Константин Михайлов — один из тех, кто прошёл путь от голосов за кадром до легенды радиоведущих. В этом интервью он рассказывает, как попал в профессию, что его вдохновляет до сих пор, и вспоминает первый, абсолютно сумасшедший, эфир.
Константин, вы работаете в сфере радио и телевидения уже больше 30 лет. Как вы пришли к этой профессии? Что вас вдохновило выбрать именно этот путь?
Всё началось в школе-студии МХАТ, где я учился на актёрском факультете у Олега Павловича Табакова. В МХАТовскойстоловке вдруг заиграла «Европа Плюс». Это было что-то невероятное: ураган звуков, склеек, никакой паузы — трек, комментарий диджея, реклама, снова трек. Всё перетекает одно в другое, мощный драйв. Я услышал Ксению Стриж, и просто — «вау». Я подумал: это невероятно, я хочу быть частью этого. Но тут же — «нет, я угрюмый, плохо говорю, не умею шутить, не интересен сам себе». Казалось, радио — это недостижимо.
Но, как говорится, бойтесь своих желаний — они сбываются. Ты отправляешь импульс во Вселенную, она его принимает и начинает реализовывать. В итоге, всё, что сейчас со мной, я когда-то себе хотел — пусть не всегда точно сформулировал.
В начале 90-х, когда ещё не было ни интернета, ни баз голосов, ко мне подошёл на показе некий человек в очках, представился саунд-продюсером радио «MAXIMUM» и предложил записать рекламу. Голос им понравился. Я в то время немного писал — для газет, переводил тексты. Так что журналистика была в поле зрения. Стал корреспондентом, потом — новостным ведущим, потом начал работать за пультом. Хотел быть диджеем — и стал им. Говорил всем, что был охранником на радио и понравился тем, как здороваюсь — но, конечно, это байка. Реально я прошёл путь от рекламного голоса через журналистику к эфиру. Радио само меня впустило.
Что было первым — радио или телевидение? Каким был ваш первый эфир? Что вы испытывали?
Радио и телевидение у меня всегда шли параллельно. Хотя по статусу телевидение воспринималось выше. Когда на радио я был корреспондентом и таскал за плечом тяжёлый диктофон «Маранц», на ТВ я уже вёл прямые эфиры на МТК (ныне ТВЦ). Вёл программу «Добрый вечер, Москва» с Ангелиной Павловой и игру «Угадай, кто пришёл». Это был прямой эфир без задержек — ты в кадре, и тебя одновременно видят тысячи людей.
А вот первый эфир на радио — по телефону, из Анапы, с фестиваля «Киношок». Я туда попал благодаря родителям — их пригласили, а меня взяли с собой. Из пресс-центра я звонил на «MAXIMUM» и рассказывал о фестивале. Мне разрешили выходить в эфир вместо любого новостного выпуска — главное, чтобы новости были готовы. Звонил — и меня сразу выводили в эфир. Это была невероятная удача. Делал киноновости, брал интервью у Кончаловского, Михалкова, Паркера, Редфорда.
Позже вернулся на «MAXIMUM» как ведущий утреннего шоу вместе с Олей Максимовой. Мы сделали первое в стране утреннее шоу с телефонными розыгрышами — «Жаворонки на проводе». Это стало хитом: GSP Records выпустила кассету с нашими розыгрышами, которая на Горбушке обошла по продажам Rolling Stones и «Битлз». Даже вторая часть вышла — «Best of». На презентации играли «Руки вверх» — кстати, мы с Олей придумали это название в прямом эфире. Нам дали компакт-диск без названия и попросили поддержать ребят. Мы сказали слушателям: «Давайте поднимем руки вверх». Жуков услышал — и название прижилось.
А если говорить про самый первый эфир как диджей — я его помню до сих пор. Был вечер, часов десять. Вставил диск — по плейлисту должен быть Sting, трек «I’m Mad About You». Объявляю в эфире, а играет — «Агата Кристи», «Сказочная тайга». Оказалось, кто-то перепутал коробки. Пока я болтаю в эфире, в панике ищу настоящий диск Sting, заряжаю его в другой плеер и вывожу плавно в эфир. Спас ситуацию.
