15 лет назад грузопассажирский паром, связывавший по воде Калининградскую область с остальной Россией, вдруг отправился на Дальний Восток. И больше не вернулся
«Ласточка с весною в сени к нам летит». А лето? Про текущий момент сказать сложно. Что же касается периода с 2003 по 2010 год, то тогда в самый западный регион РФ лето приходило. Вместе с грузопассажирским паромом «Георг Отс».
Это уже было такой калининградской приметой. Чу! Неужели к нам снова топает старина «Георг Отс», очнувшись от затянувшейся зимней спячки? Значит, всё, в янтарный край пришло настоящее лето. Потому что в другое время года пожилой паром не ходил…
При этом открылась паромная линия «Санкт-Петербург – Балтийск» отнюдь не летом – в декабре 2002-го. Не лучшее время для путешествий морем.
Но, видимо, надо было срочно отчитаться: оторванная Калининградская область надёжно связана с «материком». Ибо по суше транзит через Литву становился всё более проблематичным:
Помнится, на открытии много об этом говорилось. Новую линию даже называли «дорогой жизни». Заявлявшие это ответственные лица, похоже, запамятовали, что Финский залив зимой имеет обыкновение замерзать. А «Георг Отс» – не ледокол. Не говоря о том, что этому видавшему виды судну (построенному в 1979 году) требовался ежегодный ремонт.
На ремонт сразу после открытия линии паром и ушёл. А тут ещё зима как назло особенно суровая выдалась. Короче, «Георга Отса» калининградцы опять увидели у себя не скоро…
Кроме того, линия неизменно была убыточной, даже в разгар летнего сезона не пользуясь особой популярностью. В 2004 году мне довелось совершить это путешествие из Питера в Балтийск. И вот мои личные впечатления.
С погодой повезло – был штиль. Тем не менее паром часто сбавлял и без того невысокую скорость. В лучшем случае он делал 15 узлов (около 28 км/ч). Потому что на судне всё время что-то выходило из строя – хотя оно было только что после ремонта.
В результате даже при идеальных погодных условиях в Балтийск мы шли 42 часа, опоздав на три часа. А если бы шторм? Тогда могли опоздать и на сутки.
При 374 местах для пассажиров таковых набралось всего 140. Причём лишь два десятка из них, как и я, были гражданскими. Остальные – военнослужащие. Литва в том году как раз вступила в НАТО и ЕС. И Балтийский флот, очень выручая паром, начал активно им пользоваться для доставки партий служивых: это был наиболее простой (и дешёвый) способ их доставки в «самый западный гарнизон» – и обратно. Правда, переправлять военных требовалось не в каждом рейсе. Потому случалось, что «Георг Отс» перевозил всего троих пассажиров.
Также паром мог принять 105 легковых автомобилей или 21 фуру. В мой рейс на борту было всего шесть машин. (Но вообще самым ходовым грузом этого судна стали иностранные легковушки б/у, перегоняемые в «большую Россию»).
Из развлечений были только видик да несколько потрёпанных книжек из серии «прочитал – и забыл». Ещё имелись ресторан и бар. Однако девятибалльные цены в них большинство отпугивали…
Еле ползающий три месяца в году паром стали называть символом связи янтарного края с остальной страной. В смысле, какой символ – такая и связь. Эх, не знали мы тогда, как всё «улучшится» спустя годы. Когда в поездах, идущих через Литву и напоминающих ленинский пломбированный вагон, можно будет возить не больше 300 пассажиров, а самолётам придётся делать крюк над морем «в объезд» трёх прибалтийских республик…
Но вернёмся к «Георгу Отсу». Расставание с ним, вопреки его неторопливости, произошло неожиданно и резко. Летом 2010 года он курсировал себе потихоньку туда-обратно. Как вдруг, даже не дав ему отходить все запланированные рейсы, Росморпорт решил перебазировать паром на Дальний Восток. И 28 августа 2010-го «Георг Отс» вместо Балтийска взял курс на Владивосток.
Для него это был просто героический переход – ведь большая часть маршрута пролегала по Северному морскому пути. Сквозь льды не приспособленное для подобного плавания судно по очереди вели за собой аж три ледокола. Любители чёрного юмора злословили: как бы «Георг Отс» не развалился по дороге. Однако он молодцом преодолел далёкий и опасный путь. И на новом месте поначалу был в почёте. В 2012 году в качестве плавучей гостиницы даже обслуживал проходивший во Владивостоке саммит стран Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества.
Казалось, впереди у него долгая жизнь. Но в июне 2014-го стало известно: в результате аферы судно продано в Китай. Сперва была легальная сделка – паром отдали в аренду российской компании. А затем та, уже незаконно, загнала его китайцам «на иголки». Главный фигурант, экс-глава приморского государственного унитарного предприятия, успел уйти в бега. Его пособник, бывший руководитель той самой фирмы, получил четыре года колонии общего режима и должен был возместить причинённый бюджету ущерб в размере 119 миллионов рублей.
Впрочем, «Георга Отса» всем этим уже не вернёшь.
А калининградскую «дорогу жизни» и потом всё никак не могли наладить. По-настоящему процесс пошёл лишь с началом СВО. Связь региона с остальной Россией, повторимся, стала ещё хуже. Как следствие, львиную долю грузов приходится доставлять по воде. Так что теперь здесь задействован уже целый флот.
Владислав Ржевский,
автор канала «Калининградская Пруссия»
Смотрите также: