Речь идет о возврате платежа, который клиент сделал в адрес той или иной недобросовестной компании. Возврат денег можно запросить, когда продавец (юрлицо) прислал бракованный товар или не оказал обещанную услугу.
Ниже мы приведем ряд случаев, когда банки реально возвращали россиянам деньги со счетов недобросовестных поставщиков. Поэтому надеемся, статья будет напоминанием о том, что вернуть спорный платеж через свой банк реально можно.
В материале мы привели истории подписчиков Telegram-канала Ksenia_finance. Совсем без теории не обойтись, поэтому по пути кратко объясним:
- как работает технология чарджбэка;
- в каких случаях можно обратиться в банк с просьбой вернуть платеж;
- есть ли гарантии возврата напрасно потраченных денег;
- когда чарджбэк невозможен;
- как обратиться в банк за возвратом своих средств.
Реальная история возврата платежа через банк
Подписчики канала Ksenia_finance обсудили особенности чарджбэка в российских банках. Обмен полезным опытом начался с такого рассказа: «...Недавно у меня, и еще многих тысяч туристов произошла неприятная история — нас кинула турфирма. Люди возили туристов 2 года, на 3-й решили содрать с них деньги и свалить. Ну и в числе тех туристов была я.
Пока мы все метались между полицией, след. комом и т.д., я внезапно вспомнила, как вы как-то рассказывали про чарджбек. Я решила попробовать написать в свой Т-Банк. Они долго выясняли. И каким-то чудом, я даже не ожидала, мне одобрили возврат денег. Банк вернул всю сумму... Ну и сейчас остальные туристы тоже пытаются вернуть так же. Самые лояльные банки в этом плане оказались Т-банк, Альфа. Самый непробиваемый — Сбер и ВТБ».
Как работает чарджбэк
Возврат платежа банком — это более простая альтернатива по сравнению с длительным судебным разбирательством с недобросовестным поставщиком. Который получил деньги, но не выполнил свои обязательства. Пострадавший человек может обратиться в свой банк, со счета в котором он отправил деньги. При этом сотрудникам финансовой организации нужно предъявить доказательства, что оплаченный товар не был доставлен, а услуга — так не оказана. Здесь подойдут выписки с банковского счета, скриншоты переписки с продавцом и т. п.
Банк пострадавшего клиента обратится в платежную систему, которая занимается переводом денег. В России на данный момент это только Национальная система платежных карт «Мир». Сотрудники ПС изучат факты, которые предоставил пострадавший клиент. Если недобросовестность продавца станет очевидной, сотрудники ПС свяжутся с банком получателя денег. И спорная сумма со счета продавца будет возвращена пострадавшему покупателю.
В каких случаях можно запросить возврат платежа
Если:
- Покупатель так и не получил оплаченный товар или услугу.
- Товар или услуга не соответствуют заявленным характеристикам, а продавец не решает спор с клиентом в рамках действующего законодательства.
- Деньги за покупку были списаны дважды.
- С карты списана неправильная сумма (на самом деле покупка стоила дешевле).
- Платеж за товар или подписку списан не с того человека. Например, с родственника клиента.
- Покупатель заранее оплатил событие, которое затем отменили. Но деньги так и не вернули.
- Отель отменил бронь, но предоплату не вернул.
При этом банк не гарантирует обратившемуся клиенту возврат спорного платежа. Финансовой организации может не хватить доказательств. Либо на счетах недобросовестной компании просто не окажется средств.
Когда чарджбэк невозможен
Для более глубокого понимания этой технологии назовем случаи, когда возврат спорного платежа невозможен. Например, если:
- Человек, поддавшись обману, добровольно перечислил деньги мошенникам.
- Гражданин сделал платеж в адрес казино или консультанта по инвестициям, а затем потерял эти деньги.
- Клиент банка ошибся при заполнении реквизитов получателя денег.
- Покупатель передумал, и теперь намерен вернуть продавцу качественный товар.
Примеры удачного чарджбэка из реальной жизни
Когда услуга не оказана, товар не доставлен
Один пример, когда туроператор не организовал оплаченные поездки, мы уже рассмотрели. Вот похожие случаи. «Мне в 2019 году Сбербанк вернул деньги за билет в Париж. Авиакомпания обанкротилась и ничего выплачивать не собиралась (то есть ни вылета, ни денег). Я пришла в отделение Сбера (Москва), написала заявление, в короткие сроки всю сумму мне вернули».
Следующий пример, когда компания не поставили оплаченный товар. Но здесь удалось вернуть только ту часть средств, которую оплатили с карты. «Моих детей большая фирма кинула с кухней. Смогли вернуть 130 тысяч — первый взнос, который оплатили картой ВТБ. Второй взнос был через платёж СБП, к сожалению, не возвратный. Сейчас судятся с кухней. Таких, как они, много оказалось. Поэтому, вывод простой — всегда оплачивать крупные покупки картой».
Интернет-магазин отменил заказ и потерял деньги клиента. «Когда Мегамаркет назывался Гудс, по-моему, купили шины. Отменили заказ, а деньги не возвращают. Причем отменили они заказ по глупой причине. Что туда, куда мы заказали, нельзя заказ оформить, так как маленькое помещение. А то, что мы этого не можем знать, это неважно. Программа дала выбор, мы и выбрали самое удобное, и все. Долго звонили туда-сюда, и тишина. Гудс сказал, что вернул, и деньги в банке зависли (Т-Банк). Банк со своей стороны: нет у нас ваших денег... И так по кругу.... В итоге Т-Банк вернул всю сумму сам. А мы, говорит, будем разбираться уже с ними».
«Я возвращала деньги за заказ, который не отправил мне интернет-магазин. Приложила скрин, где магазин говорит, что из-за ситуации в феврале 2022 не может быть мне доставлена посылка. И деньги вернули. Тинькофф это сделал».
А в этом случае заказ отправили, но он потерялся в пути. «Я возвращала деньги за покупку на Вайлдберриз. Заказывала батончики на перекус в отпуск. Заказ потерялся на пути в пункт выдачи. Месяц (!) он не мог доехать. В приложении заказ отменить не получилось, служба поддержки отмораживалась. Говорили, что смогу отказаться в пункте выдачи. Но он туда так и не доехал. И это продукт питания, от него нельзя отказаться, по их правилам, в пункте выдачи. В итоге ни заказа, ни денег. Оспорила операцию в приложении Т-Банка, деньги вернули в течение 2 дней».
Когда услуга оказана некачественно
А вот пример, когда услуга, в принципе, была оказана, но недостаточно качественно. В данном случае — несвоевременно. «Муж возвращал деньги за букет, который должны были привезти мне в день рождения. Но решили, что можно на следующий день, не успевали они... Т-Банк без вопросов вернул деньги».
Когда не воспользовался услугой по уважительной причине
Здесь услуга была оплачена заранее, но человек не смог ей воспользоваться. Например — по причине болезни. Однако компания все равно не возвращает клиенту деньги. «Я пользовалась такой услугой [чарджбэком] в Россельхозбанке. Менеджеры и начальство долго соображали, что же это за услуга. Долго я просидела в офисе банка. Но потом какой-то сотрудник их вспомнил, что это такое. И помог оформить возврат денег от авиакомпании за билеты, которыми я не воспользовалась по причине болезни».
«Т-Банк, конечно, тож выручал. Из последнего, осенью по невозвратному тарифу оплатили 2 суток в гостинице. И тогда гостиница отказалась возвращать деньги. Хотя я заранее обратилась и по уважительной причине — были все справки предоставлены (например, Нордвинд за билеты невозвратные без разговора вернул сразу же все деньги). Можно было в суд идти и доказать. Но мне Т-Банк и так вернул».
