В этой статье постараемся разобраться, какие внешние отличия имели дрезины ДГКУ (Дрезина Грузовая Крановая универсальная) разных производственных серий и разных лет выпуска, на какие особенности стоит обратить внимание ЖД моделистам, и как сделать модель, максимально соответствующую прототипу.
ДГКу: краткое описание и характеристика
ДГКу - дрезина (мотовоз) с гидромеханической передачей и подъемным краном, предназначенная для выполнения погрузочно-транспортных работ, погрузки, перевозки и разгрузки элементов верхнего строения пути и других грузов, а так же для перевозки рабочих бригад с инструментом к месту ремонтно-путевых работ. Выпускалась на Тихорецком машиностроительном заводе тяжелых путевых машин им. В.В. Воровского, расположенном в в городе Тихорецке Краснодарского края и являющимся одним из старейших предприятий транспортного машиностроения СССР и современной России.
Конструктивно дрезина представляет собой двухосную самоходную платформу грузоподъёмностью 6 тонн, на которой расположена кабина машиниста и поворотная подъёмно-крановая установка консольного типа грузоподъемностью от 1,7 до 5 тонн, в зависимости от вылета стрелы и модификации.
В кабине дрезины установлены органы управления, системы связи и сигнализации. Для обогрева в зимнее время устанавливался электрический отопитель. За кабиной расположен отсек силовой установки. Привод крана электромеханический. Имеется генератор переменного тока типа мощностью 50 кВт для питания крановой установки и электросети путевой машины.
Дрезина оснащена рядным 6-цилиндровым дизелем, гидромеханической коробкой передач, реверс-режимным редуктором. Дополнительный генератор постоянного тока служит для питания электромагнита грузоподъемностью 250 кг.
Модификации ДГКУ
ДГКу выпускалась более двух с половиной десятков лет и машины разных лет выпуска имеют между собой широкий перечень визуальных, конструктивных и технических отличий, связанных как с постепенной модернизацией выпускаемой техники, так и с поставками запчастей и комплектующих от разных предприятий-смежников. Тем не менее, в классификации мотовозов это не нашло практически никакого отражения, кроме того, что часть машин повышенной грузоподъемности получала дополнительный индекс "5", обозначавший увеличенную максимальную грузоподъемность подъемно-краной установки.
Официально и полуофициально можно выделить следующие модификации.
ДГКу - базовая модель, выпускавшаяся с 1963 по 1989 годы. Всего построено более 4500 единиц. Имеет максимальную грузоподъемность 3,5 тонны, конструктивную скорость 85 км/ч.
ДГКу-5 - модификация с повышенной до 5 тонн грузоподъёмностью и конструктивной скоростью до 100 км/ч. Выпускалась с 1975 по 1989 годы. Данная модификация не имеет отдельной нумерации. Номера дрезин ДГКу и ДГКу-5 идут общим списком.
ДГКу экспортная - вариант дрезины уменьшенного габарита 02-Т для колеи 1435 мм. Могла оснащаться винтовой сцепкой и буферами. Имеет максимальную до 4 т. Отдельно не выделяется как модификация, но иногда встречается обозначение ДГКу-4 или ДГКу/4. При эксплуатации за границей могла иметь обозначение как ДГКу, так и ДГКу-5. По некоторым данным построено около 350 единиц.
ДГКуМ1 и ДГКуМ1Я - модернизированные варианты Украинских железных дорог, всего модернизировано 4 единицы, использовались на Донецкой и Львовской железных дорогах.
Кроме этого, многие дрезины проходили различные локальные модернизации, которые изменяли их внешний вид и повышали их возможности. При этом в название и обозначение серии не вносилось каких-либо изменений, свидетельствующих об этом. Ярким примером являются дрезины Восточно-Сибиркой и Красноярской железных дорог, проходивших модернизацию в г. Слюдянке Иркутской области. Машины получали новые кабины, капоты, обновленное электротехническое оборудование, но сохраняли свои номера и индексы.
ДГКу и ДГКу-5: различия и особенности
Две основные модификации, ДГКу и ДГКу-5 (также встречается обозначения ДГКу/5 и ДГКу5) внешне могут очень мало отличаются друг от друга или вообще не отличаться. Основные технические особенности ДГКу-5, как уже была сказано выше: увеличенная до 5 тонн максимальная грузоподъемность, увеличенная до 100 км/ч конструкционная скорость.
При этом конструктивно обе машины имеют внешне одинаковые платформы, кабины и крановые балки. Отличия будут только в наличии у ДГКу-5 лебедок или тельферов повышенной мощности.
Тельфер (электрическая таль) - электрический грузоподъёмный механизм, предназначенный для вертикального подъёма и горизонтального перемещения тяжёлых грузов. Обеспечивает высокую скорость подъёма груза по вертикали и перемещения его вдоль балок (двутавров).
Изначально ДГКу выпускались с лебедками на барабанах и электрическими приводами собственной конструкции. В дальнейшем на них стали устанавливать тельферы отечественного и зарубежного производства. При этом от выпуска подъемно-крановых установок с лебедками завод не отказался. Возможности по поднятию грузов у ДГКу ограничиваются только мощностью тельфера или лебедки. Поэтому при установке более мощных тельферов, возможности мотрисы также повышались. Это и нашло свое отражение в наименовании модификации.
Самая ранняя из ДГКу-5 была изготовлена в 1975 году и имеет вероятно номер 1403. Самая последняя ДГКу без индекса "5" была выпущена в 1986 году и имела номер 4688. Начиная с этой машины и до конца выпуска в 1989 году завод выпускал только ДГКу-5.
Эволюция внешнего вида ДГКу и ДГКу/5
Внешний вид ДГКУ эволюционировал на протяжении всего периода выпуска, иногда достаточно разительно. Изменению подвергались практически все основный узлы: передний капот, задний кожух силовой установки, кабина, крановые установки, поддерживающие балки стрелы. Установка тельферов различных типов вносила свои особенности во внешний вид мотовозов. Неизменной оставалась, разве что, только конструкция платформы и ходовой части (впрочем единичные изменения и этого узла коснулись некоторых машин).
В ходе эксплуатации машины могли лишаться защитных экранов (для защиты технического персонала от высоковольтных линий) и тифонов, приобретать новые конструкции в виде дополнительных лонжеронов, пристроек к кабинам.
Многие машины, проходя обслуживание и ремонт, получали не характерные для своего периода выпуска детали от других машин, более раннего или позднего выпуска. Так в процессе капитального ремонта некоторые машины получали новые капоты, кабины и кожухи силовых установок, светодиодные фонари новой формы и т.д. В некоторых ДГКу, прошедших через модернизацию, сложно усмотреть черты, которые они имели сразу после того, как покинули стены завода.
Часть машин проходила капитальный ремонт с заменой крановой установки на более поздний тип, заменой тельферов в том числе на более мощные, что приводило в том числе к замене индекса на ДГКУ-5. Впрочем нельзя исключать и простой замены номеров машин, когда машине нового выпуска присваивается номер старой списанной машины.
В документации, как было сказано выше, а также в наименовании и маркировке машин все эти изменения никак не учитывались. Никакие, кроме изменения грузоподъемности, что нашло отражение в модификации ДГКУ-5. Кроме этого завод параллельно выпускал машины с различными отличающимися друг от друга деталями. Поэтому хронологию изменений внешнего вида машин проследить довольно сложно. Однако кое-какие закономерности установить представляется вполне возможным.
ДГКу ранних производственных серий
ДГКУ первых серий имели округлой формы капот с характерным выступом в районе прожектора, устанавливаемого на конце капота. Отвод выхлопных газов осуществлялся наверх над капотом и кабиной. Для этого на кабине со стороны капота имелись Т-образные кожухи закрывавшие часть труб. Крановая установка отличалась от привычного и более распространенного позднее вида: не имела крупного круглого основания-тумбы, находилась невысоко над кабиной, имела люльку по периметру вокруг блока с приводами, не имела защитных козырьков сверху. Кожух силовой установки был размером меньше кабины.
На большинстве машин раннего выпуска в районе силовой установки видны две Г-образные защитные дуги из труб небольшого сечения. Из ранних такие дуги имеют в частности машины с номерами 187, 232, 593, 657, 667, 689, 703, 899, 944, 977, 1111 и т.д. Не имеют дуг: 026, 977, 1096, 1121.
Защитные дуги сохранялись и на некоторых машинах среднего периода производства, имевших новый тип ПКУ (подъемно-крановой установки). Заметить их можно на некоторых машинах вплоть до 1983 года выпуска.
В задней части за кабиной располагался кожух силой установки. Он был уже кабины, которая выступала относительно него с обеих сторон. На кожухе справа по ходу движения размещался ящик с электронным блоком управления. Он заметен на большинстве дрезин с начала выпуска, и там где он есть он имеет прямоугольную форму, разделен на две неравные части по горизонтали, нижняя, большая часть - открывающаяся дверца, в верхней глухой части находятся прорези.
