Найти в Дзене
Сказы старого мельника

Книжная Лавъка Куприяна Рукавишникова. Глава 34

- Ну, вот и вы, вернулись! – обрадовался дед Пахом, встречая Куприяна с помощником у плетня, - А я уж было собрался за вами идти, покоя нет, гляжу, уж и день на закат. - Дедо, да мы в ручье вымокли, вот и задержались. Чуть на камнях портки подсушили, а то ведь идти неможно, вода с нас лилась, - довольно сверкал глазами Ермил. Куприян молча улыбался, он понимал, чему помощник радуется, теперь им можно возвращаться домой. Парень достал из-за пояса суму, ту самую, что Маняша дала, в ней лежал свернутый рушник. - Благодарствуйте, дед Пахом, и ты, Маняша, - Куприян поклонился деду и стоявшей рядом с ним внучке, - Без вас не сладили бы мы такое дело, а теперь нам пора и честь знать, восвояси вороча́ться. Собрались путники, Куприян заботливо упрятал за пазуху тряпицу, где лежала та малость, которую Саввушка дал. Куприяну теперь даже и любопытно не было, что же там лежит, после всего, что здесь с ними произошло, он был уверен, всё само сладится, и явится ему в нужный момент. - Ох, как же дома
Оглавление
Иллюстрация автора
Иллюстрация автора

*Начало здесь.

Глава 34.

- Ну, вот и вы, вернулись! – обрадовался дед Пахом, встречая Куприяна с помощником у плетня, - А я уж было собрался за вами идти, покоя нет, гляжу, уж и день на закат.

- Дедо, да мы в ручье вымокли, вот и задержались. Чуть на камнях портки подсушили, а то ведь идти неможно, вода с нас лилась, - довольно сверкал глазами Ермил.

Куприян молча улыбался, он понимал, чему помощник радуется, теперь им можно возвращаться домой. Парень достал из-за пояса суму, ту самую, что Маняша дала, в ней лежал свернутый рушник.

- Благодарствуйте, дед Пахом, и ты, Маняша, - Куприян поклонился деду и стоявшей рядом с ним внучке, - Без вас не сладили бы мы такое дело, а теперь нам пора и честь знать, восвояси вороча́ться.

Собрались путники, Куприян заботливо упрятал за пазуху тряпицу, где лежала та малость, которую Саввушка дал. Куприяну теперь даже и любопытно не было, что же там лежит, после всего, что здесь с ними произошло, он был уверен, всё само сладится, и явится ему в нужный момент.

- Ох, как же дома хорошо, - громко объявил Ермил, оказавшись посреди Книжной Лавки, - Ты, Куприян, что хошь говори, а теперь я спать пойду!

С этими словами Ермил подошел к часам, прошептал что-то и тронул тяжёлый маятник. Скрипнуло, засветилось по углам синим светом, и снова заплясали замершие было пылинки в лунном луче, протянувшемся от окна.

Куприян усмехнулся, видать уходил он помощника своего этакими приключениями, что тот и ждать не стал, убрался восвояси, и ручкой не махнул. Куприян снял кафтан, положил его на скамью в уголке и подумал, что Акулина Петровна снова на него заругается, кафтан был весь в грязи, на рукаве дыра…

Достав из-за пазухи заветную тряпицу, Куприян положил её на конторку, зажёг лампу и придвинул её к себе. Развернув тряпицу, Куприян удивился немало – как же это получается… Ведь там, возле Саввушкиного села, он и глазом не приметил, что мальчишечка ему в ту тряпицу положил. Казалось, малую кроху, а вот ведь… Или это здесь ему теперь явилось, в лавке, из той самой крохи? Ну и чудно́!

