В данной статье речь пойдет об эволюции изменения внешнего вида отечественного пассажирского электровоза ЭП1М, выпускающегося с 2006 (серийно с 2007 года) по настоящее время Новочеркасским электровозостроительным заводом.
Серия ЭП1/ЭП1М/ЭП1П считается одной из самых удачных в линейке машин завода, а сам электровоз уже выпущен тиражом, приближающимся к отметке 1000 экземпляров. Модели ЭП1М заслуженно привлекают внимание ЖД моделистов, и поэтому данная статья может оказаться полезной всем, кто строит или планирует строить масштабную модель данного электровоза.
Внешний вид ЭП1М
В ходе выпуска электровозов ЭП1 и ЭП1М самым важным и существенным этапом (с точки зрения эволюции внешнего вида) был как раз переход начиная с номера 383 к новому дизайну кабины.
Этот переход отразился в добавлении к индексу литеры "М". Впоследствии внешний вид электровоза менялся не слишком радикально. Тем не менее, отличия в экстерьере машин разных лет выпуска все же есть, и они заметны.
Кабины ЭП1М-320 (пилотной машины серии) и всех машин с номера 383 по номер 523 имеют утопленный в кузов прожектор, который плавно загибается назад. Корпуса буферных фонарей имеют скруглённые углы. Буферные панели слева и справа от автосцепки имеют трапециевидную форму. Сама кабина имеет плавные обводы по сторонам и большие, цельные лобовые стекла.
Такой вариант модели был выпущен студией SalivanGreen под номером ЭП1М-523 и позволяет собрать из коробки машины с номерами 523 и 447.
У кабин электровозов ЭП1М с номера 524 по 791 прожектор расположен в выступающем вперёд трапециевидном коробчатом корпусе. Корпуса буферных фонарей, буферных панелей и боковые обводы кабины имеют формы, аналогичные тем, что ставились на машины ранее.
При этом электровозы до 527 номера включительно имеют цельные большие лобовые стекла.
У электровозов с номера 528 лобовые окна составные, разделенные посередине вертикально на две равные части. Изменилась форма дворников и их расположение.
С 571 машины токоприемники стали устанавливать в обратную сторону. По общему правилу эксплуатации электровозов при передвижениях обычно используется задний по ходу движения токоприемник. У ЭП1М до 570 номера включительно пантографы устанавливались "коленом наружу", поэтому при использовании заднего токоприемника его сгиб смотрел в обратную сторону от направления движения.
У ЭП1М-571 и всех последующих электровозов токоприемник развернут в обратную сторону, поэтому при движении вперед он смотрит "коленом вперед", что улучшает эксплуатационные характеристики и повышает безопасность.
Данный вариант модели выпущен студией SalivanGreen под номером ЭП1М-789 и позволяет собрать машины с номерами 789 и 571.
Электровозы 790 и 791 получили широкие буферные панели квадратной формы и сложной геометрии, повторяющей обводы кузова. Утопленные в корпус подножки, находившиеся на уровне верхней части автосцепки исчезли и были заменены на выступающие подножки.
Начиная с номера 792 электровозы получили обновленный вариант кабины, новые корпуса прожекторов, корпуса буферных фонарей и формы буферных панелей. Выступающие ребра корпуса прожектора теперь имеет более сглаженные углы и больший наклон по бокам, корпуса буферных фонарей вместо закруглённых имеют резкие углы, красные хвостовые фонари имеют меньший диаметр, чем белые головные. Обводы кабины в передней части получили четко выделенные грани.
Окраска ЭП1М
В течение всего выпуска Новочеркасский электровозостроительный завод вносил изменения и в варианты заводской окраски. Так электровоз ЭП1М-320 получил схему окраски голубого цвета с белыми полосами и белым верхом лобовой части кабины.
По центру лобовой части кабины были нанесены светоотражающие ярко-оранжевые полосы, визуально стилизованные под равносторонний треугольник, повернутый вершиной вниз, рассеченный узкими голубыми полосами в цвет кузова и нижней части кабины на три равные части. На верхней оранжевой полосе был нанесен логотип НЭВЗ белого цвета. Нижняя выступающая часть метельника так же, как и треугольник на кабине, окрашивалась яркой светоотражающей краской.
