народу, даже несмотря на то, что в последнее время людей на улицах действительно стало намного меньше.

Набережная максимально комфортна: дорожки, лавочки, смотровые площадки, пирсы ‒ всего и не перечесть. Общественные туалеты тоже имеются. Пыталась вспомнить где находятся подобные заведения у нас и кроме одного в самом центре города ничего на ум не пришло. Видимо, городские власти считают, что их достаточно в ТЦ.

Порадовало наличие городских скульптур ‒ от серьезных и величественных как памятник воинам-тагильчанам, до жанровых, типа городового, которому какой-то шутник приклеил крейзи-глазки. Я сослепу сначала не поняла почему они у него такие яркие ‒ неужто натерли прохожие или скульптор сделал их из нержавейки? И только подойдя ближе разобрала что к чему.

После поездки я узнала как много скульптур мы еще пропустили, но тем лучше ‒ есть задел на следующие путешествия.

ЦПКиО им. Бондина и бестолковая водная прогулка

А вот дальше удивления пошли уже сплошным косяком и первым из них был цирк ‒ его я точно никак не ожидала увидеть!

Скульптуры возле Нижнетагильского цирка
Скульптуры возле Нижнетагильского цирка

Только я отошла от восторга, как подоспел новый повод ‒ огромный водный каскад, ведущий в ЦПКиО им. Бондина.

ЦПКиО им. Бондина. Каскад фонтанов прям как уральский Петергоф )))
ЦПКиО им. Бондина. Каскад фонтанов прям как уральский Петергоф )))

И наконец, знаменитый Демидовский завод!

ЦПКиО им. Бондина. Вид на Демидовский завод
ЦПКиО им. Бондина. Вид на Демидовский завод

На этом этапе мы уже просто молча крутили головой в разные стороны, потому что эпитетов для восторга кроме дикого возгласа Элизы Дулитл не осталось. Наверно поэтому мы попались на удочку зазывалы, предлагавшего прогулку на катере.

Дом-музей русского советского писателя и драматурга Алексея Петровича Бондина (1882–1939)
Дом-музей русского советского писателя и драматурга Алексея Петровича Бондина (1882–1939)

Мы решили, что если тут такая красота, то с воды все еще круче. Увы, прогулка под грохот музыки нас совсем не вдохновила. Утешением может служить лишь то, что мы увидели новый мост через пруд под названием "Луганский проспект". Говорят вечером он особенно красив. В остальном все было мокро, бестолково и непознавательно.

Мы решили, что уже не успеваем дойти до музея изобразительных искусств и поставили очередную галочку в графе "посмотреть в следующий раз".

Стрекозу от Александра Иванова мы увидели, а вот до муравья не добрались. Ну что ж оставим на очередной "следующий раз"
Стрекозу от Александра Иванова мы увидели, а вот до муравья не добрались. Ну что ж оставим на очередной "следующий раз"

Зато впечатлились выставкой горнозаводского оборудования. Да, в Екб тоже есть подобная экспозиция, но здесь все более упорядоченно и как-то солиднее что ли...

Нижний Тагил. Выставка горнозаводского оборудования XVIII – XX веков и провиантские склады
Нижний Тагил. Выставка горнозаводского оборудования XVIII – XX веков и провиантские склады

Обойдя здания провиантских складов со всех сторон, мы еще больше утвердились в желании приехать в Нижний Тагил повторно (а может и не один раз), чтобы посетить хотя бы близлежащие музеи. О Демидовском заводе пока даже не мечтаем.

Верхний  провиантский склад. Одно из самых старых каменных зданий города (1809-1824 гг.).  Первоначально использовался для хранения продовольствия. С 2005 года Музей природы и охраны окружающей среды
Верхний провиантский склад. Одно из самых старых каменных зданий города (1809-1824 гг.). Первоначально использовался для хранения продовольствия. С 2005 года Музей природы и охраны окружающей среды

Старый Демидовский завод

Это без сомнения одна из самых грандиозных достопримечательностей Нижнего Тагила.

