Найти в Дзене
Chicken Creators

«Маша, пиши!» – интервью с поэтом из Петербурга

Одна из главных целей арт-сообщества Креаторов из Петербурга – «Chicken Creators» – познакомить зрителя с представителями рынка искусств. Также есть и закадровая, не менее приоритетная миссия. Она заключается в сращивании интересов людей из миров искусства и бизнеса. В данной рубрике мы будем представлять вашему вниманию предпринимателей с помощью формата интервью. Если желаете поддержать проект или стать участником данной активности, то пишите на почту сообщества – chickencreators@yandex.ru А ссылки на гостью ищите в самом конце нашей статьи. — Самый светлый йоу, друзья! С вами снова Егро Бирюза и мы продолжаем изучать истории окружающих нас людей!  Вы, как читатели, можете со мной поспорить, но мне кажется, что одним из сложнейших творческих проявлений современного мира является поэзия. Она становится нишевым искусством, в какой-то степени даже кулуарным. Кто-то скажет, что на сегодняшний день поэты трансформировались в реперов и стихи в чистом виде никому не нужны. Но здесь уже не с
Поэт Мария Ильматар и Chicken Creators представляют
Поэт Мария Ильматар и Chicken Creators представляют

Одна из главных целей арт-сообщества Креаторов из Петербурга «Chicken Creators» познакомить зрителя с представителями рынка искусств. Также есть и закадровая, не менее приоритетная миссия. Она заключается в сращивании интересов людей из миров искусства и бизнеса. В данной рубрике мы будем представлять вашему вниманию предпринимателей с помощью формата интервью. Если желаете поддержать проект или стать участником данной активности, то пишите на почту сообщества – chickencreators@yandex.ru

А ссылки на гостью ищите в самом конце нашей статьи.

Мария Ильматар

— Самый светлый йоу, друзья! С вами снова Егро Бирюза и мы продолжаем изучать истории окружающих нас людей! 

Вы, как читатели, можете со мной поспорить, но мне кажется, что одним из сложнейших творческих проявлений современного мира является поэзия. Она становится нишевым искусством, в какой-то степени даже кулуарным. Кто-то скажет, что на сегодняшний день поэты трансформировались в реперов и стихи в чистом виде никому не нужны. Но здесь уже не соглашусь я, ведь у нас в гостях поэт – Мария Ильматар. Обсудим актуальные возможности для проявления стихотворцев и то, как нынче откликается людям малая литературная форма?

Мария, сердешно приветствую Тебя в нашей беседе. Я бы хотел начать и закончить этот диалог Твоими стихами, с позволения. Поэтому прошу Тебя выбрать первое произведение, с которым готова познакомить нашего читателя.

— Привет, Егро! Я бы начала с маленького стихотворения:

Все мы за пазухой у Бога,
Важны для истины слога.
Куда не вступала бы нога –
Береги себя строго,
Твоя Душа ему дорогА….
Поэт Мария Ильматар. Предоставленное фото
Поэт Мария Ильматар. Предоставленное фото

— Почему Ты выбрала именно этот стих? 

— Нас часто мучают сомнения, тревоги, мы чувствуем себя виноватыми, или нам кажется, что нас обижают. Но важно знать, что всё часть Бога, часть Вселенной, каждый из нас важен, какую бы он роль не играл. И надо беречь себя и самое ценное, что есть в нас – Душу.

— Есть ли в Твоём репертуаре произведения, которые Ты не готова выставлять на публику?

— Произведений, которые я бы не хотела демонстрировать публике, нет.  Всё ко мне приходит в потоке. Оно либо есть, либо нет. Как только оно пришло, я делюсь.

Есть недописанные произведения, но это не стихи, проза. Например, сказка «Фарук», действие её происходит в Скандинавии, про мальчика Гудрида и белого дракона Фарука.

Или философский рассказ «Шахматная доска».

— Ты предпочитаешь больше декламировать свою поэзию или чтобы читатель сам находил свою собственную форму прочтения?

— Мне нравится и самой декламировать свои стихи, и когда их читают, даже поют, есть и такой опыт. Люблю взаимодействовать с людьми творческими. Есть в исполнении под гитару и гусли мои стихи – спел музыкант из Казахстана Константин Лемьев.

— Сталкивалась ли Ты когда-нибудь с тем, что кто-то выдавал Твои стихи за свои? 

— Нет не сталкивалась, чтобы кто-то присвоил мои стихи. Мне кажется, я слишком необычна, немного выбиваюсь из литературных критериев, поэтому не очень выгодно. Видимо, я есть я)))))

— У Тебя были случаи, когда вдохновлялась чьим-то произведением и аккуратно переделывала его под свой слог, стиль и манеру?

— В раннем творчестве очень нравилась Марина Цветаева, немного, написала несколько стихов в её стиле. Также Даниил Хармс, тоже пыталась подражать.

— Говоря о стиле, как бы Ты описала свою поэтическую идентичность? Что отличает Тебя от других авторов?

— У меня свой ритм стиха, сначала может даже показаться, что его нет. Но если спеть, они чем-то могут напоминать молитву или народное творчество. Мои стихи не мысли, они даже не о чувствах. Стихи ощущения, где смысл – это образ. Чтобы погрузиться в стихотворение, его надо внутри изобразить.

Поэт Мария Ильматар. Предоставленное фото
Поэт Мария Ильматар. Предоставленное фото

— Когда поэт становится взрослым? Существует ли поэтическая седина или мастерство, за пределы которого уже не выйти?

— Мастерство тесно связано с внутренней зрелостью автора. В таком состоянии автор уже не думает, как написать, всё приходит легко, порывом, он просто наслаждается процессом.

— Говоря о взрослении. Каким было детство маленькой Маши? Увлечения, мечты, интересы.

— Маленькая Маша. Она любила сидеть просто так, погружаться в себя, можно, наверно, это назвать медитацией. В таком состоянии я видела себя в космическом пространстве, очень явно это ощущала. Но также любила общаться с другими детьми, играть с ними. В деревне летом, где с родителями отдыхала, была такая забавная история. Мне было 4 года, подружилась с местными ребятами, целая компания человек 6-7. У меня в детстве были проблемы с речью, многие буквы не выговаривала. Дети рассказывали обо мне своим родителям: «Маша хорошая девочка, интересная, она англичанка, но живёт в Ленинграде».

— Как сильно влияло Твоё окружение на выборы и решения, которые Ты только училась принимать?

— Сестра старшая тоже творческая, я за ней подсматривала. Когда она рисовала или смотрела кино, то я потом тоже садилась и рисовала, изучала книги, фильмы, которые она любит. В общем, повторяла. Сейчас так за мной моя дочь делает.

— Помнишь, когда впервые почувствовала тягу к литературному перу или его проявлениям?

— Желание что-то написать появилось лет в 11, 12. Тогда стала писать стихи и даже начала писать рассказ, даже думала, что это будет роман, мистический роман с приключениями – я уже в детстве любила всё необычное. Написала глав три, не закончила.

Даже стихотворение любимое в детстве было немного мистическое – «Анчар», Александра Сергеевича Пушкина.

— О чём были Твои пробы пера, при каких обстоятельствах писались?

— Первые стихи были о себе, о своей роли в мире, связи с миром. О любимой кошке, например.

— Ты как-то делилась своими стихами или изначально они все уходило в стол или личный дневник?

— Первыми стихами не делилась, всё было в столе, в дневнике. Я его периодами вела. Потом начала читать друзьям. В студенческие годы стала делиться со своими педагогами, одна из которых дала внутренний импульс творить. Это литературовед и текстолог Людмила Семёновна Гейро, которая сказала мне «Пиши!». Она читала мои стихи, с этого момента я поняла, что это серьёзно и стала больше писать, чаще заниматься творчеством. Я её слова тогда восприняла, как благословение.

Поэт Мария Ильматар. Предоставленное фото
Поэт Мария Ильматар. Предоставленное фото

— Тебе, кстати, ближе слово поэт или поэтесса? Важен ли для Тебя феминитив в данном случае?

— Мне ближе определение поэт, так как поэзия – это проявление Духа. Но к определению поэтесса я не критична, просто не в этом суть, это только оболочка, фантик. Вот и всё. Марина Цветаева, например, не любила слово поэтесса.

— Кто-то помогал Тебе в создании стихов? Вдохновлял, поддерживал, мотивировал?

— Помогали друзья, которые слушали, им было интересно. А вдохновлял меня мир вокруг, мне было любопытно смотреть за ним и наблюдать.