Теперь в тряпице лежала серебряная бляшка величиной с пятак. С одной стороны она была такой гладкой, что Куприян увидал в ней своё лицо. Рассмотрев бляшку, Куприян протёр её тряпицей, обернул в бумагу и положил в конверт. А после запер в железный ящик под конторкой, почему-то ему казалось, что здесь Саввушкину подарку самое место и есть. Подальше от чужого глаза! После подумает, что делать ему с этой серебряной бляшкой, которая по всей видимости сделана как раз из того серебра, что видал Куприян на горной гряде, опоясавшей долину и Саввушкино село. Что ж, может и серебро непростое, Куприян уже ничему не станет удивляться.

Усталость навалилась на тело, сон обнимал его, придавливая тяжестью веки, Куприян потёр лицо ладонью и оглядел Лавку, собираясь отправиться спать. Витринное окно было закрыто ставней, и всё было ровно так, как они сами с Ермилом и оставили, уходя отсюда… полчаса назад, а то и меньше. И вот диковина – прожив притом пару дней совсем иной жизнью! Не изумиться такому не мог даже привыкший к разным чудным вещам Куприян.

Уставив свой глаз в ту щелочку в ставне, через которую проходил лунный лучик, Куприян оглядел улицу. Ночная темнота была чуть разбавлена светом звёзд, сиявших меж облаков, пуста была мощёная камнем улица, не было никого и в сероватой тени, где раньше стоял Герберов чудной помощник. Куприян довольно вздохнул и отправился умываться и спать, всё после, а сейчас – надо набраться сил, потому что по утру ему открывать Лавку.

- Ох ты, Боже милосердный! Это как же так можно, откудова такое взялося! – проснувшись, Куприян услышал именно такие слова.

Это Акулина Петровна нашла его одежду, в которой этой ночью, затянувшейся на долгое время, ходил Куприян просить Саввушкиного совета, и с Бейсойем воевал. Поспешно вскочив, Куприян оделся и заспешил в кухню. Это хорошо ещё, что ночью сам он догадался выйти на двор и вымыться там у колодца с ног до головы, ухая каждый раз, когда выливал на себя ведро холодной воды. Вот бы Акулина Петровна подивилась, каким он явился утром…

- Куприян Федотыч, поверить не могу, что это ваш сюртук-то! – Акулина указала на серое, влажное платье, - Это как же? Ведь вчера всё чистое было сложено! Нешто кто-то брал?! Ничего я не сразумею, или упало куда…. Сырость какая, тиной несёт…

- Завтракать будем? – спросил Куприян, - А про сюртук… может и упал, того мне неведомо. А может позабыла ты, Акулина Петровна, с верёвки во дворе бельё снять, и вот, ветром и сдуло, а кто-то подобрал да принёс, может Тихон?

Качая головой и что-то сердито приговаривая Акулина Петровна понесла всю эту кучу сырости в стирку, на ходу раздавая Глаше задания. Куприян ухватил кусок хлеба и пошёл в Лавку, утро только занималось, от булочной Никодимова по всей улице разносились ароматы калачей, сам он с метлой в руке стоял перед своей вывеской.

Куприян помахал ему рукой, сам он снимал ставни с витринного окна, готовясь открывать Лавку. Утро было солнечным, никакой усталости после «ночного» похода Куприян не чувствовал, наоборот, в теле бурлила кровь, хотелось поскорее поговорить с Белугиным, рассказать ему про Саввушкин подарок, и про всё, что с ним приключилось.

«А Гербер в отъезде, - думал Куприян, складывая стопкой конверты на конторке, - И Михлая увёз… а увёз ли? Путешествовать с этаким чудищем в открытую не станешь, в повозке его не повезёшь, ведь его и за медведя никто не примет, такую-то страхоту. А что, если сам Гербер уехал искать помощницу, ту, что сможет зелье варить, про которое Елизавета говорит, а Михлая запер у себя в усадьбе? Вот бы нам с Григорием туда пробраться да поглядеть! Может и сладим с ним, пока хозяин его где-то ездит!»

При такой мысли у Куприяна кровь в лицо бросилась от возбуждения. Вот ведь как, а он-то переживал, когда сюда приехал, что придётся ему теперь становиться лавочником… сидеть безвылазно за конторкой да перекладывать книжки на полках, протирая пыльные корешки, и толстеть от Акулининых пышек.

