Найти в Дзене
Extreme Sound

Ретроспектива: История хеви-метала

Оглавление

Корни хеви-метала уходят в середину и конец 60-х, когда критики разнесли Blue Cheer за то, что они сыграли "Summertime Blues" громче, чем кто-либо до них. А ведь у этих парней было всего 24 колонки, подключенные к шести усилителям!

Blue Cheer
Blue Cheer

А потом был Iron Butterfly, который получил свою порцию критики за первое в истории барабанное соло в "In-A-Gadda-Da-Vida". Но эта пластинка в итоге стала одной из самых продаваемых в 60-х.

В то же время MC5 давали свой первый концерт в Fillmore East, а Steppenwolf заводили толпу своим "Born to be Wild". Это было начало чего-то большого.

Святая Троица: Zeppelin, Purple, Sabbath

В 1969 году, когда на вершинах чартов была песня "Sugar, Sugar" от мультяшной группы The Archies, из ниоткуда появились Led Zeppelin со своим дебютным альбомом. Критики списали их со счетов как «британский ответ на Grand Funk Railroad». (Неужели глупость — главный критерий для того, чтобы стать критиком?)

Led Zeppelin
Led Zeppelin

Но дети знали лучше. Альбом быстро попал в чарты, а первый же тур Zeppelin сделал их одной из главных концертных групп мира. До сих пор среди фанатов и историков не утихают споры о том, кто же был настоящим родоначальником хеви-метала: Deep Purple, Led Zeppelin или Black Sabbath. Я не буду выбирать кого-то одного, а просто расскажу, как все было.

К середине 1969 года у Led Zeppelin уже был хит, и они готовили второй — "Led Zeppelin II". Deep Purple к тому времени уже добились успеха в США, но на родине, в Англии, их почти не знали. Летом 69-го они решили это изменить. Они сменили состав, пригласив вокалиста Иэна Гиллана и басиста Роджера Гловера. Звук изменился почти мгновенно. Их альбом "Deep Purple in Rock" (1970) сделал их силой, с которой нельзя было не считаться.

К 1973 году их концертник "Made in Japan" гремел по всему миру, а студийный "Machine Head" 66 недель не покидал чарты. У меня только один вопрос: как люди вообще учились играть на гитаре до появления "Smoke on the Water"?

А что же делали Black Sabbath, пока Zeppelin брали штурмом чарты, а Purple собирали свой новый состав? Они все еще назывались EARTH! Лишь на Рождество 1969 года, после просмотра фильма с Борисом Карлоффом, Оззи, Тони, Гизер и Уорд сменили название на Black Sabbath. В зависимости от того, кого вы спрашивали, они были либо худшим, либо лучшим, что кто-либо когда-либо слышал.

-5

Критики их ненавидели, но фанаты не могли насытиться. Их дебютный альбом попал в чарты благодаря сарафанному радио. А затем вышел "Paranoid" (1971) с хитами "Paranoid" и "Iron Man", и он взлетел на вершины чартов. К лету 71-го у Sabbath было уже три альбома в хит-парадах. Родители их боялись, а дети — обожали.

Арены, децибелы и бунты

На рубеже 60-х и 70-х рок-музыка переехала с фестивалей на стадионы. Аренные туры стали главным способом для хеви-метал групп завоевывать аудиторию. И здесь нельзя не упомянуть Grand Funk Railroad.

Grand Funk Railroad
Grand Funk Railroad

Некоторые скажут, что они не имеют отношения к металу. Но факт в том, что в свое время они были одной из самых «тяжелых» и популярных групп. Их называли самой громкой группой в мире, мощным трио в традициях Blue Cheer. Они были одними из первых, кто, вопреки отсутствию поддержки со стороны прессы, продавал золотые альбомы один за другим исключительно благодаря фанатам. Они даже побили рекорд The Beatles по скорости продажи билетов на стадион Shea.

К 1972 году рок пришел в каждый дом благодаря телешоу вроде "In Concert" и "The Midnight Special", где группы часто выступали вживую. Кульминацией стал первый «концерт для телевидения» — California Jam (1974), где выступили Black Sabbath, Deep Purple и Emerson, Lake and Palmer. Кто бы мог подумать, что всего через десять лет нас ждет кошмар под названием MTV.

От глэма до панка: Эволюция и новые герои

Середина 70-х была захватывающим временем. На гастролях были все: ZZ Top, Rush, Blue Öyster Cult, Alice Cooper, AC/DC, Thin Lizzy, Judas Priest, UFO... Но в то же время концерты становились все более опасными. Бунты из-за билетов, давка, насилие. Когда в 1979 году в Цинциннати на концерте The Who в давке погибли одиннадцать человек, эра «общего входа» на стадионы закончилась.

В это же время появились группы, которые не все принимали всерьез, но которые оказали огромное влияние. Британцы Slade были королями глэма у себя на родине, но в США их не поняли.

Slade
Slade

Позже их хиты "Cum on Feel the Noize" и "Mama Weer All Crazee Now" перепоют Quiet Riot, и они станут гимнами 80-х. А "Smokin' in the Boys Room" от Brownsville Station станет хитом в исполнении Mötley Crüe.

Нельзя забывать и о Kiss. Они превратили рок-концерт в цирковое представление с огнем, взрывами и гримом. Их гимн "Rock and Roll All Nite" сделал их мега-корпорацией. Они в одиночку перенесли рок-н-ролл с улиц на фондовый рынок — непростительный акт в глазах многих.

На фоне всего этого в 1976-1979 годах грянул панк. Sex Pistols, Ramones, The Clash принесли с собой новую энергию. И в этом хаосе чуть не затерялись две важнейшие группы.

AC/DC из Австралии поначалу никто не понимал. Гитарист в школьной форме? Что за чертовщина?! Лишь в 1980 году они получили свой первый золотой альбом в США с "Highway to Hell".

-9

А Motörhead поначалу и вовсе принимали за панк-группу. Им потребовалось несколько лет, чтобы мир понял: это не панк, это нечто новое.

-10

Смерть и возрождение: Новая волна

К 1980 году казалось, что хеви-метал умирает. Критики ликовали. Распады и смерти следовали одна за другой. Оззи ушел из Black Sabbath, Джо Перри — из Aerosmith, Ричи Блэкмор — из Deep Purple. Но самыми страшными ударами стали смерти Джона Бонэма (что привело к распаду Led Zeppelin) и вокалиста AC/DC Бона Скотта.

Но к концу года в воздухе запахло переменами. В Европе зарождалась новая порода хеви-метала. Сборник "Metal For Muthas" возвестил о начале «Новой волны британского хеви-метала» (NWOBHM). На нем были будущие гиганты Iron Maiden, а также такие влиятельные группы, как Samson, Saxon и Def Leppard.

-11

А потом, в 80-е, пришло MTV. И хеви-метал, который никогда не был красивым, вдруг стал таким. На смену брутальности пришли симпатичные парни вроде Bon Jovi и Whitesnake. Произошел раскол: с одной стороны — хардкорный метал (наследники Motörhead, такие как Metallica и Megadeth), с другой — «глэм-метал».

Whitesnake
Whitesnake

Но хеви-метал выжил. Он пережил все: родительские комитеты, диско, пародии вроде "This Is Spinal Tap". Он жив и сегодня, доказывая, что гигант лишь иногда засыпает. Но он никогда не умирает.