Пересмотрела недавно первый полнометражный фильм "Секс в большом городе" 2008-го года и обратила внимание вот на что.
Осторожно, дальше могут быть спойлеры!
Все подруги жалеют и носятся с Кэрри, так как у неё не состоялась свадьба с "мужчиной мечты". Они за неё все делают, во всём помогают - поехали вместе с ней на курорт (Миранде пришлось из-за этого оставить сына и работу, Шарлотте - тоже оставить дочку), Саманта - занималась "обратной" продажей её квартиры, организацией доставки вещей Кэрри от мистера Бига.
А потом Кэрри поняла, что ей нужна помощница, так как сама она не умеет делать "примерно ничего" (ниже я объясню почему). И в компьютере ничего не понимает, и веб-сайт её в полном упадке. Сортировать приглашения, разбирать почту, купить себе новый телефон и приобрести новый номер - сама она ничего из этого сделать не может. При этом, Керри не работает (по фильму мы не видим у неё постоянной занятости, как у Миранды или Саманты, например).
Но реально, кому была нужна поддержка в данном кино, так это Миранде. Она пашет полный рабочий день, у неё семья, 5-летний сын, муж, быт и свекровь с болезнью Альцгеймера, за которой она ухаживает. У Миранды проблемы в отношениях с мужем, её брак на грани распада. Но вместо сочувствия и поддержки от своих подруг, она получает упрёки и колкости:
- Стив ей изменил; ах, Миранда, такая-сякая, должна его простить! Стив же - такой душка!
- У Миранды со Стивом полгода не было секса; это Миранда опять виновата, как она посмела торопить Стива, когда ей вставать на работу через 4 часа?!
- Миранда забыла сделать эпиляцию; ой, это непозволительно. Вон, Шарлотта себе такого не позволяет, хотя у неё тоже семья. (А ничего, что Шарлотта - домохозяйка, в отличие от Миранды?)
- Миранда ляпнула мистеру Бигу глупость накануне свадьбы; это, конечно же, она виновата, в том, что свадьба Кэрри и Джона расстроилась. Ответственность не на Джоне - взрослом мужчине, у которого своя голова на плечах и не на Кэрри, которая даже не удосужилась выслушать своего партнёра во время подготовке к свадьбе.
К концу фильма Миранда все же, к счастью, получает поддержку. Кэрри приезжает к ней в Новый год (скорее, "прилетает" как праздничная фея; запомните этот образ, он важен!), а затем Миранда со Стивом посещают семейную терапию.
Но все равно весь фильм крутится вокруг Кэрри и её страданий. Даже проблемы её подруг отлично встроены по сценарию в арку Кэрри. Например, если бы не измена Стива, то Миранда не сказала бы злосчастные слова Джону и Кэрри с мужчиной мечты не поссорились бы. А если бы не беременная Шарлотта, у которой начались роды при встрече с Джоном, то Кэрри не узнала бы, что мужчина мечты пишет ей и вообще, на самом деле, "он исключительно положительный".
По моим наблюдениям, после того, как Сара Джессика Паркер стала одним из продюсеров шоу "Секс в большом городе", фокус с четырёх "равноценных" подруг всё больше стал смещаться в сторону Кэрри.
В первых сезонах этого нет, но затем мы замечаем данный факт все больше и больше. Апогеем того, что теперь именно Кэрри - главная героиня шоу, мы можем видеть, во втором сезоне продолжения "И просто так", в одной из сцен, когда Кэрри стоит в своей новой квартире в центре кадра тогда, как её подруги скромно в рядочек стоят с краю.
У меня есть фантазия и я уже писала о ней в разборе первого сезона "И просто так" о том, что у актрисы Сары Джессики Паркер возможен какой-то внутренний личностный кризис. И в своей героине Кэрри Брэдшоу она отыгрывает то, чего не хватает ей самой. Лёгкости, любви, возможности всегда быть в центре внимания, творчества, успеха, вдохновения, беззаботности и пр.
В сети полно интервью, где актриса признается, что её брак с актёром Мэттью Бродериком нельзя назвать счастливым. И в карьере, все же, Кэрри Брэдшоу - это главная и очень известная роль Сары. В других фильмах, в которых она снимается, она часто воспроизводит все тот же образ Кэрри ("Любовь и прочие неприятности", "Римские свидания").
Чем же так притягателен образ Кэрри? (А он, правда, притягателен).
Всё дело в том, что Кэрри Брэдшоу - типичная женщина-муза.
Она - сексуальна, но не чересчур (в отличие от Саманты), хочет быть в отношениях, но не растворяться в них и не обзаводиться семьёй (в отличие от Шарлотты), живёт чувствами и работает на вдохновении и в своё удовольствие (в отличие от Миранды).
Кэрри порхает по жизни словно пташка, меняя туфли и сумки, практически ничего не умея делать самостоятельно (это видно во всех сериях и фильмах и "Секса в большом городе" и "И просто так"). Мужчины хотят заботиться о ней, а она любит свой "идеал" - мужчину мечты, который оказался миллионером и оставил ей почти всё состояние.
Кэрри Брэдшоу, с психологической точки зрения, инфантильна. У неё хорошо развит внутренний ребёнок (который отвечает за творчество и спонтанность), но почти не развита взрослая часть. Она редко берёт ответственность за что-либо, непонятно на какие средства она живёт, так как работает немного. Во всех сериях ей помогают и выручают из трудностей - друзья или мужчины. Даже ту же роскошную свадьбу, которая она напланировала, но не обсудила с Престоном, за чей счёт они организовывали? Ясно же, что на деньги Джона (так как Кэрри только оплатила путешествие в "медовый месяц").
Образ Кэрри притягателен именно тем, что она - беззаботна. У неё не состоялась свадьба (на деньги её жениха), а она даже не захотела обсудить это и страдала затем полгода (а мы наблюдали за её страданиями 2.5 часа). У неё нет обязательств, ответственности, интересов, хобби (туфли не в счет).
Все её книги - "выжимки" из её жизни и жизни подруг. Этакая, арт-терапия. Придумать нового, как писатель, Кэрри тоже ничего не может.
Кэрри не развивается как личность. Мы не видим, за все годы шоу, её роста. У неё те же интересы, что в 30, что в 50.
И, конечно, для обычных женщин образ Кэрри может быть заманчивым. Он заманчив своей лёгкостью, "девическим" образом жизни. Когда у тебя нет ни проблем, ни обязательств, так как все проблемы за тебя решают родители, а твоя главная задача - быть привлекательной на "рынке невест" (в традиционном укладе).
Любая женщина развивается, сталкивается с вызовами, берёт на себя ответственность - в браке, быту, материнстве, работе и т.д. Например, как Миранда (до метаморфоз её персонажа в "И просто так") или Шарлотта.
Образ женщины-музы, с одной стороны, поддерживается патриархальным миром, так как это "женщина для вдохновения мужчины". И он откровенно вреден в этой ипостаси, так как не поощряет женщину развиваться и жить ради самой себя. Становиться зрелой и взрослой личностью, в независимости от мужчины рядом.
А, с другой стороны, в этом архетипе скрывается ресурс, если применять его "дозированно" и не застревать в нём. Так как наша жизнь полна вызовов и стрессов, и энергии "внутреннего ребёнка" нам часто не хватает.
Побыть "волшебной феей", которая красива, стройна и может осчастливить всех вокруг - приятно (как раз в таком образе Кэрри, буквально, "прискакала" к Миранде в Новый год; создатели фильма отлично передали этим трюком её лёгкость).
К сожалению, или, к счастью, такие персонажи постоянно живут только на страницах детских книг или в мифах, а в жизни истории женщин-муз могут заканчиваться печально. Одиночеством, болью, нерешенными проблемами. Собственно, как у Кэрри во втором сезоне "И просто так" (но нам пытались выдать это как нечто другое).
В общем, я веду к тому, что поведение Кэрри, если и правдоподобно, то, с точки зрения психологии, является паттерном незрелой личности.
Равняться на неё не нужно, завидовать тоже, а вот, вдохновиться, чтобы вспомнить своё девичество или почувствовать в себе творческую энергию - вполне.
Вспомнить то, как можно жить беззаботно, хотя бы изредка. Пятнадцать минут в день эгоистично побыть просто "для себя" и "с собой" - для женщины могут стать источником огромных сил.
Посмотрите, как отличается образ Кэрри Брэдшоу от реальной Сары Джессики Паркер. Кажется, что Сара - реальная женщина, а Кэрри - просто невесомая нимфа, живущая в иллюзиях.
А вы, что думаете? Какой у вас любимый персонаж из СВБГ?
Если вам понравилась эта статья и вы любите читать интересные психологические обзоры на книги и фильмы, подписывайтесь на мой канал!
Также подписывайтесь на мой телеграм-канал - в нём вы сможете читать больше материалов по психологии, участвовать в бесплатных онлайн-марафонах и рассылках метафорических карт.
Прямой эфир об архетипе Женщина-муза:
Подборка фильмов о женщинах-музах: