Найти в Дзене
Бранч искусствоведа

Памятник Крылову: зверинец от лучших мастеров

Оглавление

Баснописец Иван Андреевич Крылов через образы животных мастерски подсвечивал проблемы общества. Дети любили «дедушку Крылова» как сказочника, взрослые признавали его талант поэта и даже философа.

Когда Академия художеств объявила конкурс на создания памятника Крылову, его выиграл прославленный скульптор-анималист Петр Карлович Клодт. Автор коней с Аничкова моста, коней квадриги Большого театра и множества других лошадок и всадников, о которых мы ранее упоминали в тг-канале.

Каждое животное – индивидуальность

Не удивительно, что конкурс выиграл именно барон Клодт – современникам было очевидно, что на памятнике баснописцу нужно изобразить знаменитые басни Крылова, а следовательно, не обойтись без животных. Лучше Клодта кандидата на роль автора памятника в тот период просто не было.

«Полагалось, что в памятнике Крылову главное – изображение всяческих животных: слонов, медведей, львов, баранов и ослов, лягушек, обезьян и аистов, а барон Клодт умеет, мол, кроме лошадей, лепить также и их всех. Значит, ему и делать памятник Крылову. Сам Крылов – на придачу», – так комментирует выбор скульптора критик В.В. Стасов.

Барон Клодт подошел к задаче со всей любовью и ответственностью.

Барельеф с животными с памятника Крылову в Летнем саду
Барельеф с животными с памятника Крылову в Летнем саду

Секрет успеха Клодта как анималиста в том, что в каждом животном, которое он изображал, мастер видел индивидуальность. Поэтому каждый «Конь Клодта» неповторим, а каждое животное с постамента Крылова обладает собственным характером, который скульптор прекрасно передал через позу и выражение мордочек.

Клодту в своих рельефах зверей с памятника Крылову удалось соблюсти тот тончайший баланс оригинальных крыловских образов: глядя на этих животных мы одновременно видим правдоподобное, анатомически верное изображение зверей, но подсознательно чувствуем – здесь показаны люди и человеческие пороки.

Памятник Крылову из журнала "Нива"
Памятник Крылову из журнала "Нива"

Так об этом и о необычном впечатлении от рельефов отзывался все тот же Стасов:

…звери были вылеплены с большой правдой, в самом деле с натуры, с очень ловкой передачей их поз, привычек и движений, и все вместе составляли какой-то оригинальный мохнатый копошащийся сундук

Звери и люди художника Агина

Изобразить «человеческое» в зверях и продумать гармоничное расположение фигур Клодту помог художник Александр Алексеевич Агин.

Агин нам хорошо известен по эталонным иллюстрациям к «Мертвым душам» Гоголя, прекрасно передающим внутренний мир неоднозначных персонажей писателя.

В Агинском Собакевиче также прекрасно проступают звериные черты, как появляются черты человеческие в зверинце на постаменте Крылова.

Собакевич работы А.А. Агина
Собакевич работы А.А. Агина

Зверинец в мастерской Клодта

Передать живую пластику зверей Клодту удалось благодаря долгим наблюдениям за настоящими животными.

Традиционный подход Клодта – в момент создания памятников жить бок о бок с животными, которых предстоит изобразить. Известно, что в период разработки монумента Николаю I мастерская Клодта больше напоминала конюшню.

Не удивительно, что в момент работы над памятником Крылову, Петр Карлович поселил у себя в мастерской целый зверинец.

Так про «диких» натурщиков семьи Клодтов писал педагог В.П. Острогорский в своей книге «Дедушка Крылов и его памятник» в 1894 году:

Животные стали их настоящими друзьями, и прелюбопытными. Маленький волчонок [ему дали имя Воля] жил на полной свободе и дежурил в мастерских; с ним же на свободе жили и два медвежонка, а макака с Мадейры, прозванная матросами Макаром Алексеевичем, в клетке, но часто гуляла, и выучилась даже мыть полы. Волка не брались, играя с ним, как с собакой; но когда его сажали на цепь за блудни, он становился свиреп

Полуручной черный медведь даже сбежал из мастерской Клодта, вышел на лед Невы и испугал маляра, который сначала принял животное за огромную собаку, а потом в ужасе бегал от этой «собаки» по льду.

Памятник Крылову до сих пор один из самых любимых горожанами монументов Петербурга. И, вероятно, его секрет в неподдельной естественности всех персонажей и в особенности самого Крылова.

Как говорили современники, именно Клодт первый у нас в стране представил своего героя во всей «естественности действительной будничной жизни».

Его Крылов сидит перед нами, на камушке, в ежедневном своем сюртуке и панталонах, отяжелевшим, добродушным разгильдяем, каким он в самом деле под конец жизни был, без всяких прикрас и без малейшей идеализации

О том, почему для Памятника Крылову выбрали именно Летний сад, предлагаем прочитать в одном из наших постов.