Помогала и Людмила Семёновна Гейро, которая читала мои рукописи, несмотря на то, что стихи этого периода были для меня немного корявые что ли, не все остались, часть я позже отредактировала, от части отказалась. Знакомство с Михаилом Семеновичем Казиником – его оценка моих произведений помогла уйти от излишней фанатичности в поэзии, больше к доброте, лёгкости и свету. Ведь то, что мы говорим, а поэзия для меня это магия, потом происходит с нами. Слово материально.

— Говорят, что поэзия, это всегда интуитивное проявление, предрасположенность. В Твоём случае также или это больше про труд, обучение и работу?

— Для меня поэзия – это состояние Души, труд, но духовный. Через слово ты слово можно соединиться со Вселенной, ощутить её, обучение тоже можно назвать, ведь ты учишься чувствовать и осознавать себя.

— Как строился Твой путь после школы. Какие были планы на жизнь?

— После школы хотела стать актрисой, поступала в театральную академию на Моховой – не поступила. Жизнь направила в другое русло. Стала музейным педагогом, закончила университет культуры и искусства, работала более 10 лет в музеях, разрабатывала игровые программы для них и проводила. Тоже интересный опыт.

Даже в рамках этой работы была издана тематическая детская книжка-раскраска с моими стихами и рисунками.

— Сожалеешь ли о каких-либо действиях или бездействиях того времени? Что-то хотела бы исправить?

— Я не люблю оглядываться в прошлое, поэтому не сожалею, всё есть опыт, для чего-то он был нужен. Всё это ступени развития. Единственное, чтобы я дала себе больше в прошлом – это любви к себе, доверия и уверенности

— При возможности передать в юности самой себе совет на жизнь, как бы он прозвучал?

— «Я люблю тебя, у тебя всё получится».

Поэт Мария Ильматар. Предоставленное фото
Поэт Мария Ильматар. Предоставленное фото

— Насколько сильно отличаются Твои стихи юности от сегодняшних?

— Да, стихи прошлых лет сильно отличаются от сегодняшних. Там больше мыслей, больше грусти, могут быть переживания. Сегодняшние более свободные, меньше оценок, больше наблюдений. Я бы сказала, больше озарений, так как пишу в потоке.

— Тебе больше нравится писать концептуальное произведение, придумывая заранее историю и после заполнять её лирикой? Или же транслировать автономно?

— Сейчас я больше пишу интуитивно, в потоке. В этом есть свобода. Если я раньше могла часто редактировать одно произведение, то сейчас редактирую редко.

— Зачастую, авторы сублимируют через свои произведения различные тревоги, радости, страхи. Эксплуатируют поэтический медиум в целях терапии. Насколько корректно или этично, в таком случае, делиться подобным откровением с окружающими?

— Тревоги и переживания в стихах всё равно будут, если они есть в их авторе, стихи отражают внутреннюю жизнь поэта. В жизни у меня случаются моменты грусти, но я стараюсь её трансформировать во что-то доброе, поэтому и в стихах сейчас, например, её немного.

— Расскажи о своих способах погружения в потоковое состояние? Какие методы помогают Тебе войти в сопряжение с поэтическим нарративом?

— У меня нет особых способов погружения в потоковое состояние. Пишу как есть, в потоке жизни. Стих приходит в моменте. Ощущение вдохновения, когда хочешь написать, можно усилить прогулкой, прослушиванием музыки и уединением.

— Насколько критично Ты смотришь на свои произведениям разного времени? Проявляется ли у Тебя перфекционизм и желание избавиться от старого материала?

— Сейчас я спокойна к своему творчеству, принимаю и создаю, оно часть меня. Я себя принимаю любой. От части стихов прошлых лет я отказалась, так как они потеряли смысл и энергию, но без осуждения. Просто было и ушло.

— Какая тема в Твоих стихах чаще всего поднимается? 

— Чаще проходит тема любви и принятия себя в любых ипостасях, связь с природой и космосом.

— Были периоды, когда стихи помогали преодолевать сложные моменты жизни и становились фундаментом для дальнейших реализаций?

— Да, периоды грусти и неудачные дни стихи помогали преодолевать, соединяли меня с собой, направляли придти к внутреннему балансу.

Поэт Мария Ильматар. Предоставленное фото
Поэт Мария Ильматар. Предоставленное фото

— Что помогало Тебе не сходить с поэтического пути и продолжать писать?

— Душа...

