Найти в Дзене
Эстетика Эпох

Песок Времен: как отдыхали у воды сквозь эпохи

Море. Оно всегда манило. Шум прибоя – вечный саундтрек человеческого стремления к отдыху, свободе, прохладе. Но сам танец человека с волной, ритуал пляжного бытия и его наряд – менялись, как песок под ногами, уносимый приливом истории.
В тени мраморных колоннад Эллады и под арками римских терм зарождался первый культ тела у воды. Греки видели в море арену для силы и ловкости. Их «пляжи» – чаще галечные лагуны – были спортзалами под открытым небом. Мужчины состязались в плавании, борьбе, беге вдоль берега. Мода? Практически отсутствовала. Нагота – гимнос – была естественна, дань гармонии и тренировкам. Лишь иногда – набедренная повязка. Женщины же плескались отдельно, в скромных туниках, их связь с открытой водной стихией была куда сдержаннее. Римляне, ценители роскоши, добавили гедонизма. Их литоралии (побережья) в Байях или Остии гудели от праздного люда. Купание стало развлечением. Появились первые подобия купальных костюмов: короткие полотняные сублигакулумы для мужчин и столь
Оглавление

Море. Оно всегда манило. Шум прибоя – вечный саундтрек человеческого стремления к отдыху, свободе, прохладе. Но сам танец человека с волной, ритуал пляжного бытия и его наряд – менялись, как песок под ногами, уносимый приливом истории.

Античность: Гимн Солнцу и Спарте


В тени мраморных колоннад Эллады и под арками римских терм зарождался первый культ тела у воды. Греки видели в море арену для силы и ловкости. Их «пляжи» – чаще галечные лагуны – были спортзалами под открытым небом.

Мужчины состязались в плавании, борьбе, беге вдоль берега. Мода? Практически отсутствовала. Нагота – гимнос – была естественна, дань гармонии и тренировкам. Лишь иногда – набедренная повязка. Женщины же плескались отдельно, в скромных туниках, их связь с открытой водной стихией была куда сдержаннее.

Римляне, ценители роскоши, добавили гедонизма. Их литоралии (побережья) в Байях или Остии гудели от праздного люда. Купание стало развлечением. Появились первые подобия купальных костюмов: короткие полотняные сублигакулумы для мужчин и столь же простые, но закрывающие тело до колен туники для женщин. Главным аксессуаром было солнце и ощущение принадлежности к великой империи у ее лазурных границ.

Римлянки в бикини-подобной комбинации сублигакулума и строфиона (нагрудник)
Римлянки в бикини-подобной комбинации сублигакулума и строфиона (нагрудник)

Сублигакулум для мужчин
Сублигакулум для мужчин

Викторианская Эпоха: Стыдливый Вздох у Волны


Потом наступила Великая Стыдливость. XIX век, эпоха корсетов и строгих нравов, заключила море в рамки приличий. Купание превратилось в сложный, почти комедийный ритуал.

Трувиль, Норманди, Франция, 1895 г.
Трувиль, Норманди, Франция, 1895 г.

Появились купальные машины – деревянные кабинки на колесах, которые лошади завозили в воду. Дама, облаченная в невообразимый наряд, тайком проскальзывала внутрь, переодевалась и лишь затем, скрытая стенками, могла окунуться, часто держась за канат.

А наряд! Пляжная мода викторианства была кошмаром практичности. Женский костюм: шерстяное или фланелевое платье-балахон до колен, под ним – панталоны с оборками, чулки, специальные купальные туфли, а часто и купальная шляпа! Все в темных тонах (чтобы не просвечивало в мокром виде) и с грузами на подоле, дабы волны не вскрыли "ужасную" правду о женских лодыжках.

-6

Мужчины купались в полосатых трико, напоминающих пижамы. Загар считался уделом чернорабочих и был немыслим. Бледность – вот истинный знак аристократизма. Отдых у воды был не столько наслаждением стихией, сколько демонстрацией соблюдения условностей.

-7

-10

Юмористическое изображение дам из высшего общества, пытающихся плавать, Брайтон. Цветной офорт работы У. Хита с его изображением.
Юмористическое изображение дам из высшего общества, пытающихся плавать, Брайтон. Цветной офорт работы У. Хита с его изображением.

