Найти в Дзене
Бранч искусствоведа

Пауки Луизы Буржуа

Луиза Буржуа одна из самых известных женщин в современном искусстве. На ее счету большое количество работ, вдохновленных жизненным опытом художницы: детство, материнство, сексуальность, смерть близких. Буржуа выражала свои переживания через довольно непривычные, можно даже сказать эпатажные формы. Одна из таких форм – паук, который встречается в творчестве Буржуа несколько раз. Для Буржуа паук был связан с образом матери, в первую очередь потому, что ее мать проводила дни за шитьем и штопкой, восстанавливая старинные гобелены в семейной мастерской. Художница объясняла: Я родом из семьи, где все занимались починкой. Паук – тот, кто чинит. Если задеть его паутину, он не сердится. Он просто снова ткет ее и чинит В 1994 году Буржуа представляет несколько работ в виде паука. Отметим некоторые из них. Первая работа, о которой мы расскажем, – это масштабная паучиха из бронзы, которая несет в своем мешке гранитное яйцо, отражая интерес Буржуа к этому существу как образу сильной матери: защитн
Оглавление

Луиза Буржуа одна из самых известных женщин в современном искусстве. На ее счету большое количество работ, вдохновленных жизненным опытом художницы: детство, материнство, сексуальность, смерть близких.

Буржуа выражала свои переживания через довольно непривычные, можно даже сказать эпатажные формы. Одна из таких форм – паук, который встречается в творчестве Буржуа несколько раз.

Луиза Буржуа
Луиза Буржуа

Для Буржуа паук был связан с образом матери, в первую очередь потому, что ее мать проводила дни за шитьем и штопкой, восстанавливая старинные гобелены в семейной мастерской. Художница объясняла:

Я родом из семьи, где все занимались починкой. Паук – тот, кто чинит. Если задеть его паутину, он не сердится. Он просто снова ткет ее и чинит

В 1994 году Буржуа представляет несколько работ в виде паука. Отметим некоторые из них.

Паучихи 1994 года

Паук, 1994 год
Паук, 1994 год

Первая работа, о которой мы расскажем, – это масштабная паучиха из бронзы, которая несет в своем мешке гранитное яйцо, отражая интерес Буржуа к этому существу как образу сильной матери: защитницы, созидательницы и исцелительницы.

Паук, 1994 год
Паук, 1994 год

Другая работа, которая также называется «Паук», значительно меньше, но несет тот же глубокий смысл матери-защитницы: стальная паучиха несет в своем брюшке мраморные яйца. Ржавый металл отражает неумолимость времени и уязвимость даже самой сильной опоры.

«Гнездо»

Гнездо, 1994 год
Гнездо, 1994 год

Скульптура под названием «Гнездо» представляет собой гигантскую паучиху, под которой, в порядке убывания размеров, расположены ее потомки. Эта композиция олицетворяет образ матери, окруженной детьми, и раскрывает ключевой мотив творчества Буржуа – тему защиты, заботы и хрупкого равновесия между уязвимостью и силой.

В 1995 году Буржуа написала стихотворение о своей матери. Она сравнивает ее с пауком:

Потому что моя лучшая подруга была моей матерью, и она была предусмотрительной, умной, терпеливой, успокаивающей, разумной, изящной, тонкой, незаменимой, аккуратной и полезной, словно паук. Она также могла защитить себя… и меня…

«Мама», 1999 год

«Мама», 1999 год
«Мама», 1999 год

Самая известная «паучиха» художницы была создана в 1999 году и получила название «Мама». Это все та же паучиха-мать, но в монументальной форме: десять метров в высоту и почти столько же в ширину. Ее живот и грудная клетка с множеством отверстий сделана из бронзы, а под ее телом находится мешок с 26 мраморными яйцами. Длинные и тонкие лапы паучихи – единственные точки соприкосновения гигантской скульптуры с землей.

Это не просто круглая скульптура, которую зритель может обойти вокруг, – это скульптура в которую можно «войти» и посмотреть на гигантское тело паучихи снизу-вверх.

Скульптура имела феноменальный успех. Оригинал находится в галерее Тейт, в Лондоне. Существует еще пять копий произведений, которые были выставлены в музеях и галереях по всему миру.

«Паук», 2003 год

После успеха «Мамы» Буржуа не оставила «паучью» тему, хотя работы были уже не так известны и популярны. К примеру, работа 2003 года отличается от своих предшественниц формой, но не названием.

«Паук», 2003 год
«Паук», 2003 год

Перед зрителями предстает паучиха-человек: тело, сделанное из ткани, предстает в человеческом облике, однако из него прорываются стальные паучьи лапы. Этот образ вновь отсылает к пауку – кто шьет и чинит, – и вместе с тем остается символом матери.

Во многих скульптурах Буржуа лапы пауков, напоминают стальные иглы. И это тоже не случайно. Помимо отсылки к шитью, это также носит особый смысл, который придумала сама художница: не что-то колючее и опасное, а инструмент для того, чтобы восстановить потери – зашить, починить.

Помимо скульптур-пауков в творчестве Буржуа встречаются и живописные, графические работы на тему, не оставлявшую художницу до конца ее дней.

Читайте также: