Роман Анны Баснер «Парадокс Тесея» привлек мое внимание обещанием рассказать о тонкостях работы реставраторов в любимом мной Петербурге. Но оказалось, что эта книга может предложить читателю гораздо больше: яркий метафоричный язык, оригинальные, непохожие друг на друга, живые и жизненные герои, драму человеческих отношений, полную обмана и надежд.
Сюжет романа, на мой взгляд, весьма оригинален. Чудо случайных встреч и совпадений приводит Нельсона, великовозрастного свободного художника, керамиста и романтика, к решению отреставрировать бальный зал в заброшенном особняке. Герой влюбляется в истершуюся красоту голубых стен и лепнины и хочет вернуть этому месту былую красоту. И будто бы поддерживая его намерение зал (а по-другому и не скажешь) дарит ему и его девушке Лиле утерянное полотно русского авангардиста, продав которое, ребята смогут закупить необходимые материалы и инструменты. Смелая затея быстро находит себе последователей, и вот уже пятеро реставраторов-активистов решаются на смелую и несколько политически рискованную акцию, чтобы привлечь внимание к своему проекту и найти спонсоров.
"Да эти ребята даже более отбитые, чем он предполагал. Но душевные".
И здесь нужно сказать о том, что большую часть романа герои ведут себя как дети, не в лучшем смысле этого слова. Добрые, наивные или злые и обиженные. Несмотря на то, что каждый из них опытен в чем-то своем: реставрации, керамике, политических протестах, химических составах или социальных акциях - просчитать последствия своих поступков им не дано.
То, как их захватывает восстановление произведений искусства и архитектуры, - это правда здорово.
"Казалось, если в зале потребуется заделать какую-то брешь, а материала не хватит, [Нельсон] сможет буквально отломить от себя кусочек".
Но тратить кучу денег, времени, свое здоровье и даже приносить в жертву хорошее отношение к тебе людей ради восстановления зала в заброшенном особняке, который скорее всего снесут? Да и рисовать подделку картины, свято веря, что никто потом не попробует это продать. Сколько лет этим наивным чудакам? Вы удивитесь: всем больше двадцати двух, пора бы уже соображать. Но их решения не вызывают отторжения. Скорее героев становится до слез жалко, хочется спрятать их от реального жестокого мира и просить пощады.
«Парадокс Тесея» позволяет нам заглянуть в душу великого города, который Нельсон и компания всеми силами пытаются спасти. Ожившие герои "Шинели" Н.В. Гоголя и "Медному всаднику" А.С. Пушкина недвусмысленно дают понять, какие люди близки городу, а каких он отторгает. Примечательно, что Медного всадника видит только Кира – девушка-фотограф, для которой перформанс, акция, то, что можно отфотографировать, снять и устроить ажиотаж, важнее труда других людей, важнее особняка, который ценой невероятных усилий восстанавливает Нельсон. Разрушить чужой труд легко, принести в жертву своей мести красивое здание - проще простого. Кира поступает подло или глупо (учитывая, что она даже не понимает, почему на неё сердятся и не хотят с ней говорить), и Петербург, совсем как у классиков, начинает защищать своё.
При это роман написан не в духе магического реализма. Основные события вполне реалистичны и финал у романа, к моему большому сожалению, тоже весьма жизненный. Не всегда с хорошими людьми случается хорошее, не всегда благие намерения хороших людей защищают их от несчастий - наверное, автор права, но мне так не хочется в это верить. Однако все поступки героев, хорошие и плохие, были закономерны и оправданы их характером. Мне давно не встречались современные романы, в которых все ружья, развешанные по стенам, стреляли, а герои не вели бы себя так, будто их дергают за ниточки.
Если говорить о деталях работы реставраторов, то я узнала из романа много интересного. Конечно, «Парадокс Тесея» не похож на романы А. Хейли с их полным погружением читателя в определенную профессию, но у А. Баснер была другая задача, и интересные факты стали скорее бонусом к человеческой драме. Из всего, что я узнала, меня больше всего впечатлили истории о бальзамировании Ленина. И если всё рассказанное правда, то этот своеобразный памятник кажется все удивительнее и вызывает у меня все больше вопросов. Сразу захотелось полезть в Интернет проверять факты. А это, по-моему, признак хорошей книги, если она заставляет читателя искать информацию и углубляться в тему.
К слову, меня очень удивило, что в конце романа автор приводит список использованной литературы. А. Баснер отмечает, что не делать этого в художественном произведении - это "серьезное упущение". По её мнению, "пытливые читатели, которые захотят углубиться в темы, затронутые в романе, сочтут этот список небесполезным". И она абсолютно права. Я уже присмотрела себе "Истории домов Петербурга, рассказанные их жителями" Ю.С. Галкиной, М. Косьмина и "Болезнь, смерть и бальзамирование В.И. Ленина: Правда и мифы" Ю.М. Лопухина.
«Парадокс Тесея» так захватил меня, что я могу еще долго о нем рассуждать, но что-то нужно оставлять недосказанным, поэтому напоследок я просто предлагаю вам насладить прекрасным авторским стилем:
"Чтобы печатать, приходилось складывать лапки заинькой, как в детском утреннике".
"Смеркалось; в кабинете густо заваривался вечер, окутывая горы распухших папок"
"…на Лилю подняла тягучий глицериновый взгляд Мила, астеническая архивная барышня с носиком-обмылком".
Знакомы ли вы с творчеством Анны Баснер? Вызывают ли у вас уважение люди, готовые на всё ради искусства?
Приглашаю вас подписаться на мой Telegram-канал, там я делюсь новостями, первыми впечатлениями о книгах и интересными цитатами.
Читайте и другие отзывы: