Одни из первых золотых украшений для женщин появились в Анатолии — историческом регионе на территории современной Турции. Случилось это очень давно, примерно, 5 тысяч лет назад, когда великий мегаполис древности — Вавилон — если уже и был, то еще оставался не слишком значимым городком, от которого мало что зависело. Теперь же украшения османских красавиц можно считать отдельным видом искусства! В статье рассматриваем все в деталях.
Вечное сияние чистого золота
Как утверждает министерство экономики Турции, тридцать лет назад в турецких семьях хранилось около 5 тысяч тонн золота, то есть 78 граммов на каждого человека, включая младенцев. С тех пор народа в стране стало больше, да и золота тоже. Считать не будем, но можно представить себе масштаб любви турецких граждан к драгоценному металлу.
При этом золото низкой пробы у турок не слишком востребовано — в восьми случаях из десяти украшения будут близки к 24 каратам, то есть к практически чистому золоту. Впрочем, туристам низкопробные сплавы продают вполне бойко, так что если решите прикупить в Турции золотые украшения на рынке, будьте осторожны.
Например, в январе 2025 года страну захлестнула практически эпидемия поддельного золота. Уровень имитации ставил в тупик даже опытных ювелиров, поэтому теперь все сделки с золотом на сумму больше 5000 долларов контролирует правительство.
Способы создать шедевр
Чем красивее золотое украшение, тем выше его цена, поэтому находчивые турецкие ювелиры вовсю развивали в себе художественный талант. Так и получилось, что сложность декора и тонкая детализация испокон веков были визитной карточкой османских мастеров. А в нескольких художественных техниках они достигли особых успехов.
Филигрань (telkari) — работа с тонкой золотой или серебряной проволокой. В результате, получаются изысканные и легкие узоры, но такая техника требует терпения, точности и мастерства. Филигрань вручную сейчас производят всего в нескольких местах Стамбула и Анатолии.
Эмалирование (minakari) может показаться излишним, поскольку речь идет о нанесении разноцветной эмали на поверхность металла. Спрашивается, для чего закрашивать золото или серебро? Однако, сами турецкие ювелиры знают, что нанесение эмали придает украшениям прочность, яркость цвета и выделяя их на фоне других изделий.
Турецкие украшения узнаваемы еще и благодаря любви местных ювелиров к инкрустации драгоценных материалов в золотую основу. Обычно такой вставкой становятся камни, и о них стоит рассказать отдельно.
Бирюза и компания
Турецкие ювелиры любят и умеют работать с камнями. Популярностью пользуются сапфиры, изумруды, рубины, гранаты — считается, что оправленные в золото камни оберегают людей от сглаза, порчи, обмана и безденежья.
Но особое место среди камней занимает бирюза. В Турции она считается символом невинности, чистоты и счастливой семейной жизни, поэтому бирюзу используют в серьгах, колье, браслетах, перстнях и обязательно включают в свадебный наряд невесты.
В самой Турции месторождений бирюзы нет, однако именно эта страна стала перевалочным пунктом для экспорта камня в Европу, поэтому раньше европейцы называли бирюзу turquoise, то есть турецкий камень. Сами же турки предпочитали название фирузе.
Выгоднее всего было торговать персидской бирюзой. Она отличалась чистым ярко‑голубым тоном, лишенным прожилок и ценится выше прочих разновидностей, поэтому очень популярна у ювелиров.
Бирюза отлично смотрелась в крупных перстнях, но способов применить ее в украшениях было гораздо больше. Например, в серьгах.
Виноградные грозди, осыпанные жемчугом
Помимо бирюзы, мастера инкрустировали в серьги драгоценные и полудрагоценные камни. А поскольку Турция — страна морская, то использовались еще и фрагменты кораллов.
Как любое национальное украшение, серьги часто покрывались растительным орнаментом, а иногда сами имитировали южную флору. Например, очень популярной среди турчанок была форма «салкым кюпе».
В переводе с турецкого «салкым» значит «виноградная гроздь». И внешне это действительно она. Виноградный дизайн несет в себе символику изобилия и красоты. Он давно стал лицом ювелирного наследия Турции, которое очень ценят поклонницы традиционных украшений.
Кстати, иногда для особой выразительности салкым кюпе инкрустируют жемчугом, который придает аксессуарам особую изысканность и легкость в восприятии. Есть и более эффектные варианты, где помимо жемчуга использовались различные полудрагоценные камни.
В следующей статье заглянули в шкатулку одной аристократки Османской империи, изучили символы, традиционные для Турции, и насладились видом прекрасных свадебных украшений XVIII века. Читайте здесь:
Подпишитесь, если вам интересны этнические мотивы в ювелирных изделиях — наш цикл продолжается, и впереди нас ждет много интересного!