Найти в Дзене
Автовод со стажем

Что такое "интеркулер", и для чего его ставят на современные автомобили? Рассказываю

Оглавление

За последние 15-20 лет автомобильные двигатели для легковых автомобилей из простеньких атмосферных устройств с небольшой литровой мощностью превратились в агрегаты авиационного уровня сложности. Большинство двигателей получили турбонаддув, а вместе с ним и все сопутствующие проблемы.

Одна из головных болей любого турбонаддува - это значительное повышение температуры воздуха после сжатия воздушного потока турбокомпрессором. Казалось бы, что в этом плохого? Ездят же автомобили летом, в сильную жару. На самом деле нагрев воздуха турбонаддувом серьезно снижает КПД мотора.

Но самое главное - для нормальной и стабильной работы двигателя придется использовать бензины с октановым числом под 100 единиц. Иначе мотор будет сильно греться и не будет развивать и половины требуемой мощности. Так вот, для промежуточного охлаждения воздуха перед тем, как он отправится в камеру сгорания, и используют устройства, называемые интеркулером или внешним охладителем.

Конструкция и особенности интеркулера

Само по себе устройство очень похоже на обычный автомобильный радиатор охлаждения. Внешне отличие лишь в увеличенном размере фланцев и патрубков (отводящих и подводящих). Да и сами патрубки обычно изготовлены из металла, большего размера и явно рассчитаны на большую скорость движения потока внутри интеркулера.

Пример интеркулера
Пример интеркулера

Кстати, весь агрегат заранее проектируется в расчете на повышенное давление. Если обычный радиатор охлаждения выдерживает до двух бар, то у интеркулера запас прочности до пяти бар или даже до восьми бар. В целом агрегат получился достаточно массивным и прочным.

Существует два основных типа интеркулеров - воздушно-водяной и воздушно-воздушный. В первом случае сжатый воздух охлаждается циркулирующим внутри потоком тосола. Достаточно компактный по размерам, при этом обладает высокой эффективностью.

Типы охладителей наддувочного воздуха

Современный водяной интеркулер - это целая система датчиков, электронасос с управляемой производительностью. Швы и стыки нагружены повышенным давлением, неаккуратное обращение может стать причиной постоянной утечки воды или тосола. Агрегат довольно капризный и сложный, поэтому механики и самодельщики стараются его лишний раз не трогать.

Просто периодически промывать, опрессовывать и при необходимости ремонтировать, не снимая с мотора. Во втором случае отбор тепла обеспечивается набегающим воздухом. Поэтому интеркулеры первого типа обычно прячут в самых неудобных местах моторного отсека, агрегаты второго типа ставят над бампером прямо перед радиатором охлаждения.

Это лучшее место, куда можно установить такое устройство. Но это в теории - на практике разработчики двигателя умудряются сдвигать его в сторону куда-нибудь под аккумулятор или под электронный блок управления.

Воздушный интеркулер гораздо проще водяного, но уровень его эффективности быстро падает из-за загрязнения сот пылью, грязью, а иногда и маслом, попадающим внутрь агрегата из протекающих подшипников компрессора. Иногда вид забитого смазкой интеркулера настолько неприятный, что его путают с охладителем моторного масла.

Тюнинг и обслуживание интеркулеров

Так как мощность турбированного мотора напрямую зависит от эффективности интеркулера, то штатные воздушные агрегаты после нескольких лет службы часто меняют на тюнингованные версии. Благодаря несложной конструкции воздушного охладителя его можно сделать (сварить) самостоятельно или заказать в тюнинговом ателье.

Это, конечно, будет считаться внесением изменения в конструкцию мотора, но обнаружить такое устройство на моторе даже опытному инспектору не всегда удается. Так что большинство мощных внедорожников и спортивных автомобилей с турбированными моторами ездят с тюнингованными охладителями воздуха.

Интеркулеры, купленные где-нибудь на онлайн-площадках, живут недолго. Максимум год-два. Охладители обычно ставят довольно низко, чтобы использовать мощный поток воздуха, затекающий под днище автомобиля. Материал стенок - самый дешевый кремнистый алюминий - очень быстро разрушается под действием соленой снежной каши.

-2

В редких случаях интеркулеры или только соты могут быть изготовлены из гальванической меди с покрытием из никеля. Служат такие устройства довольно долго, но стоят дорого и делают их обычно под заказ, выбирая конфигурацию и размер под конкретные характеристики двигателя.

Самодельные интеркулеры, сваренные в гараже из меди, алюминия или нержавейки, почти всегда теряют герметичность. В результате давление наддува падает, а внутрь еще и попадает мельчайшая абразивная пыль. Это самый неудачный вариант интеркулера, и от таких самоделок лучше держаться подальше.

Кстати, для турбированных моторов с воздушным интеркулером и литровой мощностью более 100 лошадиных сил ранее была предусмотрена процедура глубокой отмывки воздушных трактов. Наружную поверхность мыли в ультразвуковой или напорной ванне. Внутреннюю часть иногда промывали спиртом или смесью спирта и растворителя, чтобы убрать отложившиеся внутри масляно-лаковые пленки.

Одна такая промывка позволяла увеличить эффективность старенького интеркулера на 20-25%. Все дело в том, что утечка масла из компрессора все равно существует даже на новом моторе. Поэтому чем чаще промывают агрегат, тем лучше он работает.

Также рекомендую к прочтению:

Рекомендую также подписаться на Мой Телеграм-канал, где я рассказываю о том, как сэкономить на обслуживании авто, и какие новости происходят в автомире! Уверен, что найдете для себя что-то полезное!

С уважением, Владимир Воробьёв

Спасибо, что дочитали до конца! Буду рад, если поставите лайк и подпишитесь на канал - удачи на дорогах!

Авто
5,66 млн интересуются