Найти в Дзене
Эстетика Эпох

Эталоны красоты сквозь века и культуры: от древних ритуалов к цифровым трендам

В эпоху палеолита плодородие и выживание определяли каноны красоты. «Венеры палеолита» с их пышными формами (объемные бедра, крупная грудь, выраженный живот) символизировали жизненную силу и защиту от холода. Полнота считалась признаком здоровья и ресурсов. Идеал — стройность и утонченность: высокий рост, узкие бедра, длинная шея, миндалевидные глаза. Кожа должна быть золотистой, волосы — густыми и сине-черными. Для достижения стандартов египтянки: Использовали зеленую подводку из малахита (защита от солнца и сглаза). Носили парики с косицами, окрашенные бычьей кровью для блеска. Удаляли все волосы на теле, подчеркивая гладкость кожи. Греция: Культ гармонии и пропорций. Ценились светлая кожа, светлые или рыжие волосы, широкие бедра и «дивнозадость» (как у Афродиты Каллипигос). Симметрия лица (прямой нос, низкий лоб) считалась эталоном. Рим: В моде светлокожие блондинки. Римлянки осветляли волосы смесью козьего молока и золы, а сросшиеся брови считались пиком привлекательност
Оглавление

Эволюция стандартов: от древности до современности

Доисторические идеалы (40 000–10 000 лет до н.э.)

В эпоху палеолита плодородие и выживание определяли каноны красоты. «Венеры палеолита» с их пышными формами (объемные бедра, крупная грудь, выраженный живот) символизировали жизненную силу и защиту от холода. Полнота считалась признаком здоровья и ресурсов.

«Венера Виллендорфская» — женская статуэтка, обнаруженная в одном из древних захоронений граветтской культуры близ местечка Виллендорф в Австрии.
«Венера Виллендорфская» — женская статуэтка, обнаруженная в одном из древних захоронений граветтской культуры близ местечка Виллендорф в Австрии.

Древний Египет (4000 лет до н.э.)

Идеал — стройность и утонченность: высокий рост, узкие бедра, длинная шея, миндалевидные глаза. Кожа должна быть золотистой, волосы — густыми и сине-черными. Для достижения стандартов египтянки:

Использовали зеленую подводку из малахита (защита от солнца и сглаза).

Носили парики с косицами, окрашенные бычьей кровью для блеска.

Удаляли все волосы на теле, подчеркивая гладкость кожи.

Фреска три танцовщицы. Гробница Нахта — место захоронения древнеегипетского чиновника, который занимал должность писца и астронома бога Амона. Вероятно период правления Тутмоса IV (1401–1391 до н. э. или 1397–1388 до н. э.) — Восемнадцатая династия, первая династия Нового царства. Шейх-Абд-эль-Курна, часть Фиванского некрополя, на западном берегу Нила, прямо напротив Луксора.
Фреска три танцовщицы. Гробница Нахта — место захоронения древнеегипетского чиновника, который занимал должность писца и астронома бога Амона. Вероятно период правления Тутмоса IV (1401–1391 до н. э. или 1397–1388 до н. э.) — Восемнадцатая династия, первая династия Нового царства. Шейх-Абд-эль-Курна, часть Фиванского некрополя, на западном берегу Нила, прямо напротив Луксора.

Античность: Греция и Рим

Греция: Культ гармонии и пропорций. Ценились светлая кожа, светлые или рыжие волосы, широкие бедра и «дивнозадость» (как у Афродиты Каллипигос). Симметрия лица (прямой нос, низкий лоб) считалась эталоном.

Рим: В моде светлокожие блондинки. Римлянки осветляли волосы смесью козьего молока и золы, а сросшиеся брови считались пиком привлекательности.

«Туалет римской дамы», 1869. Симеон Соломон.
«Туалет римской дамы», 1869. Симеон Соломон.

Средневековье (V–XV вв.)

Под влиянием христианства тело стало "греховным". Идеал — аскетизм:

Бледная кожа, худоба, маленькая грудь (символ смирения). Женщины брили лоб и затылок, чтобы удлинить лицо и шею. Красота ассоциировалась с Девой Марией — духовной чистотой, а не физичностью.

С XIII века мода изменилась

Мода стала более светской и роскошной. Дамы красили волосы в рыжий цвет, создавали сложные прически, подчеркивая красоту тела. Идеальной считалась женщина с изящной фигурой, тонкой талией, бледной кожей, светлыми волосами, удлиненным овалом лица, тонким носом, голубыми глазами и яркими губами.

Пьеро ди Козимо. Портрет Симонетты Веспуччи, до 1520. Музей Конде, Шантийи.
Пьеро ди Козимо. Портрет Симонетты Веспуччи, до 1520. Музей Конде, Шантийи.

Сандро Боттичелли. Рождение Венеры, 1482—1486. Уффици, Флоренция.
Сандро Боттичелли. Рождение Венеры, 1482—1486. Уффици, Флоренция.

В эпоху Барокко

Женщины считали идеалом пышные формы, в том числе ярко выраженный целлюлит. Большой бюст вернулся в моду. Женщины подчеркивали эту часть тела с помощью глубоких декольте.

Рубенс. Портрет Изабеллы Брант, ок. 1625 года. Галерея Уффици, Флоренция
Рубенс. Портрет Изабеллы Брант, ок. 1625 года. Галерея Уффици, Флоренция

Леонардо да Винчи. «Мона Лиза» (также «Джоконда», полное название «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо»), между 1503 и 1506 годами. Лувр, Париж
Леонардо да Винчи. «Мона Лиза» (также «Джоконда», полное название «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо»), между 1503 и 1506 годами. Лувр, Париж

В эпоху Рококо

Женщин ценили за округлость форм, свежесть лица, пухлые губы и нежный румянец. Талия должна была быть выраженной, а фигура — слегка полноватой.

Жан-Батист Грёз. «Белая шляпа», ок. 1780 г.. Музей изобразительных искусств в Бостоне.
Жан-Батист Грёз. «Белая шляпа», ок. 1780 г.. Музей изобразительных искусств в Бостоне.

Портрет маркизы де Помпадур, 1756 г.. Франсуа Буше. Старая пинакотека, Мюнхен, Германия.
Портрет маркизы де Помпадур, 1756 г.. Франсуа Буше. Старая пинакотека, Мюнхен, Германия.

Эпоха перемен: XX век

  • 1920-е: Андрогинность как символ эмансипации (мальчишеская фигура, стрижка "боб").

Четыре платья известных дизайнеров 1920-х годов, демонстрирующие моду того времени.
Четыре платья известных дизайнеров 1920-х годов, демонстрирующие моду того времени.

Lanvin 1927: Показано светлое платье с бахромой или кружевом, подчеркивающее силуэт 1920-х годов.
Chanel 1927: Представлено черное платье с пайетками или бисером, отражающее влияние Коко Шанель и появление "маленького черного платья".
Lelong 1928: Изображено вечернее платье темного цвета с длинным шлейфом, демонстрирующее элегантность и утонченность.
Patou 1928: Показано черное платье с многослойной юбкой, характерное для моды конца 1920-х годов.

  • 1950-е: Возврат к женственности (Мэрилин Монро: пышные формы, тонкая талия).

Мэрилин Монро для журнала «Photoplay», 1953 год
Мэрилин Монро для журнала «Photoplay», 1953 год

  • 1980-е: Культ спортивности (Синди Кроуфорд: мускулистое тело, подтянутые формы).

Клаудия Шиффер в 1993 году
Клаудия Шиффер в 1993 году

1990-е: «Героиновый шик» — мода на «измождённый» типаж (англ. waif), появилась как реакция на яркий и гламурный образ моделей 1980-х годов. Стиль ассоциируется с бледной кожей, тёмными кругами под глазами, андрогинностью, истощёнными чертами лица и безжизненными волосами, ассоциирующийся с наркозависимостью.

Факторы, влияющие на стандарты красоты

  • Религия и идеология: В Средневековье церковь диктовала аскетизм, а в эпоху Возрождения (XIV–XVI вв.) вернулся интерес к телесности: бледная кожа, пышные бедра, высокий лоб.
  • Экономика и политика: В 1940-е из-за дефицита тканей во время Второй мировой войны в моду вошли лаконичные прямые силуэты.
  • Технологии: Соцсети ускорили смену трендов. Например, Instagram превратил микротренды (сумки-хобо, топы-шторки) в глобальные явления за дни.
  • Культурный протест: Субкультуры 1960-х (хиппи с их естественностью и этническими мотивами) бросили вызов коммерческой моде.

Кто задает тренды? От королевских дворов к алгоритмам

До XIX века: диктат элит

  • Мода распространялась сверху вниз: Французские королевские куклы Пандоры (в человеческий рост) демонстрировали аристократам Европы последние тенденции.

Модные куклы, около 1760 г.
Модные куклы, около 1760 г.

  • Журналы вроде Галантный Меркурий (Mercure Galant) (1678) фиксировали тенденции при дворе Людовика XIV.

XX век: революция снизу

Уличные субкультуры стали влиять на подиум:

  • Ив Сен-Лоран перенес стиль битников (1950-е) в высокую моду.

В 1960 году Ив Сен-Лоран представил коллекцию «Beatnik»: черный цвет, винил, водолазки, шлемы, сапоги.

Кожаные косухи Saint Laurent — вечная инвестиция, так как кожа плонже со временем приобретает винтажный рокерский вид.

  • Вивьен Вествуд превратила панк-эстетику в люксовый тренд.

Вивьен Вествуд, коллекция 1994 года, одна из знаковых.
Вивьен Вествуд, коллекция 1994 года, одна из знаковых.

Alexander McQueen. Коллекция «Данте». Осень 1996
Alexander McQueen. Коллекция «Данте». Осень 1996

Yohji Yamamoto. Осень 2022
Yohji Yamamoto. Осень 2022

XXI век: эпоха прогнозов

Ключевую роль играют трендхантеры и аналитические агентства:

  • WGSN использует Big Data и ИИ, предсказывая спрос на цвета и фасоны.
  • Ли Эделькорт (Trend Union) еще в 2000-х предсказала инфантилизацию моды (укороченные свитеры, принты из детства).

Ли Эделькорт (родилась 29 августа 1950 года) — нидерландская предсказательница трендов, основательница агентства Trend Union с 1986 года. Среди клиентов агентства такие компании, как Gucci, Prada, Zara, Estée Lauder, Coca-Cola, Nissan. В 2003 году журнал Time назвал её одной из 25 самых влиятельных людей в мире моды.
Ли Эделькорт (родилась 29 августа 1950 года) — нидерландская предсказательница трендов, основательница агентства Trend Union с 1986 года. Среди клиентов агентства такие компании, как Gucci, Prada, Zara, Estée Lauder, Coca-Cola, Nissan. В 2003 году журнал Time назвал её одной из 25 самых влиятельных людей в мире моды.

  • Pantone определяет "цвет года" через анализ кино, технологий и политики. Например, Viva Magenta (2023) символизировал цифровой оптимизм.

Коллекция прогнозов на 2023 год от The Future Laboratory
Коллекция прогнозов на 2023 год от The Future Laboratory

Национальные особенности: современные стандарты

  • Япония: Фарфоровая кожа, «глаза лани», миниатюрность. Загар ассоциируется с физическим трудом.

Современные японские стандарты красоты
Современные японские стандарты красоты

Охагуро (дословно «чёрные зубы») — старинная японская традиция окрашивания зубов в чёрный цвет.
Охагуро (дословно «чёрные зубы») — старинная японская традиция окрашивания зубов в чёрный цвет.

  • Мексика: Естественность + акцент на брови. Ценится подтянутое тело и тонкая талия.
  • Франция: Искусственная небрежность («только что проснулась»). Веснушки и щербинка между зубов — признаки уникальности.
  • Таиланд: Одержимость белой кожей (символ статуса) и экстремальная худоба.

Будущее: инклюзивность и осознанность

Современные тренды движутся к разрушению универсальных стандартов:

  • Бодипозитив (body positivity) и учет возрастных особенностей (age inclusivity): Бренды Fenty Beauty, Gucci используют моделей разных возрастов и размеров.

Кармен Делль’Орефиче — мода на возрастных моделей.
Кармен Делль’Орефиче — мода на возрастных моделей.

  • Устойчивая мода: 45% покупателей готовы бойкотировать бренды, игнорирующие экологичность.
  • Ресейл-революция: К 2030 году 50% гардероба жителей развитых стран составят вещи "second-hand".

Эталоны красоты — зеркало общества: они отражают религиозные доктрины, экономические условия и технологические прорывы. Если раньше тренды диктовались королями и кутюрье, то сегодня они рождаются на улицах, в соцсетях и аналитических отчетах агентств.

Ключевой вектор будущего — отказ от диктата в пользу многообразия: красота больше не подчиняется единому шаблону, а становится инструментом самовыражения. Как предсказывает Ли Эделькорт, "осознанность и интуитивность" — главные тренды завтрашнего дня.