Эко-индустриальный технопарк "Старый демидовский завод" (Нижнетагильский музей-завод истории развития техники черной металлургии) – единственный в России завод-музей индустриальной культуры. Создан на базе Нижнетагильского чугуноплавильного и железоделательного завода, основанного династией меценатов и заводчиков Демидовых в 1725 году. Завод прекратил свою работу в 1987 году.

Мы знали, что экскурсии тут проводятся только для организованных групп и по предварительным заявкам, поэтому даже не стали соваться на территорию завода, а лишь хотели подойти к нему вплотную. Но это у нас не получилось светофор никак не хотел менять красный цвет на зеленый. То ли тут специально так устроено, чтобы никто рядом не шлялся, то ли он банально сломался. Мы не рискнули перебегать дорогу перед идущим транспортом и просто взирали на эту мощь со стороны.

Не знаю как у кого, а у меня подобные сооружения всегда вызывают смесь трепета и ужаса ‒ в голове не укладывается как в такой махине можно все предусмотреть до сантиметра. Особенно учитывая, что раньше все расчеты делались вручную.

-23

Напротив завода установлен величественный и очень символичный памятник металлургам. Собственно, на этом месте Малахитовая линия и заканчивается. Вернее, тут она, наоборот, начинается, и только поднявшись на Лисью гору мы оценили столь мудрое устроение маршрута.

Лисья гора

Поднявшись наверх, мы поняли почему маршрут начинается с этой точки, а не заканчивается ею. Гора невысока ‒ по сравнению с соседними высотами даже и не гора, а так, холмик, но забираться на неё все же лучше в начале пути, а не в конце 🤪

-25
Лисья гора ‒ самая высокая точка Нижнего Тагила. Высота 265 м. На вершине находится главный символ города ‒ Сторожевая башня (с 1818 г.), в которой расположен самый маленький музей России. Лисья гора является вершиной потухшего вулкана и состоит из магматических пород.
Лисьегорская сторожевая башня (1818 г.)
Лисьегорская сторожевая башня (1818 г.)

Мы весьма обрадовались наличию дорожек и скамеечек хотя склоны горы достаточно пологие, сказывались многочасовая прогулка, духота и голод. Но как только я добралась до смотровой площадки усталость как рукой сняло ‒ от открывшихся видов буквально перехватило дух! Особенно от масштабов НТМК по отношению к городу.

На горизонте ЕВРАЗ НТМК - один из крупнейших металлургических комбинатов России
На горизонте ЕВРАЗ НТМК - один из крупнейших металлургических комбинатов России

Впрочем, каждая часть света дарила свои изумительные пейзажи.

Уходить не хотелось совершенно. Меня охватили необыкновенный покой и умиротворение. Я очень люблю такие места и такие минуты.

Ангел на шпиле башни работы все того же Александра Иванова
Ангел на шпиле башни работы все того же Александра Иванова

Спускались мы с другой стороны через живописную рощицу, которая очень украшала лысую гору. По дороге наткнулись на яму с идеально ровными краями то ли колодец, то ли шахту, то ли еще что-то. Назначения сооружения мы не поняли, но ощущения рядом с этой точкой были гнетущими. Возможно, чувство опасности рождала её непонятность и запущенность.

На вокзал возвращались на трамвае. Как родной обрадовались привычной в Екатеринбурге "Вилке Ложке", которая находится в пяти минутах от ж/д вокзала. Пока ели и отдыхали, обменивались впечатлениями о прогулке.

Город нам понравился однозначно! Даже из окна трамвая чувствуется его самобытность. Да, экология оставляет желать лучшего, но не будь таких мощных градообразующих предприятий, то и развивать инфраструктуру было бы не на что. Далеко не каждый город с населением в триста тысяч может похвастаться собственным цирком, театрами, парками и музеями. Надеюсь, что и экологические проблемы со временем найдут свое решение.

В планах вернуться сюда не один раз город очень интересен для изучения и весьма перспективен для туризма. Хочется посмотреть его в вечерних огнях уверена, что это очень красиво!

Ну а в видео ниже мои телефонные наброски об этом путешествии.

Почитать еще: