Найти в Дзене
НАШЕ ЗОЛОТО

От древних традиций к османскому великолепию: золотые обереги невест

Вчера мы изучали символику, мастерство и традиционные техники филиграни турецких мастеров, а сегодня покажем восточный блеск свадебных гарнитуров на примере одной шкатулки XVIII века.

Начало статьи читайте здесь

Турецкие красавицы носили самые разные кольца — и простые обручальные, и массивные, украшенные драгоценными камнями, узорами и эмалью. Вот, к примеру, золотое кольцо, инкрустированное когда-то драгоценными камнями.

В конце XVIII века оно принадлежало османской аристократке, а сейчас хранится в музее «Метрополитен» (Нью-Йорк). К сожалению, на сайте музея мы нашли только такую фотографию, но представление о дизайне тех времен все же можно составить — даже в таком виде угадываются характерные восточные линии.

Кольцо поступило в музей от женщины по имени Глория Мизрахи в 2022 году. Точно неизвестно, происходит ли оно с территории современной Турции или прибыло из Ирака. Но мы помним, что в XVIII веке Ирак входил в Османскую империю, поэтому украшение будем считать османским.

-3

Глория передала в музей и еще одно схожее изделие — парное кольцо с бирюзой. Это дало ученым повод предположить, что они составляли свадебный комплект и передавались в семье от поколения к поколению.

Свадебные украшения османских невест часто сочетали красный и бирюзовый цвета. Считалось, что они защищают женщину, даруют здоровье и благополучие, оберегают во время родов. Кроме того, красный цвет ассоциируется с кровью, а есть ли способ лучше объединить две крови в одну, чем любовь и брак?

Среди даров Глории оказались и роскошные подвесные украшения — золотые кулоны с рыбами и амулетами.

-6

Такие подвески когда-то обрамляли богатый свадебный головной убор и были частью парадного наряда невесты. Образ рыбы в Турции встречается часто: его можно увидеть и на ожерельях из королевской коллекции дворца Топкапы в Стамбуле. Рыба символизировала жизнь и плодородие, отгоняла злые силы и приносила удачу.

Золотая рыба — разговор особый. В Османской империи существовал красивый свадебный обычай — алтын ягмуры («золотой дождь»), когда родственники прикалывали к одежде новобрачных монеты и украшения в знак благословения. В коллекции Глории есть подвески, сочетающие оба мотива: фигурки рыб и золотые монеты.

-7

На стамбульских монетах есть четкая датировка: 1788–1789 годы. Это значит, что они были отчеканены в разгар Русско-турецкой войны, по итогам которой Екатерина II забрала у Османской империи Крым.

Но вернемся к украшениям. Вот что пишут о них ученые на сайте музея «Метрополитен»:

«Подвески, вероятно, когда-то крепились к головному убору, который был частью роскошного и впечатляющего наряда богатой невесты. Известно, что на таких роскошных украшениях можно увидеть монеты, бусины и другие декоративные элементы, такие как рыбы или разноцветные камни.»

Еще среди даров Глории Мизрахи оказался роскошный кулон из золота. Инкрустированный бирюзой и красными стеклянными кабошонами, раньше он был центром ожерелья. По крайней мере, так считают ученые из музея «Метрополитен».

А эта поясная застежка из золота крепилась к роскошному поясу, который подчеркивал статус хозяйки.

-9

Подобные пояса носили поверх шелковых халатов, мешковатых брюк-шалвар и легких сорочек-гёмлек. В сочетании с расшитым головным убором, золотыми подвесками и обувью на тонкой подошве застежка завершала торжественный ансамбль восточной красавицы.

-10

Такие аксессуары входили в приданое невесты и служили не только украшением, но и своеобразной «финансовой подушкой» — золотым запасом, который обеспечивал женщине независимость и безопасность.

Вероятно, кольца, рыбы, подвески и кулон входили в единый набор свадебных украшений, появившийся в роду Глории в XVIII веке. И тогда оказывается, что перед нами целая история семьи, создававшаяся на протяжение многих поколений!

Художник Эмиль Верне-Леконт. На картине "Турчанка с бубном" мастер передал экспрессивный национальный колорит османской аристократии. Такие образы были весьма востребованы среди европейских живописцев XIX века: роскошные наряды, детали быта и аксессуары восточных красавиц поражали воображение и символизировали богатство, экзотичность и магию Востока.
Художник Эмиль Верне-Леконт. На картине "Турчанка с бубном" мастер передал экспрессивный национальный колорит османской аристократии. Такие образы были весьма востребованы среди европейских живописцев XIX века: роскошные наряды, детали быта и аксессуары восточных красавиц поражали воображение и символизировали богатство, экзотичность и магию Востока.

В этих украшениях словно застыл весь Восток XVIII века — щедрый, избыточный, верящий в силу символов и магию цвета. Через эту призму украшения перестают быть просто золотом и камнями, в них мы слышим голоса женщин, которые носили эти украшения в день своей свадьбы, переживали счастье и тревоги, рождение детей и радости жизни. Сегодня они лежат под музейным стеклом, но если присмотреться, кажется, будто золото все еще хранит дыхание восточных невест.