После Куприян весь день не мог думать о чём-то ином, кроме как о вылазке в усадьбу Гербера! Хоть сейчас садись на коня и езжай к Белугину, одному-то с таким делом не сладить, без верного товарища. А Ермил поди откажется, он же грозился в ближайшее время Лавку не покидать.

А день, как назло, выдался беспокойный, в лавку то и дело заходили люди. Кто просто поглазеть на товар и завязать с Куприяном какой-нибудь разговор, кто купить перьев или чернил. К обеду Куприян уже порядком устал и несказанно обрадовался, когда пришёл Сидор Ильич подменить его, потому как Акулина зовёт обедать.

- Куприян Федотыч, скажи ты мне, что за напасть такая с сюртуком вашим! Всё ведь почти новое было, а теперь я штопать унесла, рукав почти оторванный был! Кто его таскал, непонятно, Глаша говорит – как будто черти драли!

Куприян сделал непонимающее лицо и набрал полный рот наваристых щей, чтоб ответа с него не просили, потому как и сказать ему было нечего. По той же причине он и за обедом засиживаться не стал, быстро поел и снова отправился в Лавку, где Сидор Ильич разговаривал с двумя девушками… Увидев посетительниц, Куприян вздрогнул и оглядел себя, поправил камзол, отряхнул пылинку с рукава. Одна из девушек была Дашенька Крошенинникова!

- Куприян Федотович, здравствуйте! – Дашенька радостно блеснула глазами, щёчки её порозовели, - А мы вот к вам заглянули, нет ли у вас… о цветах, об их значении… Вот, моя сестрица говорит, в Москве такую книжицу видала…

Куприяна представили Елене Никодимовне, она была старшей дочерью Дашенькиной тётушки, и приехала из Москвы, на воздух, погостить. Елена была чуть старше Дашеньки, но вид имела заносчивый, оглядывала и Куприяна, и Лавку с таким видом, будто навидалась и побогаче, побольше и поинтереснее.

- А что же, вы новых французских карточек не продаёте? – Елена морщила носик, - А в столице давно уже они даже у лотошников имеются.

Куприян не стушевался и пообещал в другой раз добыть и такой товар, ведь в скорости он снова поедет за товаром для Лавки.

- А батюшка мой прихворнул, - вздохнув, сказала Дашенька, когда Елена отошла к книжным полкам и они стояли возле конторки они с Куприяном, - Еленушка приехала, матушка хотела устроить званый вечер для неё, но теперь у нас каждый день бывает доктор… Она скучает, и я позвала её прогуляться, вот и к вам заглянули. Может быть, вы посоветуете, чем её развлечь, новым романом, или прочим?

Куприян со стыдом признал, что новых романов он и не читал… подумал, что ему было бы чем развлечь Дашеньку, если бы он мог рассказать ей про то, где ему довелось побывать нынешней ночью… Но ведь не признаешься!

Девушки ушли, купив альбом и несколько кистей, а Куприян едва дождался, когда наступит вечер. У него был вопрос, который он придумал задать своему помощнику! А не может ли Ермил сделать так, чтобы ему, Куприяну, можно было оказаться не у деда Пахома, или в той лавке, где Савелий Миронович управляется…. А, к примеру, у Белугина в беседке! Или, того лучше, во дворе Герберовой усадьбы, пока хозяин в отъезде…

Продолжение здесь.

Дорогие Друзья, рассказ публикуется по будним дням, в субботу и воскресенье главы не выходят.

Все текстовые материалы канала "Сказы старого мельника" являются объектом авторского права. Запрещено копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие ресурсы и сайты в сети Интернет), а также любое использование материалов данного канала без предварительного согласования с правообладателем. Коммерческое использование запрещено.

© Алёна Берндт. 2025

Нехорошая квартирка на новый лад | Сказы старого мельника | Дзен