В шестой части моего большого повествования об автопутешествии из Гоа в Гималаи мы едем из Бадринатха в сторону Кедарнатха, чтобы пройти один из самых сложных треков на нашем опыте в Индии. Однако, как я уже неоднократно говорила: Индия и планирование - вещи мало совместимые 😆 Всё пошло иначе! Но об этом позже )
Кстати, если вы ещё не читали предыдущие части, то вот первая. Другие тоже опубликованы по порядку на моём канале.
Спонтанные храмы и дорожные кадры
По дороге из Бадринатха я увидела табличку «Группа храмов Пандукешвар» с указателем, ведущим куда-то вниз, и мы решили остановиться. Бросили авто на обочине и начали спускаться пешком по каменным ступеням к реке. Так мы пришли в совершенно красивейшее место с тремя древними храмами, расположенными на высоте 1900 м над уровнем моря.
Один из храмов называется Йогдхьян Бадри, второй - храм Васудевы. И третий, маленький пустой, без божества.
Помимо этого перед входом в храм Йогдхьян Бадри есть маленькое святилище Шивы с совершенно очаровательным быком Нанди перед ним.
Йогдхьян Бадри и Васудева - это всё имена Нараяны. Так что храмы посвящены Вишну.
Группа храмов называется Пандукешвар в честь царя Панду, отца Пандавов, который медитировал в этом месте, чтобы снять проклятия мудреца.
Намного позже, уже после грандиозной битвы, описанной в Махабхарате, Пандавы пришли в Гималаи. И именно здесь они передали свою столицу Хастинапур в управление царю Парикшиту (внуку Арджуны) и приняли покаяние, прежде отправиться высоко в Гималаи.
К слову, ведическое писание Шримад Бхагаватам - это ничто иное, как беседа царя Парикшита и мудреца Шукадева (сына Вьясадевы, составителя Вед), случившаяся за семь дней до смерти царя.
Табличка у храмов гласит, что в деревне, которая так же стара, как и храм Бадринатх, хранятся медные пластины, подтверждающие историю этих храмов, а также царей династии Катьюри, правившей государством Курманчал (современный штат Уттаракханд). Храмы были основаны одним из царей Катьюри и посвящены Нараяне в медитирующей позе - Йогдхьяну Бадри - который благословил медитацию королей.
На фото ниже - божество Васудевы с четырьмя руками из второго храма.
Ну и домики сфотографировала местные, показать колорит. Деревня очень уютная, а в храмах невероятная атмосфера. Мы потратили около часа на посещение этого места, так как совсем не хотелось уходить. У дедушки в местном магазинчике купили сладости.
На обратном пути к машине случилась очередная удивительная история. Когда мы поднимались по каменной тропинке наверх, я увидела слева от неё в траве чьи-то выброшенные вещи, среди которых был кусок оранжевой ткани, разбитая утварь и… картина с изображением божеств. Мы остановились и одновременно подумали, что негоже божествам валяться у дороги, поэтому решили поднять картину и хотя бы поставить её где-то рядом. Когда я взяла её в руки и пристально разглядела, то очень сильно удивилась! Во-первых, это была не картина, а гравюра, созданная металлическом листе. Во-вторых, на ней были изображены не абы какие божества, а алтарь храма Бадринатха!
Самое интересное, что я собиралась купить точно такое же распечатанное изображение возле храма в Бадринатхе, но не сделала этого, так как мне не понравилось качество: обычный принт не лучшего качества в пластиковой рамке. И во всех лавочках примерно одно и то же… Так мы и уехали.
А тут супер качество, непонятно кем и зачем выброшенное. Ну как будто лежали и ждали меня 😆 Причём, по пути к храмам Пандукешвара я их почему-то не заметила, только на обратном подъёме к машине. В общем, Господь был вымыт от пыли, упакован в пакет и уложен в багажник для дальнейшей транспортировки 😁 Надеюсь, Его путешествие прошло комфортно))
Не виноватая я, Он сам ко мне пришёл ))
Помимо священных храмов и невероятной красоты природы, мы проживаем и всякие бытовые моменты, которые часто остаются за кадром. Например, кафешки и еда, которую мы готовим. Не думаю, что это интересно смотреть )) Но на этот раз я сфоткала эту забегаловку над обрывом, где мы заказали у мужичка Магги с помидорами и притащили свою горелку с кофеваркой, чтобы сделать свой кофе.
Это, кстати, кофе, купленный в крафтовом магазинчике в Массури. Они там сами обжаривают и перемалывают зёрна, привезенные из Карнатаки. Очень вкусный кофе и довольно дорогой.
Ну а в кафешке меня привлекли развалилившиеся пёс с кошкой, гималайские шишки, лежащие под каким-то ящиком, напоминающим военный паёк, и виды из окна. Листайте галерею )
Ещё один храм, который мы посетили в тот же день - Храм Гопинатх - согласно табличке, крупнейший из древних храмов в регионе Гарвал штата Уттаракханд по пути в Бадринатх.