Её стремление, желание проявляться не давали мне сходить с поэтического пути. Люди неожиданно встречающиеся, которые говорили мне спасибо за стихи и повторяли слова моего учителя Людмилы Семёновна Гейро: «Маша пиши», довольно мистично ощущалось, будто через них говорила Вселенная .

— Насколько сложно было Тебе, как поэту, проявляться в мире, где уже не так воодушевлённо встречают этот творческий медиум?

— Не знаю, у меня всё просто было. Когда я была не готова проявляться на публике, я не проявлялась и события не вытаскивали меня в это русло, я это понимала и принимала спокойно. Потом, когда я наполнилась и стала готова, обстоятельства сами начали складываться и появились люди, которые приглашали читать, например. Я стала сама находить места, где читают и собираются поэты. Сейчас могу сама устраивать свои встречи. 

— Поделись своим опытом публикации стихов, с последующим издательством. Положительные и отрицательные результаты этих начинаний.

— У меня не было отрицательного опыта публикации стихов. Сначала публикации в поэтических сборниках, потом был издан первый сборник стихов. Очень необычная история. Слушала мантру красивую Нараяне, потом зашла в ВК и увидела там приглашение публикации в поэтическом сборнике «Слово Любви», издательство Книга.Ру из города Барнаула. Потом мои публикации отметили премией на публикацию сборника, так я опубликовала свой первый сборник стихов «Хрустальные сундуки». В 2020 году он был опубликован, то есть публиковаться я стала недавно.

— Сталкивалась ли Ты с критикой?

— С критикой сталкивалась, особенно при первых публикациях в соц. сетях. Но их было немного, к некоторым я прислушивалась, на другие не обращала внимания. Для меня важны были советы людей знающих и глубоко понимающих. Например, таким человеком стал для меня Михаил Семёнович Казиник, в определённый период творчества он помог мне уйти от морализаторства в поэзии и фанатизма, была у меня такая опасность.

— Можно ли монетизировать и коммерциализировать поэзию? У Тебя получилось заработать на стихах?

— Почему нет. Если можно писать на заказ и получать деньги, почему нет. Или просто потому что ты классно пишешь. Ты ведь делишься своим поток энергией, которая может помочь в трудные моменты и дать импульс для развития, дать свет. Поэтому материальная благодарность может быть закономерным энергообменом. Но я не зарабатывала на поэзии, не ставила такие задачи, это не главное для меня.

— Кто Твой слушатель и читатель? Как бы Ты описала этого человека?

— Кто мой слушатель...

Честно, не знаю. Каждый может стать, у меня нет ограничений и определённых характеристик. Для меня даже забавно это определять.

Поэт Мария Ильматар. Предоставленное фото
Поэт Мария Ильматар. Предоставленное фото

— Интересны ли Тебе поэтические коллаборации? Соавторство или совместное выступление?

— Да, объединения творческих людей это интересно. Я не против. Я участвую в совместных выступлениях, и сама, когда устраиваю свои поэтические вечера, люблю приглашать друзей пишущих.

— Где больше всего понравилось читать стихи, в каких локациях?

— Люблю камерные места, они создают глубину вечера, что-то всегда проявляется важное. Поэтому арт-пространства, например, замечательное место в Петербурге – «Маяки» на Васильевском острове. Недавно читала в галерее «Мольберт», тоже там понравилось, светлое пространство.

— Есть ли у Тебя какой-нибудь музыкальный коллектив, под аккомпанемент которого Ты выступаешь? 

— Коллектива постоянного нет, но предпочитаю выступать с музыкальным сопровождением. Есть друзья музыканты, которые в этом помогают. Один из них Константин Лемьев, красиво играет на гуслях и гитаре, также поёт. Спел несколько моих стихотворений. Ещё диджей Руслан Глубокий, играет на ханге и гитарист импровизатор Дмитрий.

— Какая была самая приятная обратная связь? Отклик на Твои стихи.

— Очень ценен неожиданный отклик, когда человек, которого ты мало знаешь, вдруг пишет слова благодарности за твоё творчество, что оно помогло ему в трудные минуты. Ты можешь и не знать точно читают тебя или нет, а тут ты чувствуешь, что тебя видят, за тобой наблюдают, ты интересна, ты вдохновляешь, ты помогаешь. Это очень ценно.

— Где и как можно познакомиться с Твоими произведениями?

— Познакомиться с моими стихами можно на моём канале в телеграме. Также на моей странице в ВК. В ВК группы «Литературный салон». Просто на просторах Интернета, публикую стихи в различных поэтических группах. Можно просто купить сборник стихов. Их два «Хрустальные сундуки» и «Рассвет».

— Я знаю, что Ты ещё и художница. Рисовала иллюстрации к сборникам своих стихов. Приоткрой эту часть своего авторского изъявления.

— Да, я ещё художник график. Это тоже одно из важных направлений моего творчества. Кстати, рисовать я стала раньше, чем писать стихи. Это свобода, что могу нарисовать то, что пишу в стихах и дополнить их. В качестве иллюстраций мои работы присутствуют на двух моих опубликованных сборниках.

Поэт Мария Ильматар. Предоставленное фото
Поэт Мария Ильматар. Предоставленное фото

— Выбирая между поэзией и рисунком, что Тебе ближе и роднее, как форма донесения чувств, ощущений, эмоций и идей.

— Я не выбираю между поэзией и рисунком. Я просто пишу стихи, когда они приходят и рисую, когда возникает образ. Это всё поток, образы рисунков, например, у меня возникают внутри, я просто вижу картинку и потом переношу на лист. Всё важно, и поэзия, и рисунок. Они дополняют друг друга.

— Для Тебя важно, чтобы любой внемлющий легко считал Твой язык выражения? Или приоритетнее то, как Ты сама хочешь выразить, даже, если это будет излишне завуалированно?

— Я об этом не думаю, так как не пишу от ума, пишу из потока, от Души. Эту энергию считывают. И слова и образы они не сложные, понятные, но при этом многоуровневые, глубокие. Что даёт каждому видеть своё.

— Какое будущее Ты видишь для поэзии? Есть ли у неё шансы вновь расцвести вниманием большого количества людей? 

— Поэзия и не умирала, она и сейчас расцветает, просто мы не всех знаем, ещё зреют поэты, пишутся стихи, их много. Чтобы увидеть это всё нужно отстраниться. Нужно, чтобы прошло время, это подарки для нового поколения.

— Какие у Тебя ближайшие планы на своё творчество? Есть горизонты, которых хотелось бы достичь?

— Планы на творчество – писать стихи, рисовать и, конечно, делиться с публикой. Больше встреч, больше выставок. Нравится тема объединений, когда ты в тандеме с другими творческими людьми – музыканты, актёры, поэты, художники.

Этим летом, 7 июля, открылась совместная выставка пяти художников в галерее «Марс». Я была идейный автор и участник. Называется «5D», разные стили, формы, техники, миры, но всех их объединяет одно – внутренний свет, искренность и Душа донесения образов. Ключевая фраза выставки «5D» – это не фантазия, не миф, а переживание нашего внутреннего космоса.

— На этом всё! Благодарю Тебя за эту беседу, передаю последнее слово и, конечно же, ожидаю завершающий стих.

— В завершении я хочу сказать фразу из фильма «Солярис» – человеку нужен человек!

Мы очень связаны между собой, мы отражаем друг друга, мы можем исцелять друг друга, надо ценить мир и друг друга. Когда не только ты, но все мы часть другого, часть большого, часть космоса, часть любви. Поэтому хочу завершить таким стихотворением:

Горы, небо,
Белый - снежный -
Всё застыло,
Милый - нежный.
Нет движения в картинке,
Но в природе ритм живой,
Сладкой нежности улыбки
Человеческой земной.
Что нам надо - только это,
Ясный взор и бесконечность лета,
Чтобы дружные куплеты
Танцевали по планете.
И любовь - она царица
Соединяет вновь сердца,
Освобождение не сниться,
Пробуждение - рука.
Верность другу,
Свет Любви,
Мы по Духу,
Мы - огни...
Поэт Мария Ильматар. Предоставленное фото
Поэт Мария Ильматар. Предоставленное фото

Спасибо за внимание к статье! Поддержать автора проекта вы можете в донатной форме:

Chicken Creators | Дзен

Ниже прикрепляю ссылки на соцсети поэта:

Творчество и Вечность
Мария Ильматар

Предыдущие статьи:

Если вы хотите поучаствовать в интервью, поделиться секретами своего бизнеса и найти внимание у творческого пласта, то присылайте запрос по сотрудничеству на почту Chickencreators@yandex.ru

Творческие вакансии Петербурга. Фриланс работа в СПб. Креаторы 2.0
Арт-сообщество Петербурга. Креаторы 2.0