И мы продолжаем разговор о временах английского глагола, который начался вот здесь. Во второй и третьей части были подробно разобраны времена Present Simple и Present Continuous.
И вот первая глобальная проблема: как различить эти два времени между собой? Обычно, у детей на осознание этого уходит много времени. Основная причина, думаю, в том, что здесь невозможно провести русскоязычные аналогии. В русском языке у глагола в настоящем времени одна форма. «Я читаю» - хоть каждый день, хоть прямо сейчас. Вторая сложность заключается в том, что нужно запоминать вспомогательные слова и не забывать о них в предложениях, а в русском языке их, опять же, нет.
Итак, давайте попробуем разобраться. У нас есть два настоящих времени. Present Simple употребляется, если речь идет о регулярном действии. Present Continuous – когда речь идет о действии, происходящем прямо сейчас, в момент речи. Смотрим на русских примерах.
Я чищу зубы каждое утро. – Present Simple.
Я чиффу вубы, не могу говорить. – (произносим со ртом, полным зубной пасты) Present Continuous.
Я часто читаю. – Present Simple.
Я читаю, не отвлекай. – Present Continuous.
В предыдущих двух статьях я приводила таблички со всей основной информацией по временам. Теперь посмотрим на оба времени в сравнении.
Вот теперь у нас все перед глазами. Со всеми отличиями. Обычно эту табличку мы с учениками рисуем на центральном развороте тетради, и постепенно она становится все длиннее и длиннее, и к ней всегда можно обратиться.
Так как же мы будем различать времена?
Сложный вариант: по логике
I _____ (visit) my grandma, so we often talk.
I ______ (visit) my grandma, let’s meet later.
В первом случае говорится о том, что с бабушкой часто общаются. Вероятно, речь идет о том, что навещают ее регулярно. И тогда мы используем Present Simple.
I visit my grandma, so we often talk.
Во втором случае кому-то предлагают встретиться попозже, потому что навещают бабушку. То есть вот сейчас навещают бабушку и не могут встретиться. Значит, мы будем использовать Present Continuous.
I am visiting my grandma, let’s meet later.
Простой вариант: по маркерам.
Обычно класса до седьмого маркеры в учебниках приводят. Возвращаем внимание к табличке и видим колонку с маркерами. Видим маркер от Present Simple – используем его. От Present Continuous – значит, его. Внимание!!! Мне встречались дети, которые не умеют пользоваться табличками. Вообще, они в начальной школе на математике проходят, как это делается, но были у меня парочка человек, которые не могли понять, что одна строчка – это какой-то связанный логикой блок информации. Приходилось учиться еще и этому.
Смотрим на примеры.
She ________ (not go) to school every day.
______they _______ (sleep) at the moment?
Look! The monkeys _________ (play).
We often _______ (help) our mum.
Все маркеры в примерах выделены. Нам осталось посмотреть, какой маркер к какому времени относится. В первом предложении у нас every. Это маркер Present Simple. И, судя по «not», от нас еще и хотят отрицательное предложение. Ведем пальцем в таблице по строке Present Simple до колонки с отрицательными предложениями, смотрим, как это делается, и получаем:
She doesn’t go to school every day.
Во втором предложении мы видим at the moment, что является маркером Present Continuous. А еще от нас тут хотят вопросительное предложение, в табличке они в последней колонке. Кстати, дети очень любят спрашивать: «А спереди что писать?». В вопросительных предложениях всегда будет два пропуска. Потому что вспомогательное слово спереди писать. Этот навык должен дойти до автоматизма.
Are they sleeping at the moment?
В третьем предложении у нас есть маркер Look, относящийся к Present Continuous.
Look! The monkeys are playing.
И в последнем мы видим маркер Present Simple – often.
We often help our mum.
Вот в этих двух местах можно потренироваться и осознать, насколько все понятно. Во втором несколько предложений посвящены выражению будущего времени, когда-нибудь мы и до этого дойдем, но основное все по теме.
А мы пока традиционно посмотрим на упражнение из Spotlight. На очереди у нас шестой класс.
1. Jason isn’t coming with us tonight! – есть слово tonight (сегодня вечером), и оно указывает на Present Continuous.
2. What do you do in your free time? – Что ты делаешь в свободное время? По логике понимаем, что это вопрос о регулярности действия. В скобках написаны два слова, потому что нам нужно их в вопросе поставить в правильном порядке. Авторы учебника не хотят подсказывать.
3. We usually meet in the library at three o’clock. – Есть маркер Present Simple “usually”.
4. Greg is learning to play chess today. - Есть маркер Present Continuous “today”.
5. Does Mary speak French well? – Хорошо ли Мэри говорит на французском? Конечно, это ее постоянная, регулярная характеристика.
6. I don’t often go skiing. - Есть маркер Present Simple “often”.
7. It is raining at the moment. - Есть маркер Present Continuous “at the moment”.
8. You are always losing/always lose your keys. – А вот тут у нас проблема. Мы знаем, что слово «always» - маркер Present Simple. Однако, есть такое правило: когда высказывают эмоциональное возмущение с этим словом, то используют время Continuous. «Ты всегда теряешь ключи!», «Ты вечно берешь мои вещи!» Проблема в том, что в учебнике шестого класса это правило не дают. В восьмом точно такие же предложения совершенно точно пишутся в Continuous. В шестом даже в ГДЗ я видела Simple, хоть оно и не корректно, учитывая содержание и восклицательный знак. Так что оставляю вам на выбор.
9. My father plays chess every afternoon. - Есть маркер Present Simple “every”.
Эта тема требует долгих отработок и тренировок. В сети можно найти большое количество вспомогательных ресурсов. Очень советую довести до автоматизма прежде, чем идти дальше. Ну а если что-то непонятно, жду в комментариях ваши вопросы.