Найти в Дзене
Эстетика Эпох

Вечный прыжок: Тайна «Гробницы ныряльщика» из Пестума

Оглавление

Камень, раскрывший бездну

3 июня 1968 года под палящим солнцем Кампании итальянский археолог Марио Наполи обнаружил нечто невероятное. Среди плит некрополя в полутора километрах от величественных храмов Пестума лежала гробница, сложенная из пяти грубых плит местного известняка.

«Гробница ныряльщика» — археологический памятник, сооружённый примерно в 470 году до н. э. в 1,5 км к югу от греческого города Пестум в Великой Греции, на территории нынешней южной Италии. Останки принадлежали, скорее всего, молодому мужчине. Рядом с ними находились панцирь черепахи, два арибалла — носика для благовоний, и греческая ваза, по которой и определили дату погребения.
«Гробница ныряльщика» — археологический памятник, сооружённый примерно в 470 году до н. э. в 1,5 км к югу от греческого города Пестум в Великой Греции, на территории нынешней южной Италии. Останки принадлежали, скорее всего, молодому мужчине. Рядом с ними находились панцирь черепахи, два арибалла — носика для благовоний, и греческая ваза, по которой и определили дату погребения.

Ее размеры — чуть больше двух метров в длину — говорили о скромности. Но внутри... внутри безмолвно кричали краски. На четырех стенах бушевал симпосий (ритуализированное пиршество в Древней Греции): греческие мужчины в венках возлежали на ложах и играли в коттабос.

Фрески «Гробницы ныряльщика», 470 год до н. э. (Пестум в Великой Греции, на территории нынешней южной Италии).
Фрески «Гробницы ныряльщика», 470 год до н. э. (Пестум в Великой Греции, на территории нынешней южной Италии).

«Коттабос» (древнегреческое κότταβος) — застольная игра древних греков, по преданию, сицилийского происхождения.
Название популярной в Древней Греции в V-IV вв. до н. э. игры — соревнования на меткость, которой развлекались древнегреческие мужчины на симпосиях. Игра возникла в греческих колониях на Сицилии. Играющие в коттаб пытались лёжа попасть остатками вина из своих бокалов в цель — металлическую чашу, коттабий.

А на потолке — то, что дало имя находке: юноша в стремительном прыжке. Его тело изогнуто над зыбкой синевой воды. Он замер в вечном полете между мирами.

Фреска из «Гробницы ныряльщика», 470 год до н. э. (Пестум).
Фреска из «Гробницы ныряльщика», 470 год до н. э. (Пестум).

Ключевые детали «Гробницы ныряльщика»
Ключевые детали «Гробницы ныряльщика»

Симпосий: Пир среди теней

Стены гробницы — окно в запретный ритуал. Симпосий изображен с пугающей жизненностью:

  • Северная стена: Мужчина метает остатки вина в цель (игра «Коттабос»), рядом мужчина и юноша с лирой.

Фреска из «Гробницы ныряльщика», 470 год до н. э. (Пестум).
Фреска из «Гробницы ныряльщика», 470 год до н. э. (Пестум).

  • Южная стена: Один из пирующих сжимает яйцо — символ возрождения, заимствованный у этрусков. Его присутствие здесь — ключ к смешению культур.

Фреска из «Гробницы ныряльщика», 470 год до н. э. (Пестум).
Фреска из «Гробницы ныряльщика», 470 год до н. э. (Пестум).

  • Западная стена: Трое входят в зал. Центральная фигура обнажена, лишь шарф лазурного цвета охватывает его руки. Рядом — флейтистка и старец с посохом. Кто он? Ученые спорят: то ли сам умерший, являющийся на пир богов, то ли гость, чья нагота знак божественного статуса.

Фреска из «Гробницы ныряльщика», 470 год до н. э. (Пестум).
Фреска из «Гробницы ныряльщика», 470 год до н. э. (Пестум).

  • Восточная стена: Юный слуга у стола с кувшином. На нем — кратер для вина, но не греческий, а италийский кратер-кантарос, сосуд из погребальных обрядов местных племен. Деталь, ставящая под вопрос «гречность» гробницы.

Фреска из «Гробницы ныряльщика», 470 год до н. э. (Пестум).
Фреска из «Гробницы ныряльщика», 470 год до н. э. (Пестум).

«Зачем мертвому пир?» — вопрос, терзающий исследователей. В греческой традиции гробницы не украшали сценами веселья. Но здесь — смех, музыка, вино. Возможно, это попытка подарить умершему вечный праздник в царстве Аида, а может — отражение орфических или пифагорейских идей о бессмертии души.

Прыжок в вечность: Кто он, летящий?

Потолочная фреска — шедевр загадочности. Юноша ныряет не в бассейн, а в волнистые потоки, похожие на реку. Дерево на краю «бассейна» склоняется вниз, второе — изгибается от края плиты, будто с обрыва. Это не реальность, а метафора.

Фреска из «Гробницы ныряльщика», 470 год до н. э. (Пестум).
Фреска из «Гробницы ныряльщика», 470 год до н. э. (Пестум).

Толкования образа:

  1. Смерть как прыжок в неизвестность. Вода — Стикс, разделяющий миры. Юноша — душа, покидающая тело.
  2. Возрождение. Вода — первородный хаос, дающий жизнь.
  3. Наследие этрусков. В Гробнице охоты и рыбалки в Тарквинии (Этрурия) есть похожий ныряльщик — символ радости бытия.

«Юноша, ныряющий с рифа» — фреска из «Гробницы Охоты и Рыбалки» — этрусской гробницы в некрополе Монтероцци близ Тарквинии (Лацио, Италия), V в. до н. э.
«Юноша, ныряющий с рифа» — фреска из «Гробницы Охоты и Рыбалки» — этрусской гробницы в некрополе Монтероцци близ Тарквинии (Лацио, Италия), V в. до н. э.

Фреска из «Гробницы ныряльщика», 470 год до н. э. (Пестум).
Фреска из «Гробницы ныряльщика», 470 год до н. э. (Пестум).

Присмотревшись к ныряльщику, можно увидеть, как художник тщательно прорисовал детали. Фигура обведена четким черным контуром, мышцы выделены тонкими линиями. Он смотрит прямо на воду, в которую собирается нырнуть. Его неряшливая борода указывает на то, что он подросток, вступающий во взрослую жизнь. Он правдоподобно вытягивается, слегка напрягаясь, и ныряет в воду.

«Он устремлен не вниз, а вперед — в вечность. Его прыжок — не падение, а освобождение», — писал археолог Пьер Левек.

Мастер и ученик: Чьи руки оживили камень?

Анализ фресок выявил двух художников:

  • Мастер Ныряльщика (северная, западная стены, потолок): Виртуоз анатомии. Мускулы прорисованы тонкими линиями, позы динамичны, лица индивидуальны. Он знал аттическую вазопись — фигуры очерчены уверенным контуром.
  • Мастер Южной плиты (восточная и южная стены): Стиль проще. Контуры фигур схематичны, композиция статична. Но именно он изобразил кратер-кантарос — ключ к италийским корням гробницы.

Фреска из «Гробницы ныряльщика», 470 год до н. э. (Пестум). На столе  кратер-кантарос — сосуд, который помещали к ногам трупа в итальянских гробницах к югу от Посейдонии в тот же период, что и «Гробница ныряльщика».
Фреска из «Гробницы ныряльщика», 470 год до н. э. (Пестум). На столе кратер-кантарос — сосуд, который помещали к ногам трупа в итальянских гробницах к югу от Посейдонии в тот же период, что и «Гробница ныряльщика».

Грек? Этруск? Италиец? Спор без конца

Происхождение гробницы — поле научной битвы:

  • Греческая версия: Симпосий — чисто эллинский ритуал. Этруски изображали пиры иначе, с участием женщин (как в Гробнице леопардов). Погребальный инвентарь (аттическая лекифа найденная в гробнице) — греческий.

Древнегреческий художник Пелей, афинский краснофигурный стамнос, ок. 450–440 гг. до н. э., терракота (Британский музей, Лондон).
Древнегреческий художник Пелей, афинский краснофигурный стамнос, ок. 450–440 гг. до н. э., терракота (Британский музей, Лондон).

«Гробница Леопардов» — этрусская погребальная камера, расположенная в некрополе Монтероцци, недалеко от Тарквинии, Лацио, Италия, ок. 470–450 гг. до н. э., фреска.
«Гробница Леопардов» — этрусская погребальная камера, расположенная в некрополе Монтероцци, недалеко от Тарквинии, Лацио, Италия, ок. 470–450 гг. до н. э., фреска.

  • Италийская версия: Кратер-кантарос, яйцо в руке пирующего — элементы местной погребальной символики. Сама традиция расписывать гробницы — этрусская. Греки так не хоронили.
  • Синтез культур: Пестум (греческая Посейдония) стоял на границе с Этрурией. Гробница — плод смешения: греческие образы, этрусская техника, италийские детали. Она — дитя "Великой Греции", где культуры переплавлялись в нечто новое.

Пестум (лат. Paestum), первоначально Посейдо́ния (др.-греч. Ποσειδωνία, лат. Poseidonia / Posidonia) — греческая (сибарийская) колония, основанная в конце VII века до н. э. в западной части области Лукании (35 км юго-восточнее нынешнего Салерно).
Пестум (лат. Paestum), первоначально Посейдо́ния (др.-греч. Ποσειδωνία, лат. Poseidonia / Posidonia) — греческая (сибарийская) колония, основанная в конце VII века до н. э. в западной части области Лукании (35 км юго-восточнее нынешнего Салерно).

«Назвать ее греческой — упрощение. Это мост между мирами», — резюмирует исследователь Э. Г. Д. Робинсон.

Эпилог: Камень, вопрошающий вечность

Сегодня плиты гробницы хранятся в Национальном музее Пестума. Туристы ищут в ныряльщике символ дайвинга (ошибочно!), ученые спорят о деталях. Но его магия — вне споров.

Этот прыжок — вне времени. Он о страхе и надежде каждого, кто задумывался о смерти:

  • Для грека — это прыжок в Лету, где душа растворится, как вино в воде.
  • Для этруска — начало новой игры в мире предков.
  • Для нас — метафора человеческого удела: мы все в полете между рождением и гибелью, между памятью и забвением.

«Он не утонул. Он летит сквозь века, сквозь толщу интерпретаций. Его падение — наш единственный шанс понять, что вечность длится мгновение».