Машины с номера 383 до номера 663 включительно получили аналогичную схему окраски, с той разницей, что оранжевый треугольник на кабине был разделен не двумя, а одной узкой голубой полоской, которая разделяла его на две неравные часты: узкую верхнюю и широкую нижнюю. Вначале на треугольнике располагался логотип, который был визуально увеличен и занял всю верхнюю часть треугольника. Со временем его перестали наносить на заводе. На большинстве машин 400-х номеров, вышедших с завода, логотип на лобовой части кабины отсутствует.
Впрочем он продержался не долго и на машинах, имевших его с завода, и при ремонте закрашивался.
Над нижней частью треугольника серийных машин проходил поручень, окрашенный у многих машин также в голубой цвет. Он визуально делил весь оранжевый треугольник на три примерно равные по высоте полосы со скошенными боковыми сторонами.
В первые годы в процессе эксплуатации при ремонтах треугольник в лобовой части мог получать или лишаться разделительных полос, стать розовым, красным или рыжим. Поручень в нижней части также мог быть перекрашен в голубой или оранжевый цвета.
Электровозы ЭП1М с номерами 500 и 511 получили уникальную окраску, стилизованную под российский флаг: боковые стенки были выкрашены в белый, синий и красные цвета. Кабина окрашивалась в темно серый цвет с оранжевым треугольником по центру лобовой части.
Позднее, в феврале 2016 года ЭП1М-511 получил стандартный заводской бело-голубой вариант окраски.
У электровоза ЭП1М-500 на боковых стенках на синей полосе был нанесен красный номер 500, на красной полосе располагалась стилизованная надпись «Юбилейный», на белой полосе в правой части располагался логотип РЖД красного цвета.
Модель электровоза ЭП1М-500 студия SalivanGreen выпустила в августе этого года. Конструкционно набор не отличается от набора ЭП1М-523, разница - только в представленных в наборах декалях.
С номера 664 оранжевый треугольник с передней части кабины пропал, а его место вновь занял логотип НЭВЗ белого цвета. Светоотражающую оранжевую краску стали наносить на буферные панели, расположенные по бокам от автосцепки и имеющие формы прямоугольных трапеций. Серия и номер локомотива были перенесены и разделены. Теперь серия располагалась вверху под лобовым стеклом по центру, а номер - под ней, левее правого буферного фонаря (подробнее по нумерации и маркировке см ниже, в следующей части).
Такой вариант окраски получили электровозы до номера 695 включительно. ЭП1М-695 стал последним перед переходом на корпоративную ливрею.
В процессе эксплуатации при ремонтах и ТО часть машин лишилась логотипа завода в лобовой части. А позже - перекрашивалась в серо-красные цвета.
С номера 696 электровозы ЭП1М с завода получали трёхцветную красно-серую корпоративную окраску РЖД.
Верхняя половина в районе кабины машиниста окрашивалась в красный цвет, средняя часть кабины, а также верх и середина по боковые стенки в области машинного отделения - в светло-серый, низ - в тёмно-серый. В лобовой части буферные панели окрашивались в оранжевый цвет, а буферные фонари, через которых проходила граница красного и светло-серого цвета, получали полностью серый окрас и выделялись на общем фоне своими "глазками".
Такую же окраску получали и выпущенные ранее машины, проходившие ремонты и техобслуживание. Не избежал этой участи и упомянутый выше юбилейный электровоз с триколорами на бортах: ЭП1М-500 был перекрашен в 2021 году.
При перекраске электровозов в депо у некоторых машин буферные фонари не выделялись отдельно серым цветом, поэтому нередко встречается вариант окраски, при котором верх фонарей красный, а низ - серый.
Нумерация ЭП1М
На электровозах ЭП1М маркировка серии и номера расположена на лобовой части кабины и, как правило, нанесена в виде металлических букв. В зависимости от периода выпуска нумерация электровозов ЭП1М имеет несколько вариантов размещения.
Так ЭП1М-320 маркировка изначально была выполнена краской и меньшим шрифтом, хотя обозначение серии и номера располагалось там же где и у ЭП1.
Однако уже через год после выпуска она получила новый формат как на серийных машинах.
Номера электровозов с номера 383 по номер 663 стали обозначаться в одной строке по центру над автосцепкой металлическими буквами в формате ЭП1М-XXX, где XXX - номер машины.
На ЭП1М с номера 664 по номер 752 маркировка серии и маркировка номера были разнесены и перенесены в другие места: серия стала обозначаться по центру под лобовым стеклом, а номер - слева от верхнего правого буферного фонаря.
Одновременно с лобовой части пропал и узнаваемый оранжевый треугольник, а его место занял логотип завода, который сохранялся там до перехода на корпоративную окраску. С переходом на серо-красные цвета логотип завода уступил место логотипу РДЖ (pid).
На локомотивах с номерами с 753 по 789 включительно серия переехала обратно вниз на площадку над автосцепкой и расположилась по центру. Номера машин расположили над серией по центру и чуть ниже уровня нижних буферных фонарей.
У трех электровозов с номерами 790, 791 и 792 номера машин снова расположились в районе верхнего правого буферного фонаря (слева от него).
Напомним, что электровозы 790 и 791 стали первыми, получившими увеличенные в размерах буферные панели, а электровоз с номером 792 первый в серии получил новую порцию обновлений, включающих "граненый" дизайн лобовой части, буферных фонарей и обновленную форму прожектора трапециевидной формы. Вероятно с этим связаны эксперименты с переносом номеров машин.
Начиная с ЭП1М-793 номера машин снова стали располагать по центру над номером серии чуть ниже уровня буферных фонарей.
На многих электровозах ЭП1М маркировка наносится также и на боковой части кабины белой краской под правым окном машиниста, при этом формат её может отличаться. Так у электровозов ранних выпусков указывается серия и номер обозначались в формате ЭП1М-XXX. У электровозов поздних выпусков наносился только номер машины без указания серии.
На некоторых электровозах серии сбоку может быть указан сетевой номер электровоза и депо приписки. Иногда между окном и дверью кабины указывается номер кабины: 1 или 2.
Альтернативные варианты окраска
В отличие от ЭП1, который с момента выпуска в процессе эксплуатации получал множество разных вариантов окраски, ЭП1М (эксплуатация которого по большей части пришлась на период жесткого внедрения единой корпоративной схемы окраски локомотивов) не может похвастать таким разнообразием различных ливрей. К настоящему времени большинство ЭП1М, получивших с завода бело-голубые цвета, уже перекрашены в серо-красные корпоративные стандарты.
Тем не менее в последние годы у РЖД все же начала проявляться тенденция на придание локомотивам индивидуальных черт. В первую очередь это коснулось пассажирских локомотивов, занятых на работах с фирменными поездами. Электровозу ЭП1М также повезло в этом плане и в мае 2024 года первый ЭП1М получил уникальное, яркое, зелено-голубое сочетание цветов под стать экскурсионному поезду "Жемчужина Кавказа".
Новая окраска призвана отражать природные особенности мест, по которому следует туристический поезд, который выполняет туры по маршруту Москва - Воронеж - Ростов-на-Дону - Майкоп - Владикавказ - Грозный - Дербент - Махачкала - Нальчик - Ростов-на-Дону - Воронеж - Москва.
Позднее, в августе 2024 года сине-зеленую окраску получила и машина с номером 688. Оба электровоза периодически были замечены и в работе на регулярных маршрутах с обычными пассажирскими вагонами, окрашенными в в стандартные корпоративные цвета РЖД.
По мере появления дополнительного материала данная статья будет обновляться и дополняться. Напишите в комментариях свои предложения и замечания к данной публикации, а также не забудьте поставить лайк и подписаться на канал - мы публикуем для вас все самое полезное в мире отечественного ЖД моделизма!
Читайте также на нашем канале:
Приобрести набор для самостоятельной сборки модели электровоза ЭП1М в масштабе 1:87: https://vk.com/market-126384701?section=album_7
Подпишитесь на наш Телеграм-канал и будьте в курсе всех новостей "Железнодорожного моделизма": t.me/rail38