Найти в Дзене
Эстетика Эпох

Бархатная Революция: Как Лысеющий Король Перекроил Карту Мужской Красоты

В паутине культурных стереотипов красота несправедливо сплетена лишь с женственностью. Исторические фолианты, воспевая мускулы героев, стыдливо замалчивают их эстетику, словно сияние мужской красоты – нечто постыдное, умаляющее доблесть.

Ирония в том, что тяга к совершенству – древнее самой истории: пещерные люди смешивали первые прообразы тона, вавилонские воины шли в битву с алыми ногтями, а корейские хвараны VI века уже владели искусством дымчатых глаз.

«Правителям и героям надлежит сиять, дабы сияли их державы», – утверждает Дэвид Йи в книге «Pretty Boys», бросая вызов традиционному взгляду на историю. Он предлагает увидеть влияние мужчин через призму не грубой силы, а изысканной красоты. И ярчайшая звезда в этой галактике – Людовик XIV, Король-Солнце, чья личная драма перевернула мир мужской эстетики.

Юстус ван Эгмонт. Портрет Людовика XIV (1638-1715). 1654. Музей истории искусств, Вена
Юстус ван Эгмонт. Портрет Людовика XIV (1638-1715). 1654. Музей истории искусств, Вена

Золотой Век и Золотая Лысина

XVII век. Версаль. Юный Людовик, чьи густые, вьющиеся, отливающие солнцем кудри были предметом всеобщего восхищения и символом статуса – здоровья, мощи, привлекательности. Парики же считались уделом стариков, больных или неуклюжих. Каково же было изумление двора, когда 17-летний монарх заказал себе парик.

Причина была горькой: его роскошные волосы стремительно редели, выпадая клочьями. Эпоха была золотой не только для искусства, но и для сифилиса, чьим грозным симптомом было облысение. Шептались о королевских утехах, но диагноз остался тайной.

Клод Лефевр. Людовик XIV, король Франции и Наварры, 1670. Версаль
Клод Лефевр. Людовик XIV, король Франции и Наварры, 1670. Версаль

Выбор Короля-Солнца: Блестеть, а не Тускнеть

Перед Людовиком стоял выбор: смириться с увяданием или найти выход. Для человека, чье имя – Солнце, чей рост едва достигал 160 см, решение было очевидным. Величественный образ требовал великолепной короны из волос, способной придать рост, власть, неоспоримый авторитет. Так родился замысел, изменивший ход истории моды.

Людовик XIV в кирасе перед осадой Намюра (1692 г.)
Людовик XIV в кирасе перед осадой Намюра (1692 г.)

Аллонж: Парик, Стоивший Царства

Король обратился к мастеру-виртуозу Жоржу Бине. Тот отправился на поиски идеальных волос – и нашел их у нормандок, потомков викингов. Их здоровые, нежные пряди он скупал за огромные деньги, платя женщинам пожизненное содержание, лишь бы они растили их вновь.

«Я бы обрил налысо всё королевство ради головы Его Величества», – заявлял Бине.

Три месяца кропотливой работы, волосы десяти женщин – и родился «аллонж»: парик с пробором, пышными локонами до спины и начесанными вверх «пиками» объема.

Когда Франция Ахнула

Появление Людовика в новом облике вызвало фурор. Парик в одночасье стал символом абсолютной власти и безупречного вкуса. Придворные бросились заказывать свои, влезая в долги. Цена одного шедевра (около 150 ливров, или $7500 сегодня) была лишь началом: парики требовали армии слуг и постижеров для ежедневного ухода – промывки от пота и сала, сушки, завивки, укладки, ароматизации пудрой и духами. Версаль обзавелся целым крылом для хранения тысяч королевских париков.

Экономика Золотых Кудрей

Спрос взлетел до небес. Число парижских постижеров за год выросло до 200, а к 1673 – до 835! Даже в крошечном Гавре работали 29 мастеров. Возникла гильдия, гарантирующая качество. Мода стала двигателем экономики.

«Мода для Франции – то же, что рудники Перу для Испании», – провозгласил министр финансов Кольбер.

Производство париков, тканей, аксессуаров превратилось в империю, укрепившую могущество державы. Наследие тех брендов живо и сегодня.

Гиацинт Риго. Портрет Людовика XIV (1638-1715) в парадном костюме. 1701, холст, масло. Лувр, Париж
Гиацинт Риго. Портрет Людовика XIV (1638-1715) в парадном костюме. 1701, холст, масло. Лувр, Париж

Закат Эпохи Парика

Тренд покорил Европу, перебравшись в Англию с Карлом II и став обязательным атрибутом любого уважающего себя европейца. То, что начиналось как маскировка личной драмы монарха, стало на столетие определяющей чертой мужской эстетики – символом власти, богатства, изысканности. Эпоха париков пережила самого Короля-Солнца (умер в 1715), угаснув лишь с яростным ветром Французской революции, сметавшей «излишества» старого мира.

История Людовика XIV – это не просто забавный эпизод из прошлого. Она напоминает нам, что мужская красота способна влиять не только на отдельных людей, но и на целые эпохи, менять экономику и диктовать моду. Его «аллонж» – яркий пример того, как даже физический недостаток, если его облачить в смелость и талант, может превратиться в источник всепобеждающего сияния.