Это храм Шивы с совершенно особенной энергетикой, мощной и сакральной. Внутри, конечно, нельзя фотографировать, но меня поразила огромная фигура быка Нанди перед алтарём и само святилище, которое ощущалось как портал в другое измерение!
Ради этого храма мы специально завернули внутрь городка Гопешвар, где трижды, следуя навигатору, попадали не туда и разворачивались. Но в итоге достигли цели.
Храм примечателен и тем, что там находится трезубец Шивы 🔱 По ощущениям, он как пейджер в современности. Форма есть, но уже не работает. Трезубец как будто тоже «скелет» оружия, которое утратило свою силу, но когда-то было мощным.
Считается, что этот трезубец Шива бросил в Камадева, чтобы уничтожить его, но оружие воткнулось в землю и больше никто не смог его сдвинуть с места. Трезубец сделан из 8 металлов и удивительным образом спустя тысячелетия не поддаётся полной коррозии, несмотря на ежегодные снега и дожди в этих краях. Взгляните на него ещё раз!
После храма мы прогулялись по городку, заходили в магазинчики и пекарню, пили сок из фрукта бэль… В общем, снова незаметно время там пролетело. Всё шло по плану Махадева (Шивы), о котором мы ещё пока не знали в тот момент 😄
Дальше дорога увела нас на красивейший серпантин в природную зону. И там нам внезапно встретились местные жители.
Много и на каждом километре )
Затем в какой-то момент на дороге случилось ЭТО! И мы поняли план Махадева! Рассказываю.
План Махадева
Итак, мы ехали в сторону Кедарнатха и думали, что в тот же день приедем на место начала маршрута, переночуем и начнём свой трек, ради которого мы вообще затеяли всё это большое путешествие из Гоа в Гималаи.
Из Бадринатха в Кедарнатх ведут три дороги. Мы выбрали ту, что короче по километражу, но при этом дольше по времени, так как она очень живописная и проходит по горам на высоте больше 2500 м над уровнем моря. Виды там, конечно, просто невероятные, но ни камера их не передаст, ни у меня даже не было особо возможности фотографировать.
Ехали мы, ехали, по практически пустой дороге, наблюдали всю эту красоту и в какой-то момент внезапно... упёрлись в огромную пробку! И в эту пробку мы встали не абы где! Так получилось, что это был как раз поворот дороги, и на этом повороте был небольшой естественный "карман", то есть место, где можно было припарковать машину. Простояв несколько минут без движения, мы поняли, что эта пробка не рассосётся ближайшие пару часов. Вторым "удачным обстоятельством" было то, что буквально в нескольких сотнях метрах уже начиналась деревня. И деревня эта не простая, а деревня, откуда начинается трек в Тунганатх. А Тунганатх - это один из пяти храмов Шивы, которые называются Панчакедар, храмы Шивы в Гималаях, построенные Пандавами, среди которых в том числе и Кедарнатх (он входит и в Гималайский чар дхам и в Панчакедар, а Тунганатх только в Панчакедар). Все эти пять храмов находятся на высоте более 3000 м над уровнем моря.
И в общем-то, мы изначально, ещё будучи в Гоа, в мыслях планировали по возможности посетить Тунганатх, потому что основной целью нашей поездки, как я уже говорила, был Кедарнатх, находящийся относительно неподалёку. Так что эти два храма мы планировали, а вот Ямунотри, Бадринатх и все эти праяги - не планировали вовсе, всё это случилось спонтанно...
Так вот, мы встаем в эту пробку и понимаем, что время обеда, мы уже голодные, и что нам очень повезло застрять возле этого кармана. Иначе дорога была настолько узкой, что других варинтов парковки просто не было! Поэтому мы припарковали там машину и дошли пешком до деревни, сели в кафешку, заказали еду и прямо напротив этой кафешки увидели начало трека в Тунганатх! Тут нас с индийцем посетили совершенно одинаковые мысли, которые он озвучил первым. Мы поняли, что Шива, видимо, всё так специально устроил по пути - все эти плутания и зависания - чтобы мы просто остались здесь ночевать и пошли в этот трек! И что вы думаете? Мы в него пошли!
Итак, после обеда, когда мы уже приняли решение идти в трек на следующее утром, нам нужно было найти ночлег. Мы пошарились по этой малюсенькой деревне Чопта и вскоре поняли, что ночлега нам тут не найти: всё нормальное жильё занято, мест нет, а там где есть - предлагают какие-то сараи за 3-5 тысяч! Реально сараи - с дырками в стенах, ледяной водой в кране и огромными комарами!
Но мы уже приняли решение, что в трек мы идём во что бы то ни стало. Поэтому мы вернулись к машине (на тот момент пробка уже рассосалась) и проехали пару километров назад, до другой деревни, где нашли просто шикарное жильё в два раза дешевле.
Вот обзор этого домика. И кстати, вечером нам приготовили невероятно вкусный ужин!
Треккинг в Тунганатх
Когда мы на следующее утро приехали к точке старта маршрута - полил дождь. Мы нацепили дождевики и ступили на каменистую тропу.
Мы уже смирились с тем, что весь этот поход нам придётся идти под дождём, а то и под ливнем, но минут через 15 дождь кончился и больше не начинался. При этом вся дорога вплоть до самого храма была в тумане. Трек стартует от деревни Чопта на высоте 2900 м над уровнем моря и поднимается примерно до 3700 м.
Ступеней на этом треке нет, весь он представляет собой каменистую тропу, всё время поднимающуюся в гору. Протяжённость трека в один конец до храма Тунганатха - 3,5 км.
На маршруте, конечно, неописуемая красота! Сама тропа проходит по пологому склону, так что здесь нет обрывов.
Людей было не так много, как на треке в Ямунотри. Мы не встретили ни одного носильщика с корзиной. Только одну единственную женщину несли в паланкине, а вот на лошариках люди шли, но тоже немного. Мы себя чувствовали как Хоббиты, поднимаясь по такой местности: туман, зелень, мощеная тропа - прямо как в сказке!
Иногда туман был таким плотным, что не было вообще ничего видно, кроме самой тропы.
Но иногда он уходил вниз, обнажая зелёные склоны июньских Гималаев.
По пути наверх есть всего несколько кафешек, может, три-четыре, а также точки с напитками. И даже какое-то микро поселение встретилось, где живёт семья пастухов.
Подъём наверх к храму занял у нас 2,5 часа с одной остановкой на завтрак.
Там наверху расположена маленькая деревня - Тунганатх. Вот там уже множество кафешек, ночлеги, магазинчики и, конечно же, самая главная святыня этих мест - Храм Тунгнатх 🛕
Мы простояли в очереди около часа, прежде чем попали внутрь храма. А вот история этого места.
Во время войны, описанной в Махабхарате, Пандавы убили своих двоюродных братьев Кауравов. Тогда мудрец Вьясадев сказал Пандавам, что, поскольку они виновны в убийстве своих родственников, их поступок может быть прощен только Господом Шивой.
Пандавы отправились на поиски Шивы, но тот решил испытать их. Шива принял форму быка и спрятался в районе Гуптакаши, где Пандавы в итоге всё-таки отыскали его.
Тогда сильнейший из братьев, Бхима, схватил этого быка за хвост и задние ноги. Но Шива в той же форме быка исчез под землей, чтобы позже снова появиться по частям:
🔱 горб быка поднялся в Кедарнатхе
🔱 руки появились в Тунганатхе
🔱 лицо - в Рудранатхе
🔱 живот - в Мадьямахешваре
🔱 шкура - в Кальпешваре
Пандавы были изумлены этим проявлением Махадева в пяти различных формах и построили храмы в этих пяти местах для поклонения Шиве. Таким образом Пандавы были освобождены от своих грехов...
Эти пять храмов Шивы, расположенные в Гималаях на высоте больше 3000 м над уровнем моря, получили название Панчакедар («панч» означает пять).
Так мы посетили один из них - Тунганатх, а теперь готовимся к походу в Кедаранатх. Ну а в следующую свою поездку в Гималаи мы запланировали посетить другие три, к которым также ведут треккинговые тропы 🏔️
Храм Тунганатх является самым высоким полноценным храмом Шивы в мире 🔱 Он расположен на высоте 3680 метров над уровнем моря. В 1 км от храма находится ещё одно место паломничества - Чандрашила, место медитации Рамы. Но в этот раз мы туда не дошли.
Спустившись вниз, мы не стали терять время, а отправились прямиком в сторону Кедарнатха. По пути остановились на обед в очень симпатичном местечке, которое называется Bunker House.
Там и ресторанчик с пекарней, и отель, и хостел, и коворкинг. Очень красивое расположение в Гималаях с видами на природу.
К вечеру мы добрались до деревни Фата в 20 км от начала трека в Кедарнатх. Там мы под проливным дождём заселились в отель, где решили провести весь следующий день и ещё одну ночь, чтобы хорошо отдохнуть и приготовиться к треку. На ужин на кухне отеля нам приготовили сабджи из папоротника, который растёт в Гималаях в изобилии. Несмотря на то, что я не люблю тушенную траву, в том числе и шпинат, это блюдо мне понравилось 👍
Всё, что мы пережили дальше, пожалуй, достойно книги ))) Но об этом - немного позже.
--- ПРОДОЛЖЕНИЕ В СЛЕДУЮЩЕЙ СТАТЬЕ ---
Читайте также другие мои статьи:
Что такое истинное духовное знание?
Храм обезьян в Катманду. Ступа, исполняющая желания
Диярбакыр - модная столица Курдистана в Турции
Подписывайтесь на мои соцсети:
Нужен гид по Индии?
Пишите мне в личку