Найти тему
Ульяна и книжный шкаф

Зачем читать "Героя нашего времени"? (отзыв о романе М.Ю. Лермонтова)

Рассказ о «Герое нашего времени» мне хотелось бы начать издалека. Недавно я встречалась со своей университетской подругой. Разговор коснулся книг. Мы обсудили недавно вышедшие интересные книги, и к слову я упомянула, что перечитываю роман М.Ю. Лермонтова. Подругу (филолога!) это удивило: зачем перечитывать то, что было читано и в школе, и в университете, классику, которой в общем-то нечем нас удивить. Опустим тот факт, что «Герой нашего времени» написан легким, свежим языком, не лишенным иронии, и чтение этого романа доставляет мне чисто эстетическое удовольствие:

«Вся поклажа моей тележки состояла из одного небольшого чемодана, который до половины был набит путевыми записками о Грузии. Большая часть из них, к счастью для вас, потеряна, а чемодан ..., к счастью для меня, остался цел».

В произведении Лермонтова есть все, что мы, читающие люди, так ценим в хороших книгах, но почему-то иногда забываем, что найти это легче всего в знакомой с детства классике. Так зачем же читать «Героя нашего времени»?

Фото: Козынцева У.
Фото: Козынцева У.

Лермонтов, как и его герой, честен с читателем. Он прямо заявляет о своем намерении изобразить в Печорине недостатки современной ему молодежи, которые удивительным образом перекликаются с тем, что мы видим вокруг себя. Он не играет с читателем, не прячется за героем-рассказчиком, чтобы в случае чего приписать ему неугодное читателю мнение. Автор берет на себя ответственность за мысли, свои и своих героев, не подстраивается под то, что хотелось бы услышать читателю. Как не хватает мне этого во многих современных романах!

"Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины".

Та же искренность нравится мне и в Печорине. Его дневник (3-5 главы романа) превосходный образец самоанализа и откровенности с самим собой, он не пытается оправдать себя даже в собственных глазах, изобразить себя лучше, чем он есть, и лишь тщательно фиксирует все движения своей души: «следствие наблюдений ума зрелого над самим собою». И этому стоит у него поучиться, потому что, как верно замечает герой-рассказчик, мы порой приукрашиваем себя даже в дневниках.

"Да и какое мне дело до радостей и бедствий человеческих".

Вот та правда, которую почему-то раньше застилал от меня романтичный и оригинальный образ Печорина – его холодность и эгоистичность, граничащие с жестокостью. Помню, в школе, многим нравился Печорин, его независимый, сильный характер, умение читать в душах людей. Из поля зрения ускользала его суть – полнейшее равнодушие к другим людям, что особенно четко прослеживается в главе «Княжна Мери». Как он играет с чувствами Грушницкого, Мери, Веры, даже за Вернером, с которым они, казалось бы, были приятели, после дуэли следит с холодным равнодушием. Печорин не романтичен и загадочен, он опасен, как все по-настоящему эгоистичные люди:

"Первое мое удовольствие - подчинять моей воле все, что меня окружает".

И вот парадокс: что дает нам возможность увидеть его таким? Та же удивительная способность героя к самоанализу. Он обладает навыком, которым не мешало бы обзавестись всем нам, – точно понять, что чувствует, облечь эмоцию в слова: «это чувство было зависть; я говорю смело "зависть", потому что привык себе во всем признаваться». Многие психологи советуют этому научиться.

Я раньше не обращала внимания, что в тех частях дневника, которые посвящены самоанализу, он беспощаден к себе и выглядит весьма непривлекательным человеком, в то время как известный монолог "Я готов был любить весь мир - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть", в котором Печорин предстает романтичным трагическим героем (каким мы помним его со времен уроков литературы), сказан был лишь для того, чтобы произвести впечатление на княжну Мери. Да, в нем есть доля правды, но Печорин не верит в то, что говорит ей, и холодно фиксирует эффект, произведенный на княжну его словами ("Ей было жаль меня!").

К слову о его способности наблюдать. Не знаю, есть ли в реальной жизни люди, способные понять человека так точно и выразить это так емко, но Печорин представляет собой прекрасный пример того, как нужно уметь наблюдать за собеседником. Его суждения о Мери, Грушницком ("он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою"), об общей природе человека ("В чьей голове родилось больше идей, тот больше других действует") удивительно точны.

Нам, современным читателям, есть чему поучиться у Печорина, но, что, признаться, несколько удивило меня, нам есть и в чем себя узнать. Герой Лермонтова, живший в девятнадцатом веке, холодный, эгоистичный, ко всему равнодушный, поразительно похож на нас. Разве не забываем мы о чувствах любимых, привыкая к ним? Разве не ищем новизны? И, что греха таить, "какое мне дело до радостей и бедствий человеческих", когда речь идет о нашем собственном счастье.

Разве не похожи мы на Печорина, когда тот, размышляя о своих поступках в отношении Грушницкого, пишет: «Неужели, думал я, мое единственное назначение на земле - разрушать чужие надежды? С тех пор, как я живу и действую, судьба как-то всегда приводила меня к развязке чужих драм». Какая судьба? О чем он? Неумение или нежелание взять на себя ответственность за собственные поступки не приводит ли и нас порой к размышлениям о судьбе и несчастливом случае?

Как и Печорину, нам всего мало. "Во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало... мне осталось одно средство: путешествовать". Уж не тем ли самым, в том числе, объясняется современная мода на путешествия?

Для думающего человека любая книга хороша. Хоть в современном детективе, хоть в классике можно найти пищу для размышлений, вопросы для самоанализа. Но возможность взглянуть на старых знакомых, привычных героев, о которых мы, как нам кажется, так много знаем, дает нам только классическая литература. Современная литература любит изображать злодеев сложными, глубокими личностями, делать зло притягательным, привлекательным. Все чаще исподволь в кино и в книгах проскальзывает идея: положительные герои скучны, зло – вот, что заслуживает внимания. Если хоть раз вы ловили себя на подобной мысли, почитайте «Героя нашего времени». Печорин не воплощенное зло, но привлекателен, умен и чудовищно жесток к людям, если разобраться.

А какого мнения вы о Печорине? Нравится ли он вам?

Читайте и другие отзывы из рубрики "Зачем читать":