Примерно с 1200-х номеров (с 1974 года) выхлопная труба была окончательно перенесена под раму дрезины, и с кабины пропали Т-образные кожухи. Капоты остались без выступов в районе прожектора. Размер фары при этом остался таким же - сократилась окантовка из лицевой части вокруг него. Вероятно в процессе ремонтов у части машин выхлопная система переносилась вниз под платформу. Поэтому у некоторых ДГКу более раннего выпуска нет Т-образных кожухов, но есть выступ в районе прожектора (026, 593, 865, 1096, 1121, 1151). В единичных случаях на более поздних машины такой тип капота встречается. Так выступ вокруг прожектора имеет ДГКу-1927. Есть основания полагать, что эта дрезина более раннего выпуска и приобрела данный номер в процессе ремонта. Самая поздняя из машин с таким типом капота, ДГКу-3638, возможно получила свой капот от другой машины.
ДГКу и ДГКу-5 средних производственных серий
С 1975 года машины получили подъёмно-крановую установку нового типа, которая вплоть до конца производства оставалась в целом такой же по конструкции. ПКУ нового типа устанавливалась на высокой цилиндрической тумбе, сверху над установкой закреплялись трехсекционные защитные экраны из металлических каркасов и сетки.
Экраны были съемные и легко демонтировались. В процессе эксплуатации дрезины часто лишались этих экранов, поэтому на многих фотографиях они могут отсутствовать полностью или частично.
Так может быть установлен полный комплект, только центральная секция или одна/три секции только в виде каркасов и без защитных сеток.
Для обслуживания установки в задней части с крыши кожуха силовой установки на крышу кабины можно было подняться по лестнице, которая могла устанавливаться в левой, средней или в правой стороне. В процессе эксплуатации и при ремонтах эти лестницы, вероятно, терялись, поэтому их можно увидеть не на всех машинах.
Часть установок оснащалась тельферами, позволявшими работать с грузами от 1,7 до 3,5 тонн. С этого же времени в производство пошли модификации ДГКу-5, на которые устанавливались более мощные тельферы, позволявшие поднимать от до 5 тонн.
И те и другие машины поначалу имели тельферы отечественного производства с характерными массивными коробами по бокам. Позже часть ДГКу оборудовалась тельферами импортного (болгарского) производства, имевшими цилиндрическую форму.
Но на большинстве машин среднего периода выпуска по-прежнему продолжали устанавливать лебедки старой конструкции, аналогичной той, что применялись на крановых установках раннего типа. В целом како-той системы в оснащении крановых установок тельферами или лебедками не наблюдается. Так машины 1570, 1650, 2036, 2959 имели барабаны; дрезины с номерами 1481, 1918, 2073, 3299 - тельфер отечественный, с номерами 1651, 3298, 3695 - тельфер болгарский.
Конструкция крановой установки, предназначенной для установки барабана и конструкция для тельфера отличалась по способам крепления. Крепления отечественных и болгарских тельферов также различалось между собой. Поэтому замена в полевых условиях тельферов на отличающиеся по конструкции и, тем более, на лебедки, была даже в не возможна. Производились ли такие замены на заводе-изготовителе или на уполномоченных ремонтных предприятиях с последующем внесением изменений в документации по машине и проведением освидетельствования, доподлинно не известно. Но тем не менее, при анализе фотографий возникают подозрения, что некоторые дрезины несут на себе не родные крановые установки или детали, в том числе лебедки и тельферы.
Крановые установки дрезин данного периода выпуска типа в целом были идентичны по конструкции и в деталях практически не отличались. Исключение - подпорные балки под стрелой. У большой части ДГКу эти балки были круглого сечения.
На многих машинах балки изготовлены из швеллера и со стороны издалека выглядят как квадратные в сечении и значительно более толстые. Такие крановые установки имеют в том числе машины с номерами 1542, 1570, 1793, 2352, 2357. После 2412 номера балки из швеллера практически не встречаются.
Изредка встречаются машины с нестандартными стрелами, как например ДГКу/5-1692, у которой подпорные балки удлиненные и доходят до самого края стрелы. Данная машина оборудована тельфером отечественного образца.
Многие дрезины выпуска конца 70-х - начала 80-х годов по-прежнему имели Г-образные дуги, но их, было уже меньшинство (1481, 1542, 1793). Последние из машин с такими стойками - 2489, 2521 и 3754. После этого они не встречаются.
С 1918 номера на ДГКУ можно заметить ящик с электронным блоком управления силовой установкой нового типа с дверцей во всю высоту и выштамповкой посередине.
На фотографиях более ранних машин такие ящики не попадались, хотя возможно они устанавливались. До 3000-х номеров новые ящики встречаются редко, но примерно до 4000-х номеров на разных ДГКУ встречаются оба типа ящиков.
Таким образом, дрезины с номерами с 1200 до 3800 (с очень большим списком исключений) можно условно назвать машинами среднего выпуска. Они выпускались в период с 1974 по 1983 годы включительно и имели в целом следующие характерные особенности: округлой формы капот, крановая установка на высокой цилиндрической тумбе с защитными козырьками сверху, с трубчатыми или швеллерными подпорками, с лебедками или тельферами. Кожух силовой установки размером меньше кабины, на который устанавливались ящики с электронным блоком управления двух типов. Г-образные защитные дуги в основном отсутствовали.
ДГКу и ДГКу-5 поздних производственных серий
С 1981 года ДГКу получили капот с новым дизайном - он приобрел прямоугольно-рубленые формы и условное название "квадратный". Его появление связано, вероятно, с унификацией производства. Дело в том, что в 1981 году завод запустил наладил выпуск автомотрисы АДМ, имевшей капот квадратного типа, то есть аналогичной формы, что стали устанавливать и на ДГКу.
Оба типа капотов, и круглые, и квадратные, сохранялись в производстве достаточно длительное время. Причем круглые и квадратные капоты устанавливались вперемешку.
Самая старая машина с "круглым" капотом - ДГКу-3913, выпущенная в 1983 году. Самая ранняя машина с квадратным капотом - ДГКу-3284, изготовленная в 1981 году. При этом до 38ХХ номеров преобладают круглые капоты, после - в основном квадратные. Нельзя исключать вероятность замены капотов одного типа на другой при проведении капитальных ремонтов, а также замену номеров машин. Поэтому, делая масштабную модель ДГКу с номером в данном диапазоне, необходимо учитывать этот факт и смотреть по фотографии, какой капот имела та или иная дрезина.
В этот период времени дрезины стали чаще оборудовать тельферами, в том числе импортного производства. В общем объеме выпуска их доля существенно возросла. Тем не менее полного отказа от установки лебедок с барабанами не произошло, и они встречаются почти вплоть до самого окончания выпуска.
Крановый установки в целом сохраняли тот же внешний вид и могли иметь как трубчатые, так и швеллерные поддерживающие балки.
Ориентировочно с 48хх номеров дрезины получили широкий задний кожух силовой установки с интегрированным блоком электронного управления. Отдельные ящики на широкие кожухи уже не ставились. При этом некоторая часть машин по-прежнему продолжала получать кожухи старого типа с отдельными ящиками на них.
С 500Х номеров машины начали получать обновленный капот, который напоминал предыдущий, но имел форму двускатной крыши сверху (условное название - "домиком"). Внедрение нового типа комплектующих (как это обычно было на заводе) не проходило одномоментно, поэтому здесь вновь капоты разного типа соседствовали друг с другом вперемешку. Так машины с номерами 5006, 5007, 5030, 5032, 5054, 5180, 5196 имели квадратный капот; 5008, 5069, 5074, 5107, 5120, 5171 - капот домиком.
Подавляющее большинство машин этого периода выпуска, оснащавшиеся капотом с двускатной крышей, относились к модификации ДГКу-5, имели тельферы импортного производства, широкие кожухи силовой установки, трубчатые поддерживающие балки ПКУ.
Модернизированные ДГКу и ДГКу-5
После длительной эксплуатации на местах многие машины подвергались модернизации, доработкам и переделкам. Они могли носить как системный характер, так и спорадический характер. В качестве доработок встречается удлинение кабины, установка пассажирского салона на место грузовой открытой площадки, полная замена кабины и так далее.
Количество и разнообразие модернизированных модификаций, а также их относительная малочисленность делают не целесообразным включать их в общую обзорную статью про эволюцию внешнего вида серийных машин. Возможно в будущем мы посвятим отдельную публикацию отдельным сериям модернизированных дрезин, а также нестандартным передеалкам.
Заключение
В целом можно сделать вывод, что ДГКу на протяжении всего периода производства получали большое количество нововведений и модернизаций. При этом они вводились не всегда последовательно и оперативно. Фактически получалось, что на заводе каждую машину собирали из тех комплектующих, которые были под рукой. По этой причине очень сложно не просто классифицировать выпущенные дрезины, но найти две абсолютно одинаковые машине. Тем более сделать это по фотографиям спустя два десятка лет после окончания их производства.
Тем не менее, в нашей следующей публикации мы постараемся подробнее разобрать типичные и наиболее распространённые типы ДГКу, которые могут быть интересны ЖД моделистам и всем любителям истории отечественных железных дорог.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые публикации, ставьте лайк, сохраняйте в закладки и делитесь ссылкой на эту статью - мы публикуем для вас все самое интересное в мире отечественного ЖД моделизма!
Читайте также на нашем канале:
Присоединяйтесь к нам в ВК: vk.com/rail38
Подпишитесь на наш Телеграм-канал: t.me/rail38
Общайтесь с нами в нашем Телеграм-чате: t.me/rail38chat
Общайтесь с нами в месенджере Max: https://max.ru/join/yYBzxALJfpQdUZwUiZepra8mxwLAPei0cFy_5HY-vek