Великого скульптора-анималиста Петра Карловича Клодта мы знаем по его самому знаменитому творению – коням Аничкова моста. Также довольно известно, что некоторые «Кони Клодта» были подарены за границу. В Москве Клодт создал квадригу Большого театра, но сейчас мы поговорим о других лошадях, созданных скульптором.
Самая первая лошадка
Когда Клодт был юнкером в Михайловском артиллерийском училище, то вырезал из дерева с натуры обычную деревенскую лошадку с санями и извозчиком. Эту игрушку он подарил детям семьи литератора Николая Греча.
Легенда гласит, что во время одного из литературных вечеров у Греча присутствовал Александр Сергеевич Пушкин, который заметил игрушку и оценил талант резчика. Тогда литераторы собрали деньги и поддержали юного мастера – купили ему профессиональные инструменты. Позже он уже вырезал двух лошадок, которые были подарены великому князю Михаилу Николаевичу и получили высокую оценку императорской семьи.
Кабинетная скульптура
Петр Карлович занимался созданием и «кабинетной скульптуры», которая имела огромный успех. Его выразительные лошади были желанным украшением интерьера.
Четыре всадника Клодта украшали покои императрицы Александры Федоровны, немало миниатюрных скульптур оказалось и за границей – хорошей коллекцией ныне обладает Музей Виктории и Альберта.
Не удивительно, что расторопные люди начали делать копии его работ и продавать. В итоге 14 ноября 1835 года даже появилось “высочайшее соизволение” запретить частным мастерам отливать или повторять художественные произведения барона Клодта.
Кони Нарвских ворот
Первый серьезный заказ на лошадей поступил Клодту во время перестройки в кирпиче и меди Нарвских триумфальных ворот. Клод создал изящную квадригу. И да, изначально именно квадрига – четыре лошади – возвышалась над воротами. Еще две были добавлены позже для большей устойчивости композиции из тонких листов металла и усиления величественного эффекта.
Конь «Ездового лейб-гвардии конной артиллерии»
Эта гипсовая статуэтка создавалась для кабинетов Николая I и наследника престола. Голова наездника выполнена из воска. Артиллерист и лошадь изображены с натуры, а в мастерскую Клодта императором была прислана и оригинальная форма.
В этой работе любопытен способ, которым Клодт раскрасил коня. Изображенная здесь порода – донская лошадь – отличалась золотисто-рыжим окрасом. Чтобы передать золотистый подтон, Клод сначала покрыл статуэтку золотом и верхним слоем нанес рыже-коричневую краску.
Жеребята Клодта
Трогательный портрет будто только вставшего на ноги жеребенка и кормящей кобылы.
Петр Карлович искренне любил лошадей и мог подметить индивидуальные особенности каждой. Его работы и в самом деле можно назвать настоящими портретами, полными лиризма и теплого отношения к портретируемым.
Конь Николая I
Уникальный конный памятник, который имеет всего две опоры, также творение Клодта. Работу скульптора высоко оценил известный художественный и музыкальный критик В.В. Стасов:
Фигуру Николая I барон Клодт представил на монферрановском монументе с такой же правдой и реальностью, как прежде Крылова. Он изобразил императора на красивом и резвом коне, в блестящей конногвардейской форме, эффектно скачущим, словно на одном из тех торжественных майских парадов на Царицыном лугу, до которых он такой был охотник. Идеальной монументальности и творческого таланта тут было мало, но зато – много искренней действительности, и эта статуя, независимо от плохого пьедестала, гораздо более характерна и гораздо более значит в исторически портретном отношении, чем скульптуры всех Виталиев, графов Толстых и Пименовых в целом Исаакиевском соборе
Русский воин в шишаке и кольчуге с Благовещенского моста
В 1840-х Клодт работал над скульптурными группами для Благовещенского моста, который тогда называли Невским мостом.
В скульптуре тщательно воспроизведено вооружение XIV-XVII, а нарядный конь полон энергии и грации. Однако в итоге от скульптурных композиций в качестве украшения моста отказались, и идея Клодта сохранилась лишь в виде эскизов и моделей.
Последняя лошадь Клодта
Добродушный и приятный в общении, Клодт до самого конца жизни был душой компании и прекрасно общался не только со взрослыми, но и легко находил общий язык с детьми. Барон даже пускал детей поиграть в своей мастерской.
Символично, что как первая, так и последняя лошадь Клодта были созданы для детей. По преданию, скульптор умер за работой, вырезая для внучки фигурку лошади.
В этой статье мы разобрали далеко не всех лошадей, изображенных талантливым скульптором. Если хотите увидеть продолжение – непременно дайте нам знать!