Непростая история американских тяжелых танков 1941-48 гг
Не секрет, что у каждой страны, серьёзно занимавшейся танкостроением, оказался свой путь развития бронетанковой техники. Особенно что касается тех стран, что создавали танки самостоятельно. На развитие влияли не только технические особенности, но и то, какие решения принимало командование местной армии. Ибо танки не самозарождаются, как ярмарка мёда на выставке любой тематики. Они являются результатом реализации тактико-технических требований, а они могут порой очень сильно меняться. Особенно когда идет большая война, зачастую обнуляющая предыдущую концепцию.
Свой уникальный путь оказался и у американского танкостроения. К 1941 году американцы прошли длинный путь, создав вполне удачные образцы легких и средних танков. А вот с тяжелыми танками сложилась парадоксальная ситуация. Первый образец собственного тяжелого танка они выкатили в декабре 1941 года, причем получилась вполне удачная боевая машина. А вот дальше началось что-то непонятное. Результатом всего происходящего стало то, что американцы оказались теми, кто тяжелые танки разработал, но так их в боевых условиях не применил. Сегодня поговорим о том, почему так получилось.
Вплоть до начала Второй мировой войны в системе вооружения американской армии тяжелые танки если и были, то скорее как наследие Второй мировой войны. В 30-е годы на тяжелые танки у американских военных не было денег, да и особой необходимости в них тоже не имелось. Американский ТВД крайне специфичный, тут нет эшелонированных линий обороны, а в Европу американцы, до определенной поры, не собирались. Для собственного ТВД им вполне хватало быстроходных легких танков, а также появившихся к концу 30-х годов полноценных средних танков, также вполне подвижных. Лишь в сентябре 1939 года вопрос создания тяжелого танка прорыва стал актуальным.
Формально работы по созданию американского тяжелого танка начались 27 сентября 1939 года. Впрочем, вплоть до 20 мая 1940 года это было скорее теоретические расчеты. В практическую стадию работы вошли после того, как их санкционировал заказчик - генерал-майор Джордж Линч, командующий американской пехотой. На тот момент существовало 2 варианта - либо 45,4 тонны, либо 72,6 тонн боевой массы. Утвердили более легкий танк, причем изначально он был 4-башенным. Heavy Tank T1 с самого начала предполагался довольно подвижным, скорость его движения должна была составить 35-40 км/ч.
Полковник Гладеон Барнс (осенью 1940 году уже бригадный генерал), который возглавил разработку Heavy Tank T1, довольно быстро привел его конструкцию к разумному виду. Осенью 1940 года танк стал 1-башенным, в ней ставилась 3-дюймовая (76 мм) и 37-мм пушки. По ряду узлов Heavy Tank T1 стал пересекаться со средними танками. При этом было решено перестраховаться и проработать три типа трансмиссии - механическую, гидравлическую и электромеханическую. Как показали дальнейшие события, решение было верным. Разработка гидромеханической трансмиссии затянулась, поэтом приоритетным стал вариант с механической КПП Timken. В результате ни одного Heavy Tank T1 не построили, а первым, и поначалу основным вариантом стал Heavy Tank T1E2.
Первый образец американского тяжелого танка начал заводские испытания 21 августа 1941 года. Еще 3,5 месяца понадобилось на доводку опытного образца Heavy Tank T1E2, тем не менее, скорость работ впечатляет. От старта разработки до первых тестов прошло всего 15 месяцев, при том, что никакого опыта создания тяжелых танков у американцев не имелось. Не менее важно то, что по состоянию на конец 1941 года Heavy Tank T1 выглядел вполне современным тяжелым танком. Можно даже сказать, одним из лучших в своём классе. Как и планировалось, он получился весьма подвижным, адекватной выглядела броневая защита, по вооружению он превосходил другие тяжелые танки. Разве что габариты корпуса (прежде всего высота) оказались чрезмерными, но тут всё определял мотор.
14 апреля 1942 года Heavy Tank T1E2 стандартизировали как Heavy Tank M6, но еще до того началась активная подготовка запуска машины в серийное производство. Еще 3 октября Baldwin Locomotive Works получила задание о подготовке первой серии из 50 танков. К весне 1942 года в конструкцию танка внесли ряд изменений, особенно это касалось башни. При этом, правда, разработка танка превратилась в сериал. 14 февраля 1942 года Комитет по Вооружениям утвердил аж пять вариантов танка. Помимо T1, T1E1 и T1E2, появилось еще два варианта. Heavy Tank T1E3 представлял собой T1E2, получавший сварной корпус. Еще одна версия, T1E4, получала сварной корпус, 4 дизельных мотора GM 6-71 и 2 автоматических коробки передач Hydramatic. Это, разумеется, затянуло разработку, что потом крайне негативно сказалось на программе Heavy Tank T1.
Сильно навредил делу вариант Heavy Tank T1E1 с электромеханической трансмиссией. Разрабатывался он силами General Electric. Первый образец "электротанка" вышел на испытания в апреле 1942 года. От того, как T1E1 управляется генерал Барнс пришел в восторг. Управление машины оказалось простым, как трамвай, и даже более высокая масса теперь не была проблемой. Неудивительно, что на следующий день с General Electric заключили контракт на выпуск серийных электромеханических трансмиссий, ценой 35180 долларов каждая. Испытания Heavy Tank T1E1 на Абердинском полигоне сопровождались одобрительными комментариями с самого верха. 15 июня 1942 года генерал-майор Якоб Деверс, командующий Бронетанковыми Силами, заявил буквально следующее: "это лучшая работа, которую я когда-либо видел".
Таким образом, летом 1942 года предполагалось выпускать уже три варианта танка - M6, M6A1 (M6 со сварным корпусом) и T1E1. Заказ составлял 230 танков, из них 115 для англичан по программе ленд-лиза. Заказ на Heavy Tank M6 составлял 60 танков, еще 65 танков производилось в версии M6A1 - еще 65, а на долю T1E1 приходилось 115 танков. При этом всё очевиднее становился тот факт, что себе американцы оставляют "электротанки". Как показали дальнейшие события, это было большой ошибкой. Спустя более чем год, в ходе войсковой эксплуатации Medium Tank T23, выяснилось, что электромеханическая трансмиссия сильно страдает от пыли, а ее полевое обслуживание превращается в головную боль.
Впрочем, главный удар по программе Heavy Tank T1 нанесли раньше. 7 декабря 1942 года последовало распоряжение (Army Ground Forces, армейские сухопутные силы), по которому Бронетанковым Силам больше не требовались тяжелые танки. Там сделали поспешные выводы по опыту войсковых учений и первому месяцу Африканской кампании. В AGF посчитали, что лучше иметь средние танки, а тяжелые танки имеют более низкую тактическую подвижность. То, что африканский ТВД слегка так отличается, в AGF не думали. Некоторое время программа тяжелых танков еще развивалась, в частности, на один из T1E1 установили 90-мм орудие. 25 марта 1943 года выпуск скорректировали до 40 машин, из которых M6 выпускали всего 8 штук, еще 12 производили в версии M6A1, оставшиеся 20 - как T1E1. Но это уже была агония программы разработки тяжелых танков.
Командование AGF совсем от тяжелых танков не отказывалось. Другое дело, что там видели новый тяжелый танк как развитие танка среднего, с более мощной бронёй и вооружением. Так на свет появилась программа Medium Tank T25 и T26. Другой вопрос, что на полноценные тяжелые танки они не тянули. В СССР это уже проходили: "скоростной" КВ-13, с боевой массой и габаритами среднего танка относительно быстро превратился в ИС, который и по габаритам, и по вооружению был полноценным тяжелым танком. А вот Heavy Tank T26 таковым явно не получался. Вместо того, чтобы инициировать работы по полноценному тяжелому танку с использованием наработок по средним танкам (что в итоге и случилось), американские военные пытались создать инсталляцию из совы с глобусом.
Итогом стала потеря более чем года и "озарение", случившееся во второй половине июля 1944 года. Нет, конечно еще был Heavy Tank T28, штурмовой танк, работы по которому начались в сентябре 1943 года. Но это недоразумение, схожее по концепции с английской программой AT (из нее вырос Tortoise), как нормальный танк воспринимать можно с трудом. T28 быстро перегрузили, а работы по нему сильно затянули. То, что работы пошли куда-то не туда, американцы поняли после встречи с Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B. Очень быстро начались судорожные движения по попытке реанимации Heavy Tank T1E1 (программа Heavy Tank M6A1E2), которые показали, что танк получается слишком тяжелым и большим. Одновременно запустили в работу Heavy Tank T29/T30, "надув" Heavy Tank T26E1. Потом еще проявился второй вариант развитие будущего "Першинга", известный как Heavy Tank T32.
С одной стороны, решение по запуску программы Heavy Tank T29 и T30 было верным. Это был единственный способ относительно быстро получить тяжелый танк. С другой стороны, несколько наивным было мнение, что эти танки можно получить быстро. "Надутым Першингом" они являлись только внешне, требовались новые моторы, трансмиссии, башня строилась с нуля, как и вооружение. Чудес не бывает: даже если бы война продолжалась до конца 1945 года, не факт, что американская промышленность успела выкатить эти танки на поле боя. То же самое, кстати, можно говорить и про Heavy Tank T32. Так что в AGF совершили огромную ошибку, свернув полномасштабную разработку тяжелых танков более чем на год. Наверстать упущенное время американская промышленность уже не могла.
И ладно бы скорость постройки: учитывая то, с какими трудностями американские тяжелые танки столкнулись в 1946-48 годах, проблемы танков семейства Heavy Tank T1 проблемами и не являлись. Работы по доводке Heavy Tank T29, T30, а также появившегося позже T34 превратились в мучительную эпопею. Касалось это и моторов, и трансмиссии. Конечно, потом удалось эти проблемы решить, далее опыт разработки был использован при создании Heavy Tank T43. Но будем честными: раньше 1947 года что-то адекватное американские военные всё равно бы не получили. Не говоря о том, что у семейства T29/T30/T34 были проблемы с защитой корпуса.
Могли ли американские инженеры создать адекватный тяжелый танк, сравнимый с немецким "зверинцем"? Глядя на программу разработки Heavy Tank T1, можно уверенно говорить "да". Другой вопрос, что многое определяется не инженерами, а заказчиком. В данном же случае оказалось потеряно время, также сказалось то, что работы пошли по ложному пути (то есть по попытке доводки среднего танка до уровня тяжелого с точки зрения вооружения и лобовой защиты). Не говоря о том, что в AGF, похоже, не очень понимали, зачем вообще нужен тяжелый танк. При таком положении вещей финал немного предсказуем. Тут только могут посмеяться англичане со своим Churchill. По ряду характеристик он уступал Heavy Tank T1, зато англичане знали, как свой тяжелый пехотный танк применять.
Список источников:
US NARA
Firepower — A History of the American Heavy Tank, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1988 г.
Фотоархив автора
Signal Corps
Другие статьи-культпросвет по американскому танкостроению:
Развитие американского танкостроения в 1920-1940 годах
Рассказ о том, почему танк Кристи оказался на обочине американской танковой программы
Рассказ о том, кто и у кого что украл с точки зрения разработки танков в первой половине XX века
Танковое моторостроение в США во время Второй мировой войны
Рассказ о Medium Tank M4, втором по массовости танке в истории
Популярно об эксплуатации американских средних танков M4A2 в Красной Армии