Почему Сара Джессика Паркер уже больше двадцати лет играет одну и ту же роль? Разбираем миф о «вечной Кэрри» и его последствий для женской аудитории.
Недавно закончился третий сезон сериала «И просто так», который являлся своеобразным «продолжением» «С*кса в большом городе». На мой взгляд, продолжением это сложно назвать, скорее «по мотивам» или «приблизительно». Данный сериал официально закрыли после третьего сезона из-за «средних рейтингов и высоких гонораров главным актрисам».
Я смотрела все три сезона. Первый – вызвал противоречивые эмоции, но все же в сериале мне удалось найти плюсы, второй – мне не понравился совсем, а третий – как не старались сценаристы придать ему легкости, я смотрела только из-за квартиры Кэрри.
Почти.
Была ещё одна причина, по которой я осилила все три сезона «И просто так» и по этой же причине я решила написать данную статью.
А именно, меня заинтересовала тема старения главной героини. Меня, в принципе, интересует тема старения. Как женщина меняется с приходом зрелости – внешне и внутренне? Что ей помогает чувствовать себя счастливой и гармоничной? Как она примиряется с возрастными изменениями? Какие смыслы появляются с возрастом?
Осторожно, дальше могут быть спойлеры!
Казалось, что первый сезон искал ответы на эти вопросы и многие другие. Например, как пережить смерть супруга? Стоит ли рожать ребенка в зрелом возрасте под давлением общества, если у тебя и так гармоничная жизнь?
Но смотря «И просто так» всё дальше, я всё больше вглядывалась в образ Кэрри. Кэрри стала центральным персонажем ИПТ, так как еще со времен «С*кса в большом городе» стала одним из продюсеров шоу, и фокус стал постепенно смещаться с четырех равноценных подруг в её сторону. Это уже отчетливо видно в первом полнометражном фильме СВБГ.
С одной стороны, Сара Джессика Паркер заявляла, что стареет естественно и не прибегала к помощи пластических хирургов. У неё шикарная фигура для женщины её возраста. Казалось бы, имея собственную философию мудрого отношения к старению, Сара могла бы наполнить свою героиню той же мудростью и юмором, сохранив при этом характер модной колумнистки, которая превратилась в зрелую писательницу. И в первом сезоне, казалось, что это возможно. Не будем забывать, что первый сезон был самым драматичным, так как Кэрри справлялась с утратой.
А, с другой стороны, в чертах Кэрри Брэдшоу, с каждым новым сезоном, стали проглядывать все больше черт самой Сары. К третьему сезону, героиня лихо помолодела, а надо заметить, что ей на тот момент почти 60. Лично мне сложно поверить, что это лишь работа гримёров.
К концу третьего сезона «И просто так», я посмотрела несколько других фильмов Сары Джессики Паркер, и мне все больше стало казаться, что она везде играет Кэрри Брэдшоу в разных вариациях. Причем, Кэрри, которая никак не эволюционировала с возрастом, а просто зациклилась на внешнем – туфлях, нарядах и мужчинах.
Да, Кэрри Брэдшоу – типичная женщина-муза и я уже писала об этом. Это архетип женщины, чья роль – вдохновлять других, а не реализовывать себя. Образ женщины-музы отсылает нас к вечно «юным красавицам», которые легко порхают по жизни, не затрачивая усилий.
В «И просто так» нам стали вроде как показывать писательскую «карьеру» Кэрри и за этим было бы интересно следить, если бы увиденное не было бы таким же «несерьезным», как и сама героиня. Кэрри – стала «богачкой» (после оставленного мужем наследства), пишет от случая к случаю, не показано вообще никакой реальной работы писателя, а это огромный труд. Но к третьему сезону ИПТ становится «звездой», с которой издательства желают заключать контракты, а на её счету целых семь бестселлеров!
Так же легко и играючи Кэрри написала роман о женщине девятнадцатого века. На что хочется сказать: «Простите, не верю!» Потому что получается психологическое несоответствие: Кэрри ведет богемную жизнь женщины-музы, и по-настоящему, сфокусирована только на своем внешнем виде и мужчинах. При таком отношении, да, она вполне могла написать роман и другие книги, но, скорее всего, они были бы плохи и не были бы бестселлерами, или были бы бестселлерами, но не все. А тут прям все смотрят на Кэрри восхищенными глазами и за малым не кричат: «Гениально!» Неправдоподобно.
Посмотрела я, например, «Развод». Прикольный сериал, совсем неплохой и достоин отдельного обзора. У Сары Джессики Паркер главная роль и она также является продюсером шоу. У ее героини много самоиронии, но это тоже почти все та же Кэрри. В манере игры, ужимках, вариациях «смешной девчонки». В «Разводе» также много самолюбования СДП. За все три сезона почти нет крупных планов, яркий макияж, везде шикарная прическа (которую она поправляет одинаково во всех фильмах), за героиней выстраивается очередь из мужчин.
Но в «Разводе» есть интересная ветка, когда героиня Фрэнсис открывает свою галерею во втором сезоне. Как она верит местной художнице, вдохновляет её снова писать картины, а та предаёт её. Это смотрится, и правда, очень драматично, и я от всей души сопереживала Фрэнсис. Но вы замечаете? Творчество, вдохновение… Фрэнсис все та же женщина-муза, что и Кэрри, только из пригорода и с детьми.
Ещё я посмотрела кино «Лучший день в моей жизни» с Сарой Джессикой Паркер в главной роли. Этот фильм я никому не рекомендую (в отличие от «Развода»). Он очень нудный, скучный и затянутый. За полтора часа почти ничего не происходит.
Сюжет фильма драматичный, главная героиня, известная певица (снова творческая профессия!), узнает, что жить ей осталось всего ничего. И СДП весь фильм ходит по городу на высоченных каблуках в просвечивающейся рубашке с грустным лицом. Всё тот же образ гламурной мечтательницы, только в печали. Опять платья, творчество и мужчины. А ещё в этом кино Сара самостоятельно поёт! Видно, что актриса старается, но звучит все равно плохо, лучше бы её озвучила другая актриса во время пения.
Про фильмы «Я не знаю, как она делает это» и «Римские свидания» я не буду упоминать, потому что игра Сары – это вариации на тему Брэдшоу.
К чему я всё веду?
А к тому, что в ИПТ Кэрри часто обвиняли, что она как личность не растет. В конце третьего сезона, Кэрри остается одна. Это частая судьба женщин-муз, так как они, как в басне Крылова про стрекозу и муравья, озабочены легкостью и яркостью существования и не привыкли вкладываться во что-то серьезное, глубокое и важное. Это было видно про Кэрри и в сезонах СВБГ, когда оказалось, что в 35-38 лет у Кэрри нет никаких сбережений. Что в следующих сезонах ИПТ, когда роскошная квартира ей досталась в наследство от умершего мужа. Мы, и правда, не увидели роста Кэрри, как личности.
Многие писали, что одиночество Кэрри – это рост. Но правда ли это так? Она вступала в сомнительные отношения после смерти мужа, а после того, как от нее сбежал очередной любовник, она решила выбрать себя. Ну так и до этого она точно также выбирала саму себя. Просто в молодости ей комфортно было жить с мужчиной, а в зрелости – одной. Все закономерно.
С Кэрри разобрались. И теперь возникает ещё один вопрос: а растёт ли как актриса Сара Джессика Паркер?
И тут после просмотренных фильмов у меня также возникает отрицательный ответ. Нет, никакого роста я не увидела. Она застряла в одном амплуа – женщины-музы, «смешной девчонки», «вечной красотки».
Она продюсирует все свои фильмы, имеет влияние, но у меня сложилось такое ощущение, что ей всё это нужно ради того, чтобы тешить своё эго. Сара Джессика Паркер – очень харизматичная актриса, иначе бы она не стала звездой СВБГ. В ней присутствует шарм, самоирония. Интересно было бы за ней понаблюдать совершенно в других ролях. С разным количеством макияжа, без зацикленности на фигуре, в противоположных амплуа. Как, например, Мэрил Стрип или Сигурни Уивер. У них очень интересные роли, где они не боятся играть возрастных героинь, стареть, быть некрасивыми. Та же Сигурни Уивер в сериале «Потерянные цветы Элис Харт», её героиня меняется от самоуверенной бизнес-вумен до жалкой старухи, и это захватывает и поражает.
Несмотря на всю критику, Сара Джессика остается иконой стиля для многих женщин, но ее талант, на мой взгляд, заслуживает более сложных и глубоких ролей. Тогда мы бы увидели многогранную зрелую женщину во всей красе.
Я написала данный текст для того, чтобы сделать акцент на важности внутреннего развития, обретения новых смыслов и ценностей в зрелом возрасте. К сожалению, сериал «И просто так», да и все фильмы с Сарой Джессикой Паркер не дают нам таких ориентиров, хотя прикрываются обратным. Люди (и особенно женщины, так как сериал направлен на их аудиторию) чувствуют фальшь, поэтому проект закрыт.
Я думаю, что женщины (и лично я) ждут от актрис уровня Сары Джессики не гламурных и моложавых масок, а честных и правдивых историй. Будем надеяться, Сара Джессика Паркер ещё удивит нас, выбрав роль, где её героиня – не муза, а обычная живая женщина.
Если вам понравилась эта статья и вы любите читать интересные и вдохновляющие материалы по психологии, подписывайтесь на мой канал!
Мой телеграм-канал - в нем можно читать больше интересных материалов, участвовать в рассылках метафорических карт, а также следить за анонсами мероприятий
#сараджессикапаркер #кэррибрэдшоу #ипростотак #свбг #развод #лучшийденьвмоейжизни #психология #старение