Когда оплаченное событие отменили
«У меня в Альфе было схожее… Через Альфатрэвел билет брали. И перелет не очень красиво переносили почти сутки и потом отменили, отказавшись возвращать деньги. Я в тот же момент в Альфу уже написала и звонила. По итогу через пару дней разбирательств вернули».
«Воспользовалась [чарджбэком] в 2020 году. Были куплены несколько авиабилетов, и тур забронировала, но случилась пандемия. Деньги все вернула. В описанной выше ситуации с турфирмой, можно сказать, повезло. Турфирма "кинула" клиентов, но деньги на расчётных счетах были, т.е. они не успели вывести. Если бы денег не было, и чарджбэк не помог. Банк же не свои деньги выплачивает».
Когда качество товара не соответствует заявленным характеристикам
Еще один случай. «Заказали на знаменитом фиолетовом маркетплейсе [видимо, Wildberries] кофемашину. Принесли домой, а она не работает. Возврат не принимают. Сказали через сервис. В сервис отнесли, месяц, наверное, ждали когда починят. В итоге не починили. Сказали, что нужна какая-то запчасть, а её нет. Выдали акт, что б мы могли вернуть товар по браку. Но фиолетовый маркетплейс месяца 3 тянул время, через поддержку ничего добиться было невозможно… Написали в поддержку ВТБ, приложили все переписки с поддержкой и Акт. В итоге деньги вернули. Муж так удивился, что так можно было».
Когда платеж списали 2 раза
«Однажды пользовалась, когда дважды списали сумму на заправке. Вернули достаточно быстро».
«Буквально вчера вернул деньги Озон Банк… Пыталась оплатить картой, три раза отказ - недостаточно средств. Средств было ровно на эту покупку. Оплатила картой другого банка. Решила проверить. Может, действительно хотела пополнить карту и не пополнила перед покупкой. Но нет. Моё пополнение есть, и списания поставщика услуг на эту сумму тоже есть. В общем, деньги всё же сняли… Я начала суету буквально в первый час. Связалась с поставщиком услуг. У них прошла лишь одна оплата (та самая от другого банка). Ну, в приложении Озона оспорила, прикрепила чек от них и из другого банка. После 12 дней рассмотрения вернули сумму».
Когда списали деньги с другого человека
В данном случае — с супруги покупателя. Мужчина раньше оплачивал покупки на маркетплейсе картой жены. И, видимо, прикрепил чужой пластик к своему аккаунту. «В прошлом году с моего счёта ушёл платеж в Яндекс Маркет. Я там ничего не покупала. Сразу позвонила в Т-банк. Оказалось, что муж купил в рассрочку инструменты для работы и забыл внести платеж. И, поскольку он когда-то… оплачивал покупку с моей карты, то Яндекс решил, что может платеж списать с меня. Я уперлась, Яндекс тоже. Возвращать не хотели, переписка была долгой. Но Т-Банк мне деньги вернул… Больше мужу не даю оплачивать ничего с моих карт».
Возврат денег по технологии чарджбэк не гарантирован
«В 2020 году рассказала знакомой про чарджбэк [в Сбере]. У нее было два авиабилета. Меньше полгода от покупки точно. По одной операции вернули деньги, по второй нет. Авиакомпании одна и та же».
Как вернуть оплату в пользу недобросовестного поставщика
Первым делом нужно напрямую обратиться к поставщику некачественного товара или услуги. Возможно, он предложит достойный вариант выхода из ситуации.
Если обращение в компанию не помогло, то можно запрашивать в банке возврат платежа. При этом нужно будет предъявить доказательства несостоятельности или недобросовестности компании. Это может быть скриншот переписки, или отсутствия ответа на ваш запрос.
Запросить чарджбэк можно в мобильном приложении банка. Например, в Т-Банке на страничке платежа даже есть специальная кнопка «Оспорить».
В большинстве случаев для возврата платежа придется писать в чат мобильного приложения банка. Либо посетить офис финансовой организации.
А из этих статей вы узнаете:
Хорошего дня, дорогие посетители и подписчики! ❤️