Аудирование на ЕГЭ похоже на олимпийский вид спорта: запись включают дважды, перематывать нельзя, а параллельно нужно читать задания и вписывать ответы. Для неподготовленного ученика это стресс: “я ничего не понял, все быстро, все слова незнакомые”. Чтобы снять панику, нужен четкий алгоритм. Разберем его на примере демоверсии.
Что представляют собой задания
Первая группа – короткие высказывания. Нужно сопоставить говорящих и утверждения. Классическая ловушка: утверждений всегда больше, чем говорящих, то есть одно утверждение лишнее.
Вторая группа – диалог с True/False/Not stated. Здесь нужно не только услышать факты, но и отличить, что реально сказано, а что домыслы.
Третья группа – интервью с несколькими вопросами. Ответ выбирается из трех вариантов. Здесь проверяют не только детали, но и понимание общего смысла.
Пошаговый алгоритм аудирования ЕГЭ
- Чтение до прослушивания
Звучит банально, но многие ученики смотрят на задание только когда запись уже идет. Правильный шаг – сразу использовать время на инструкцию: бегло читаем утверждения, пока слышим инструкцию к выполнению. Также используем паузы между первым и вторым воспроизведением записи, инструкцией к следующему заданию, отмечаем ключевые слова. Например, в задании 1 “good food”, “special time to start”, “prepare before”. Это будут маяки, за которые цепляемся. - Первое прослушивание – ловим общий смысл
Вместо того чтобы судорожно записывать все подряд, ученик должен сосредоточиться на идее: о чем говорит человек, какая основная мысль. Если это New Year, то говорящий может упомянуть традиции, семью или подготовку. Важно уловить тему, а детали фиксировать ключевыми словами. - Отсечение лишнего
Во многих заданиях есть отвлекающие варианты. Например, утверждение «New Year has a long history» может звучать соблазнительно, но если говорящий не упомянул историю праздника, значит это лишний вариант. Лучше оставить клетку пустой или отметить вопросительным знаком на КИМе, обратить внимание на высказывание во время второго прослушивания, чем вписать первое попавшееся и “успокоиться”. - Работа с True/False/Not stated
Это больное место. Ученики любят ставить True или False, а “не сказано” боятся. Алгоритм такой:
– Если в тексте прозвучал факт в явной форме – True.
– Если прозвучал обратный факт – False.
– Если в тексте пропускают утверждение на бумаге или говорят про совсем другое – Not stated.
Например, в диалоге из демоверсии будет “Julie often works in summer” – если в записи про лето ни слова, это не False, а именно Not stated (послушайте, проверьте себя). - Интервью с вариантами ответа
Здесь полезно отмечать номер вопроса и ключевое слово. Например: “Lisa Black – degree in psychology” или “stress-free life – impossible”. Когда слышим это в записи, сразу можно соотнести. Главное – не отвлекаться на каждое слово. - После прослушивания
Не бросаться переписывать все сразу в бланк. Сначала вписать в черновик, потом еще раз пробежаться глазами, проверить, не перепутаны ли номера. Особенно это касается заданий 1 и 2, где легко сместить клетку и завалить весь блок.
Также не следует паниковать, если какие-то клетки остались пустыми: задания на аудирование (особенно третья группа заданий) часто могут предполагать логические ответы, отталкиваясь от других вопросов (например, что человек, работавший в студии звукозаписи, мог заниматься музыкой в детстве и подобное). Поэтому в течение подготовки полезно делать вовлекающие задания, когда ученик сначала предполагает, о чем пойдет речь, смотря на картинки/утверждения, а затем сверяется с записью.
Подводные камни в аудировании
– Ученики часто пытаются переводить все подряд в голове. Итог – теряют нить. Нужно учить вычленять ключевые слова из высказывания, не переводить, а сразу работать с английской речью.
– Not stated кажется страшным, но на самом деле его всегда вставляют специально. Если в записи про это молчание – смело ставим 3.
– В заданиях на соответствие утверждений и говорящих многие ведутся на одно слово. Например, если в утверждении “food” и в записи мелькнуло “we had dinner”, это еще не значит совпадение. Важно понять, что говорящий именно делает акцент на еде, а не просто упомянул, дистракторы никто не отменял.
– Технический момент: запись идет дважды, поэтому в начале можно слушать запись около 3-х раз, но к моменту экзамена работать с двумя проигрываниями аудио.
Как этим работать на занятии
– Давать задания порциями, а не сразу весь блок. Сначала научить делать задание 1, потом 2, затем объединять.
– Обязательно разбирать после прослушивания, где именно в тексте был нужный ответ, если необходимо, давать скрипты. При этом не указывать сразу на верный ответ, а проиграть кусок (обязательно с “запасом”, не фокусируясь сразу на правильном), без этого ребенок не понимает, как именно работать.
– Для тренировки полезно слушать не только экзаменационные записи, но и короткие видео/подкасты/выступления уровня B1–B2. Главное – работать с ними по тому же алгоритму: прогноз, ключевые слова, проверка.
Вывод
Аудирование в ЕГЭ – это не про “понимаю все слово в слово”, а про умение выхватить нужное, отсеять лишнее и правильно соотнести с заданием. Если ученик идет по алгоритму, то даже при скромном словарном запасе он может вытянуть средний результат. А если надеется на “как-нибудь пойму”, то теряется уже на первых минутах записи.
Мини-тренировку на 5 минут аудирования уже опубликовала в своем телеграм-канале (название такое же, как и у канала в Я.Дзен)😉
Другие материалы автора:
⭐️План по подготовке к ЕГЭ на новый учебный год
⭐️Почему все молчат про МЦКО? Подводные камни и мой результат
⭐️Токсичность в спикинг-клубах: личный опыт без прикрас