19 августа 1942 года около 5 часов утра началась высадка морского десанта ВС Великобритании и Канады в районе французского города Дьеп на побережье Ла-Манша. Союзники планировали захватить порт и удерживать его до тех пор, пока не смогут узнать от военнопленных ценные сведения, а заодно собирались уничтожить в городе прибрежные оборонительные сооружения и ряд других объектов. Но что-то явно пошло не так. И уже к 9 часам утра того же дня командование союзников было вынуждено отдать приказ об отступлении.
Позже операция "Юбилей" была использована в качестве примера того, как не нужно проводить десантные операции целью которой является захват морских портов. Но тогда, 19 августа 1942 года британцы и канадцы дорого заплатили за свою ошибку.
Их потери убитыми, ранеными и попавшими в плен во время неудачной высадки в Дьепе составили около 60% от личного состава. Мало того: были серьёзные потери и среди ВВС - 106 самолётов при том, что немцы потеряли в том сражении всего 48 крылатых машин.
Но в чём же заключались главные ошибки союзников, обрекшие на провал и саму операцию "Юбилей", и всех кто в ней участвовал? Ведь план-то, разработанный командованием союзников, на самом деле, был неплохим. Да и по численности десант в несколько раз превосходил немецкий гарнизон Дьепа.
Высадка проводилась в четырёх зонах на побережье, которые были обозначены на карте как Синяя, Красная, Белая и Зелёная. При этом основные силы десантировались в Красной и Белой зонах.
Флот союзников, состоявший из 8 эсминцев, канонерок, эскортировавших десантные суда, и катеров, покинул южное побережье Англии в ночь на 18 августа.
Высадка в окрестностях Дьепа началась 19 августа в 4:50 утра с атаки на две артиллерийские батареи, расположенные на флангах основной зоны десантирования.
И тут союзники допустили свою самую главную ошибку. Они-то полагали, что их вторжение станет для немцев "приятной" неожиданностью. Но получилось так, что перестрелка с немецким конвоем, которая произошла около 3:50 часов ночи во время следования десантных судов и экскорта в направлении Пюи и Берневаля, привлекла внимание наблюдателей на берегу и эффект неожиданности был потерян.
В Берневале смогла высадиться только третья часть батальона коммандос. Правда, десантникам удалось на короткое время вывести батарею из строя и загнать канониров в бункеры снайперским огнём. В Пуа всё оказалось куда хуже: высадка десанта задерживалась по причине того, что войска, понеся тяжёлые потери от пулемётного огня, надолго застряли на береговой полосе. И только четвёртому батальону коммандос удалось выполнить свою задачу: успешно захватить береговую батарею Варенжвилля.
Высадившиеся в Пуарвилле канадцы не встретили серьёзного сопротивления противника и это тоже можно было бы считать успехом союзников. Можно было бы. Если не учитывать то обстоятельство, что высадились канадцы совсем не в том месте, где были должны десантироваться и в итоге не смогли добраться до города к началу сражения за город.
В 5:20 утра союзники при поддержке танков приступили к штурму Дьепа. При этом действовали они под прикрытием дымовой завесы, которую им обеспечивала английская авиация.
Однако по слабому огню поддержки немцы сразу поняли, что основная часть танков союзников где-то задержалась во время высадки и потому с лёгкостью отбили первую волну штурмующих.
В городе танкистов союзников поджидал ещё один "сюрприз": узкие улочки Дьепа, на которых британские "Черчилли" просто не смогли маневрировать и были встречены сильным огнём противника. В итоге все шесть боевых машин союзников и без того с огромным трудом прорвавшиеся к городу, оказались либо полностью уничтоженными, либо покинутыми своими экипажами. При этом основная часть танков, участвующих в высадке, так и не смогли преодолеть береговые укрепления и была уничтожена огнём береговой артиллерии и пикирующими бомбардировщиками.
Поняв, что дело плохо, генерал Робертс отдал приказ об отступлении и часть десанта даже не успев высадиться на берег, была вынуждена повернуть обратно. Началось общее отступление союзников около 11 часов утра и продолжалось под сильным вражеским огнём до 14:00.
Одновременно с боем на земле развернулось масштабное сражение и в воздухе. В нём приняло участие 945 самолётов с обеих сторон. Но и здесь потери для союзников оказались поистине ужасающими: 106 самолётов и 555 лётчиков. Потери же люфтваффе составили 48 самолётов.
Вместо заключения
Основные потери союзников пришлись на долю канадцев: те потеряли 3367 человек из 4963 своих военнослужащих, участвующих в высадке. Потери среди британских коммандос составили 275 человек.
Кроме того, британский флот потерял один эсминец, 33 десантные баржи и 550 моряков. Немцы же потеряли 561 военнослужащего - это с учётом как безвозвратных, так и санитарных потерь.
Неудача под Дьепом показала, что союзники не в состояние открыть в 1942 году в Европе второй фронт и что им пока не по силам будет справиться с таким же упорным сопротивлением немецких войск, с которым они столкнулись во время операции "Юбилей". А немецкий главнокомандующий на Западе Герд фон Рундштедт в сентябре 1942 года так написал в своем приказе:
"Подобно тому, как мы получили ценный опыт со дня Дьеппа, противник получил его точно таким же образом. Подобно тому, как мы теперь оцениваем опыт на будущее, так и враг будет делать то же самое, а может быть, даже в большей степени, так как он дорого купил свой опыт и очень горько заплатил за него."