До 1 сентября все пчелосемьи должны быть промаркированы и внесены в государственную информационную систему — пчеловоды считают нововведения абсурдными и не уверены, что это поможет обелить рынок
Медоносные пчелы рискуют оказаться "нелегалами": 1 сентября пасечники по всей России должны завершить обязательную маркировку своих подопечных. Специальный идентификационный код предписано нанести на каждый улей, и, кроме того, производителям меда нужно сообщать в органы ветеринарии обо всех изменениях в составе пчелосемей. Эти требования пчеловоды России и Алтая в частности считают невыполнимыми в силу "биологии" насекомых. Между тем за нарушения в законе предусмотрены санкции вплоть до приостановки деятельности пасеки.
"Пчела – это не корова"
Обязательная маркировка сельскохозяйственных животных поэтапно вводится в России с 2023 года. Данные о них вносятся в электронную базу "Хорриот" (компонент ФГИС ВетИС) органами ветеринарии. В прошлом году требования стали распространяться и на пчел: промаркировать своих подопечных пасечники должны до 1 сентября 2025 года. Однако нововведения до сих пор вызывают недоумение в профессиональном сообществе.
В отличие от другой живности, пчелы маркируются не индивидуальным, а групповым методом. Но понятие группы, считают специалисты, в законе определено не вполне корректно.
"Официальная позиция Союза пчеловодов не противоречит федеральному закону о маркировке – сам закон вполне своевременен, он может быть полезным как государству, так и участникам рынка. Но дело в том, что каким-то образом закон о пчеловодстве говорит, что пасека – это не пчелы, не пчелосемьи, а комплекс строений и инвентарь. Вот в этом и заключается проблема. Соответственно, наши руководящие структуры решили, что нужно маркировать не пасеки, а ящики", – пояснил "Толку" председатель краевого отделения Союза пчеловодов России Олег Голобоков.
И дело не только в том, что этих ящиков на пасеке могут быть десятки и сотни – сами пчелы не содержатся как "крепостные" и могут мигрировать из улья в улей, да и пчеловоды в производственных целях часто переставляют кассеты с насекомыми. То есть по ходу сезона реальные ульи будут отличаться от тех, что были указаны при регистрации.
"Когда семья выходит из зимовки, она в одном состоянии. Потом пчеловод начинает делать из нее отводки – где на продажу, где расширить пасеку, где на двухматочное содержание уйти. А две матки – это значит две семьи. Меняется структура семьи, численность. Есть роение – тоже естественный процесс в пчелосемье. Тут опять же – то ли поймал рой, то ли нет, а изменения внести обязан. По сути, эти нововведения не привязаны к биологии пчелы", – объясняет пчеловод из Тальменского района Вячеслав Толстоухов.
При этом код на улей предписывается нанести в течение 14 дней после его заселения, и такой же срок дается на то, чтобы подать в систему изменения, говорят собеседники "Толка". Участники рынка называют требования невыполнимыми.
"Это надо будет ехать в ветеринарную службу, которая есть в лучшем случае в райцентре. Пока я внес одни изменения – у меня уже произошли другие. Пока пчеловод едет обратно, у него, может, уже медведь свалил улей. Получается, я все лето должен кататься в райцентр. Автобусы не везде ходят, транспорт не у всех есть – и пошло-поехало со всеми вытекающими", – рассуждает пчеловод и ученый Алтайского аграрного университета Алексей Попеляев.
"Пчела – это ведь не корова. А получается, если пчелосемья, например, отравилась – надо бежать код менять. Пчеловоды били тревогу, но к ним никто не прислушался. Сделали бы QR-код целиком на всю пасеку, тогда бы не было никаких проблем", – добавляет председатель барнаульского отделения отраслевого союза Виктор Проскурнов.
Распечатать или отлить в металле
Помимо "логистических", появляются и затраты на изготовление самих марок: бирки можно приобрести как в ветеринарных органах, так и заказать самостоятельно. Главное, чтобы код читался с расстояния трех метров.
