Экипаж штурмовика Су-25СМ3 - майор Алексей Кожин и штурман капитан Александр Малашенок - выполняет очередной боевой вылет. Их задача - нанести удар по укрепленным позициям противника. Они еще не знают, что через несколько минут их самолет превратится в пылающий факел, а им придется принимать решение, на которое способны лишь единицы. Решение, ценой которого может стать жизнь, а наградой - спасение товарища.
Роковой вылет: удар из-за облаков
Су-25, прозванный «Грачом» - это настоящая рабочая лошадка фронтовой авиации. Его броня может выдержать попадания из крупнокалиберных пулеметов, но против современного ПВО он уязвим. Именно это и произошло.
При заходе на боевой курс по самолету был произведен пуск из переносного зенитно-ракетного комплекта (ПЗРК). Ракета поразила область двигателя. На борту начался пожар, системы одна за другой выходили из строя.
Ситуация стала критической в секунды:
- Потеря тяги: Один двигатель был уничтожен, второй работал с перебоями.
- Пожар: Огонь подбирался к кабине экипажа и топливным бакам.
- Управление: Самолет начал терять высоту и слушаться штурвала.
Стандартный протокол в такой ситуации - команда на катапультирование. Но майор Кожин эту команду не дал.
Принятие решения: секунды, которые решили все
Почему пилот не катапультировался сразу? Анализ данных и последующих интервью показывает железную логику его поступка.
- Низкая высота. Катапультирование на малой высоте - это огромный риск, особенно для штурмана, чье кресло катапультируется с определенной задержкой. Высок был риск, что парашюты просто не успеют раскрыться.
- Технические неисправности. При повреждении систем катапультирование могло стать неуправляемым и несинхронным, что гарантированно привело бы к гибели штурмана.
- Ниже - населенные пункты. Падающий самолет мог рухнуть на жилые кварталы, что привело бы к жертвам среди мирного населения.
У майора Кожина были секунды, чтобы оценить обстановку. И он принял единственно верное решение: попытаться отвести горящую машину от домов и посадить ее любой ценой.
Посадка в аду: минное поле как спасение
Внизу под ним простиралась территория, которую и мы, и враг основательно заминировали. Для пехотинца - это верная смерть. Для падающего самолета - единственный безопасный (относительно) участок.
Как проходила посадка:
- Без шасси. Выпустить стойки было невозможно из-за повреждений. Посадка предстояла «на брюхо».
- С неработающими системами. Пилот боролся с штурвалом, практически не чувствуя отклика.
- Под угрозой взрыва. Любой момент мог стать последним - пожар подбирался к топливным бакам.
Алексей Кожин сделал почти невозможное: он выровнял падающий самолет и погасил скорость. «Грач» с ревом прочертил по земле, подняв тучи пыли, и замер на окраине минного поля.
Удар был страшной силы. Но кабины уцелели.
Второй подвиг: эвакуация из ловушки
Казалось бы, самое страшное позади. Но нет - они сидели в подбитом самолете посреди минного поля. В любой момент мог сдетонировать топливный бак или они могли шагнуть на мину, выбираясь наружу.
Что было дальше:
- Самостоятельно выбрались из кабин, превозмогая боль от ударных перегрузок.
- Оценили обстановку и осторожно, буквально прощупывая путь, двинулись к безопасной зоне.
- Через некоторое время были обнаружены российской разведгруппой и эвакуированы.
Оба летчика выжили. Майор Кожин получил серьезные травмы, но спас жизнь своего штурмана и не допустил гибели мирных жителей.
Признание подвига: Герой России
Указом Президента РФ майору Алексею Кожину было присвоено звание Героя Российской Федерации. Капитану Александру Малашенку вручили орден Мужества.
Этот случай стал хрестоматийным примером не только высочайшего профессионализма летчика, но и его моральных качеств: товарищества, долга и самопожертвования.
Вывод: почему «Грачи» все еще в строю
Подвиг экипажа Кожина доказал: даже в век высоких технологий исход боя решает человек. Его воля, его решение, его готовность идти до конца.
«Грач» - старый, но надежный самолет. А главное - его поднимают в небо люди, для которых слова «честь», «долг» и «товарищ» - не пустой звук, а прямое руководство к действию даже лицом к лицу со смертью.