НЕЛОВКО. Скромный пожилой джентльмен (который заплывал в море и у которого по ошибке забрали купальный аппарат): «Гм! Прошу прощения, мадам, я думаю, это мой купальный аппарат». 1 октября 1870.
НЕЛОВКО. Скромный пожилой джентльмен (который заплывал в море и у которого по ошибке забрали купальный аппарат): «Гм! Прошу прощения, мадам, я думаю, это мой купальный аппарат». 1 октября 1870.

«Под тентом, Сараус» — картина испанского художника Хоакина Соролья (1863–1923), написанная в 1910 году. На полотне изображена семья художника — его жена Клотильда и дети Мария, Елена и Хоакин — в тени одного из характерных тентов на пляже в городе Сараус в северной Испании.
«Под тентом, Сараус» — картина испанского художника Хоакина Соролья (1863–1923), написанная в 1910 году. На полотне изображена семья художника — его жена Клотильда и дети Мария, Елена и Хоакин — в тени одного из характерных тентов на пляже в городе Сараус в северной Испании.

Золотой Век Пляжа: Революция Солнца (1920-1950-е)


Все изменилось стремительно, как прыжок в прохладную волну. XX век принес ветер свободы. Войны, эмансипация, спорт – все это сдуло слои тяжелой ткани.

-14

-15

В 1923 году Коко Шанель случайно (или нет?) обгорела в круизе и появилась в таком виде в Каннах. Общественность тут же подхватила «тренд» – теперь это был символ богатства, здоровья, жизни в движении.

Пляжи заполонили смельчаки, готовые подставить тело солнцу. Купальные костюмы сокращались с головокружительной скоростью. Женские купальники 20-30-х годов – еще относительно скромные цельные модели, но уже облегающие, подчеркивающие силуэт, открывающие руки и ноги до середины бедра. Ткани – эластичный трикотаж, лайкра. Появились смелые декольте и вырезы на спине. Мужчины щеголяли в обтягивающих трико или шортах-боксерах выше колена.

-20

Апофеозом стала революция 1946 года: французский инженер Луи Реар представил миру бикини, названное в честь атолла, где шли ядерные испытания. Взрыв был сопоставим. Миниатюрный костюм из четырех треугольников ткани шокировал, возмутил и... победил.

Луи Реар
Луи Реар

Луи Реар
Луи Реар

-24

-25

Это была декларация независимости тела. На пляжах Сочи и Юрмалы советские "купальники-маечки" и скромные плавки тоже постепенно уступали место более открытым фасонам, а загар стал обязательным атрибутом отпускника. Пляж стал местом, где показывали себя.

Наши Дни: Пляж как Холст Самоидентификации


Современный пляж – территория абсолютной свободы и разнообразия.
Мода отказалась от диктата. Цельные слитные купальники в ретро-стиле соседствуют с микро-бикини, танкини, монокини, плавательными костюмами для серфинга и роскошными парео.

Цвета – от неонового безумия до пастельной нежности. Мужские шорты варьируются от ультракоротких до длинных бермуд. Главный тренд – выбор. Бодипозитив диктует: тело любого типа, размера, возраста достойно солнца и воды. Пляж стал пространством для самовыражения: здесь и йога на рассвете, и кайтсерфинг, и семейные пикники, и гламурные вечеринки.

Технологии подарили умные ткани, солнцезащитные кремы с высокой степенью защиты, быстросохнущие полотенца. Но суть осталась прежней: шум волн, тепло песка, ощущение невесомости в соленой воде и беззаботность, которую дарит встреча неба и моря. Мы пришли к берегу разными путями, в разных одеждах, но ищем одного – того самого детского восторга от соприкосновения с вечной, не знающей эпох, стихией.

Пляж – это не просто полоса песка. Это летопись наших отношений с собой, с обществом, с природой. От гимнов наготе древних греков до осознанного выбора бикини или парео сегодня – каждый купальник, каждый ритуал купания несет в себе отпечаток своего времени. И глядя на пестрое полотно современного побережья, понимаешь: море принимает всех, а мода на свободу и радость – вечна.

-28

Екатерина Серёжина