Впрочем, не все производители считают эти расходы неподъемными.
"Я заказал бирки на металле с хорошей краской, которые будут служить не один год. Здесь экономия нецелесообразна. Хотя можно на бумаге распечатать и скотчем приклеить. Ветуправление предлагает свои варианты. Что касается стоимости – самый дешевый вариант был 14 рублей. Мне обошлась бирочка в 100 рублей. У меня 50 пчелосемей, и 5 тыс. рублей – это полторы банки меда", – делится Вячеслав Толстоухов.
После регистрации инспекторы ветуправлений должны выехать на пасеку и сличить данные – совпадает ли реальное количество пчелосемей с заявленным.
Бой болезням и фальсификату?
Здесь "Хорриот" должен работать в одной "упряжке" с другим ФГИСом – "Меркурием", в котором отражаются сведения об уже произведенном пчелами продукте. То есть, если обнаружатся какие-то разночтения в данных, это может стать поводом заподозрить присутствие на рынке фальсификата, говорят специалисты.
Но и в этой части у пчеловодов есть сомнения в эффективности маркировки.
"Первое, для чего нужна маркировка, – это поддержание эпизоотической обстановки. Но это опять нелогично. Если вдруг обнаруживается какое-то заболевание, карантин накладывается не на пчелосемью, а на всю пасеку. Второе, конечно, — это прослеживаемость меда от пасеки до стола. У нас наиболее жестко контролируются спирты. Но фальсифицированная продукция есть даже там. А что уж говорить про "сельхозку" – тут будет столько лазеек, и лучше от этого не станет", – считает Алексей Попеляев.
К тому же требования о маркировке в первую очередь станут выполнять и без того законопослушные пчеловоды – те, у кого пасека оформлена по всем правилам и есть ветеринарный паспорт, говорят собеседники. Без документов и проверок мед просто не "заведут" в "Меркурий", и производитель не сможет продавать его официально. Те же, кто держит пару ульев "для себя" и реализует продукцию с рук, могут попросту проигнорировать маркировку. По данным "Толка", не все частники даже знают о существовании нововведений. А у контролирующих органов просто нет столько "глаз", чтобы охватить проверками пчеловодов, которых государство и так "не видит" в своих системах. По данным краевого управления ветеринарии, сейчас промаркировано порядка 70% пчелосемей.
Что же касается тех, до кого может дойти ревизия, то им в случае нарушений грозят штрафы: физлицам – до 5 тыс. рублей, юрлицам – до 20 тыс. с возможностью приостановить работу посеки на срок до 60 дней.
"Отрасль загнана в угол настолько, что добрая половина пчеловодов сейчас висят между небом и землей: стоит ли им вкладывать деньги в развитие, регистрироваться в качестве ЛПХ, самозанятого или предпринимателя? Я так думаю, что "посыпется" очень много пасек. Помимо этой маркировки есть еще проблемы потрав, фальсификата – очень сложно", – заключил Олег Голобоков.
Читайте больше материалов на tolknews.ru
--------------------------------------------------
Хотите быть в курсе самых актуальных событий? Добро пожаловать! ТОЛК – ваш надежный проводник в мире новостей! 📰✨
🚀 Наш сайт - настоящая кладезь интересной и полезной информации: tolknews.ru 🚀
📽️ В поиске качественного видеоконтента? Не упустите шанс заглянуть на наш канал на Dzen, где вас ждут увлекательные видеосюжеты: Dzen.ru/tolknews 📽️
📚 А если вы больше любите читать, тогда наши статьи на Dzen.ru точно вас заинтересуют: Dzen.ru/tolknews 📚
🌐 Подписывайтесь на наши социальные сети, чтобы быть в курсе всех событий:
- Телеграм: t.me/tolknews
- ВКонтакте: vk.com/tolknewsru
- Одноклассники: ok.ru/tolknewsru
Не упустите возможность быть в курсе самых важных и интересных новостей! Присоединяйтесь к ТОЛК уже сегодня! 💫✨