Но всё, что я говорил в этот момент в эфире — был сущий бред, ужасный «гландовый» голос, какой тогда считался «солидным». Типичный «диджеич». Что-то вроде: «С вами самый крутой диджей Константин Михайлов. Пока вы с нами — всё будет хорошо!».
Ваша преданность профессии вызывает уважение. Сегодня не каждый готов так отдаваться делу. Что помогает вам двигаться вперёд и оставаться верным профессии?
Даже не знаю, насколько я предан — я просто люблю это дело. Безусловно, люблю. Это источник адреналина, это кайф. Особенно кайф в том, что тебя не видно. Ты можешь сказать всё, что угодно. Например: «Я протестую против санкций и в знак протеста снимаю штаны». Слушатель не может это развидеть, образ уже создан. Это маленькое НЛП, но без зла, просто игра. Мы, радиовщики, развлекаем. Не всегда бодро — иногда и мрачно. Просто чтобы человек понял: у него не всё так плохо, как у меня в голове. Возможности на радио безграничны. А на ттелевидении — всё: видно, слышно, никакой загадки. Вот в этом и разница. Радио — это магия. И я счастлив, что стал её частью.
Вы официально признаны вашими коллегами лучшим в своем деле. Как вам удалось к этому прийти?
Спасибо за такую высокую оценку моей профессиональной деятельности. Я лауреат премии Попова, лауреат премии «Знак качества», лауреат премии «Москва FM», а также был выбран слушателями как лучший радиоведущий. Я многократно становился лауреатом премии «Радио-Мания». В этом году меня тоже номинировали на эту премию, но победу одержал мальчик с другой радиостанции — утреннее шоу. Он со своей командой фотографировался на пресс-воле на фоне логотипа «Радио-Мания», а я проходил мимо и махнул ему рукой, мол, привет. И вот потом мы сидим за столом на банкете, рядом наши столы, и он оборачивается ко мне и говорит: «Ровно 11 лет назад я у вас закончил курс радиоведущих». Я вспомнил этого человека, Максима. Да, действительно, я его учил быть радиоведущим. А спустя 11 лет он обошел меня и получил главную радио-награду страны, Российской Радио-академии – «Радио-Мания». Я вспомнил тот момент, когда сам получал «Радио-Манию», и понял, что гораздо приятнее осознать, что мой ученик обошел меня и получил награду, чем когда я сам ее получал. Это ощущение непередаваемое и неповторимое. Кайф от того, что я выучил человека, который стал лучше меня.
Константин, вы представляете образ сильного и успешного мужчины, как вы сохраняете баланс между работой и личной жизнью?
Если честно, я не сохраняю баланс между работой и личной жизнью. Цена моего успеха – это отсутствие личной жизни. Сейчас у меня куча активностей: радио, утреннее шоу каждый будний день с 5 до 9, съемки подкастов на Первом канале, я был автором подкаста «Лаб», который в свое время стал основой для других подкастов на Первом канале. Сейчас там записывают такие люди, как Леонид Якубович, Вадим Галыгин, Наталья Гузеева, Валерий Миладович Сюткин и многие другие. Кроме того, я преподаю технику речи, учу будущих радиоведущих и телеведущих. Также у меня есть свой аудиопродакшн — КМ-продакшн, где я занимаюсь записью аудиокниг. Я горжусь многими своими проектами, например, аудиокнигой «Удивительные истории о мужчинах». Кроме того, я делаю радиостанции для компаний, такие как «Радио ЮСМ», внутреннее радио для компании Усманова. Радио ЦУМ также получило премию HR-бренд года, и я горжусь этой работой. И, да, это не основной источник дохода, но очень важный и любимый проект для меня. Радио для меня — это как душа, хоть и не бюджетообразующий источник дохода. Но да, если бы у меня было больше времени, я, наверное, мог бы выстроить более сбалансированную жизнь.
Что помогает вам сохранять баланс эмоциональный и физический?
Всё просто. Алкоголь и рок-н-ролл. Шучу! На самом деле, лучший отдых для меня – это смена деятельности. Работа на радио — это одно, телевизионные проекты — совсем другое. Запись аудиопродукции — третье, преподавание — четвертое. Ну и иногда я выпускаю пар через свои диджейские сеты. Я рок-диджей, и с 2012 года у меня есть лейбл «Rock of Ages», на котором я кручу музыку, под которую невозможно не танцевать. Это Линкин Парк, Рамштайн, Metallica, Slipknot, Chemical Brothers и другие, которые известны по радио MAXIMUM. Второй мой псевдоним – это «Тайни Лоу», под этим именем я был резидентом известных клубов Европы. И когда у меня есть возможность сменить деятельность, от радио к телевидению или к подкастам, это мне помогает отдыхать. Иногда могу посмотреть сериалы после работы или после того, как проверю домашки своих студентов. Но, конечно, очень важно для меня спать достаточно, и я всегда стараюсь соблюдать режим. А по поводу алкоголя — да, я выпиваю, но только очень хороший виски и качественное вино, такое как портвейн или Cava BrutRose от Josep Ventosa. Это стабильный, качественный напиток, который мне нравится.
Сегодня многие, в погоне за деньгами, нестабильны в своей профессии, особенно на старте пути. Расскажите, как начался ваш путь, с каких сумм и что вас вдохновляло идти вперед?
Когда я только начал работать на радио, я не мог поверить, что мне за это платят. На первых этапах бухгалтерия долго не могла найти меня, и когда они наконец-то меня нашли, они спросили: «Когда вы придете за своей зарплатой?» Я был в шоке, потому что не ожидал, что мне будут платить. Сумма была небольшая, но для меня это было нонсенсом — мне не только разрешали выходить в эфир, но и платили за это! Позже я стал одним из топовых радиоведущих, и моя зарплата значительно увеличилась. Сейчас, наверное, я получаю среднюю зарплату среди радиоведущих, потому что те, кто работает в утреннем прайм-тайме, получают больше, так как утреннее время считается более сложным и популярным. Мой друг, Дмитрий Шиманский, который был адвокатом до того, как стал радиоведущим, работает на утреннем шоу, за что получает более высокую зарплату. Но для меня радио — это прежде всего кайф, это не основной источник дохода, и я всегда рад за тех, кто с каждым годом зарабатывает больше. Радио — это для души.
Вы являетесь создателем первого в России утреннего шоу на Радио MAXIMUM. Как пришла идея его создания?
Да, я являюсь создателем первого утреннего шоу на радио «MAXIMUM», но идея пришла не ко мне, а к Михаилу Козыреву. Он долгое время работал в Нью-Йорке, много слушал радио, и был знаком с американской коммерческой радиостанцией, где всё очень быстро меняется. Если программа становится скучной, слушатели уходят, а рейтинг падает. Михаилподслушал концепцию успешных программ на американских радиостанциях и предложил перенести её сюда. Он был отличным программным директором, который нам подсказал, как делать шоу. Мы с Олей Максимовой просто выполняли его указания и делали это качественно. Мы первыми начали вести утреннее шоу, а также первыми в России стали вести круглосуточное вещание. Мы запустили пранки и телефонные розыгрыши, что тоже стало очень популярным. Михаил Козырев привез идею, а мы вместе с командой сделали это на высшем уровне.
Что вас побудило создать свою школу? Какие этапы вы прошли?
Идея создать собственную школу радио пришла мне, когда я работал преподавателем в одной из известных школ. Тогда она располагалась на территории «Останкино», и мне сразу не понравился их подход к обучению. Как руководителю курса, мне дали четкое указание — ставить не ниже четверки в дипломах, вне зависимости от реальных навыков студентов. Это требование шло вразрез с законом, ведь диплом имеет право получить только тот, кто прослушал более 300 часов обучения, а многие из этих студентов даже близко не набирали этого минимума.
Были ситуации, когда люди просто приходили на занятия по формальному принципу — например, жена отправлялась «учиться» за деньги мужа, а на самом деле направлялась совершенно в другое место. На экзамене они не могли показать никаких реальных знаний, но я был обязан ставить всем положительные оценки. Это не только противоречило моим профессиональным принципам, но и подрывало качество подготовки специалистов, выходящих на радио.
Тогда я решил создать свою школу, где мог бы сам определять критерии оценки и стандарты подготовки. Так, вместе с партнером, который в то же время задумывался о создании школы диджеинга и написания музыки, мы открыли свою школу на «Красном Октябре». Здесь я уже был свободен в выборе подходов к обучению и мог уделять внимание не просто формальному обучению, а глубокой практике.
В моей школе студенты получают не просто «дипломы», а реальные профессиональные знания, накопленные мной за 33 года работы на радио. Я учу их всему — от основ программирования эфира, что может пригодиться будущим программным или музыкальным директорам, до нюансов работы линейного диджея и секретов создания успешных радиошоу. Это включает интервью, разгон новостей, юмор, работу со слушателем по телефону и многое другое.
Мы также подробно изучаем программное обеспечение для автоматизации эфира — GIN. Мои выпускники знают эту систему на уровне advanced users, а не так, как некоторые нынешние ведущие, которые едва освоили базовые функции. После окончания моего курса студенты выходят готовыми вести эфир в одиночку, без необходимости дополнительных стажировок.
Мне особенно приятно, что мои выпускники не просто работают на радио, но и добиваются высоких профессиональных успехов. Например, два моих ученика стали лауреатами высшей радионаграды страны — «Радио-Мания», которую вручает Академия Радио Российской Федерации. Для меня как преподавателя это особая гордость — видеть, как твои ученики достигают вершин в профессии.
Кроме того, я веду онлайн-курсы по технике речи, которые я запустил еще 15 лет назад. Изначально они были офлайн, но во время пандемии я полностью перешел в онлайн, что значительно расширило географию учеников. Сейчас у меня проходят обучение люди со всего мира, включая руководителей крупных корпораций и даже политиков.
Каждый такой курс длится 8 занятий по полтора часа. Я провожу их вечером после эфиров, буквально не выходя из студии радио «MAXIMUM». Прямо там, среди микрофонов и оборудования, я превращаю студию в класс по технике речи. Эти курсы охватывают все аспекты — дыхание, артикуляцию, дикцию, борьбу с сорными словами, повышение скорости мышления, работу с голосом и многое другое. Включая даже элементы нейролингвистического программирования. Выпускники этих курсов выходят полностью готовыми к публичным выступлениям и работе на камеру.
Какие ключевые черты вашего характера помогают вам достигать высоких результатов?
Наверное, самое важное качество — это увлеченность. Я человек, который, если чем-то загорается, то может погрузиться в это на десятилетия. Так было с радио — вот уже 33 года я живу этим. Микрофон для меня — не просто рабочий инструмент, а почти живое существо. Я люблю телевидение, но радио — это все-таки особая магия.
Но при этом я, откровенно говоря, ленивый человек. Порой мне бывает трудно заставить себя проверять домашние задания студентов, особенно когда одновременно идут несколько курсов. Это может отнимать все свободное время, в том числе ночное. Но я понимаю, что именно эта совместная работа над ошибками и постоянная практика делают моих студентов профессионалами.
Еще одно важное качество — стремление постоянно учиться. Мне интересно узнавать новое, даже если это кажется чем-то лишним на первый взгляд. Я не боюсь ошибаться и делать выводы. Каждый день для меня — это возможность стать лучше, чем был вчера.
Я часто говорю своим студентам, что жизнь — это как эскалатор, движущийся вниз. Чтобы хотя бы оставаться на месте, нужно бежать вверх, а чтобы двигаться вперед — надо ускоряться. Время становится все быстрее, и нам приходится подстраиваться, сокращая форматы, ужимая тексты, быстрее реагируя на изменения.
Какой совет вы могли бы дать тем, кто только начинает свой профессиональный путь или начинает строить свой бизнес? Как быть стабильным в своем деле?
Мой главный совет — оставайтесь собой. Это звучит банально, но попробуйте не просто следовать трендам, а создавать их. Не пытайтесь копировать других, даже если они кажутся вам успешными. Ищите свою нишу, свой голос. Будьте собой, потому что именно это поможет вам выделиться в шуме медийного пространства.
Учитесь у лучших, но всегда стремитесь стать лучше их. Становитесь не просто последователями, а трендсеттерами, людьми, которые формируют новые смыслы и стили. И помните, что успех — это не конечная точка, а постоянное движение. Не останавливайтесь, идите вперед и зажигайте свой свет, где бы вы ни оказались.