Сваямбху - ступа, исполняющая желания // Катманду, Непал

В один из дней, находясь в Катманду, я решила отправиться в знаменитый буддистский храмовый комплекс Сваямбху или Сваямбхунатх, также известный как Monkey temple. Он находится на окраине города на холме на высоте около 1400 м над уровнем моря.

Вид на главную ступу
Вид на главную ступу

История Сваямбху

Существует предание, что когда-то долина современного Катманду была заполнена водой, являясь огромным озером. На этом озере был остров-холм, на вершине которого стояла хрустальная ступа. Однажды это место посетил Будда. Когда он увидел ступу, он сказал, что она исполняет желание и тот, кого коснется ветер, обвевающий ступу, получит освобождение из цикла перерождений (колеса самсары).

Статуя Будды на территории храма
Статуя Будды на территории храма

Затем это место посетил буддийский монах из Китая. Он осушил озеро, сделав таким образом хрустальную ступу доступной для людей. Считается, что эта ступа и сейчас находится под тем самым огромным белым куполом-ступой, которая называется Сваямбху. Слово "сваямбху" означает Самопроявленный.

Сваямбху ступа
Сваямбху ступа

Из официальной истории можно узнать, что самым ранним письменным упоминанием Ступы Сваямбху является каменная надпись 5 века. На протяжении последующих веков территория комплекса неоднократно подвергалась разрушениям и реставрациям. В 2015 году в Непале произошло сильнейшее землетрясение, унесшее жизни более 8,5 тысяч человек. В ходе землетрясения пострадал и храмовый комплекс Сваямбхунатх. Однако в дальнейшем он был полностью восстановлен. Территория Сваямбху является объектом Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Вокруг ступы
Вокруг ступы

Обезьяний храм

Сваямбху также известен под названием Monkey Temple (храм обезьян) из-за того, что здесь обитает огромное количество макак.

Тихий час в храме
Тихий час в храме

Макаки эти хоть и привыкшие к людям, но всё же являются дикими животными и кусаются очень больно. Однажды лет 10 назад макака укусила меня в Индии прямо 31 декабря. Тогда мне пришлось сделать укол от столбняка в задницу, после которого я два дня провалялась в постели. Тогда я и поняла буквальный смысл фразы: "Здравствуй, жопа, Новый год!" )))))

Кто-то угостил мороженым
Кто-то угостил мороженым

Так что во избежание укусов не надо их дразнить. А просто так они нападать и беспокоить вас не будут.

С видами на Катманду
С видами на Катманду

Я сняла несколько забавных видео с местными мартышками и смонтировала короткий ролик под весёлую музычку )

Как попасть в Сваямбхунатх?

Мне известно два входа в комплекс. Туда можно попасть с основного входа, но тогда придётся преодолеть множество крутых ступеней вверх. А именно 365 штук, по количеству дней в году.

Ступени основного входа
Ступени основного входа

Есть еще вход с другой части комплекса, он без ступеней. Я как раз приехала к «дальнему» входу, а спускалась затем через основной.

Вход для всех стоит 200 непальских рупий, а для жителей стран SAARC (южноазиатского союза) - всего лишь 50. Если вдруг у вас имеется ID одной из этих стран - можно заходить за 50.

Ещё одна ступа
Ещё одна ступа

Что ещё есть на территории?

Кафешки, магазинчики, храмы, монастыри, статуи и другие культовые сооружения - всё это в изобилии можно встретить во время посещения Сваямбху. В одном из магазинчиков я не удержалась и купила себе новые серьги - очень лёгкие, из текстиля с вышивкой, в этно-стиле.

я в новых серьгах
я в новых серьгах

А пока я определялась с цветом, приятная непальская дама крупногабаритной комплектации варила мне чёрный кофе. Она же с удовольствием приняла к оплате мои индийские рупии. Про деньги, визы, такси и другую информацию, необходимую для въезда в Непал, можно прочитать в моей статье "Правила въезда в Непал в 2024 году".

Огромная ваджра на входе
Огромная ваджра на входе

Помимо обезьян вы встретите некоторое количество собак и голубей, которые тоже практически не стесняются многочисленных посетителей.

Сколько собак на фото?
Сколько собак на фото?
Здрасьте
Здрасьте
Храмовая охрана бдит
Храмовая охрана бдит

Как я уже говорила, Сваямбхунатх расположен на холме и отсюда открываются прекрасные виды на город.

Вид на Катманду
Вид на Катманду

Также на территории есть небольшой музей со старинными скульптурами различных божеств.

В музее
В музее

Рядом с музеем - большая статуя Будды, вырезанная из цельного камня. Датируется 7 веком.

Статуя Будды
Статуя Будды

В общем, от души рекомендую это место для посещения и знакомства с культурным наследием долины Катманду. Листайте галерею, здесь еще несколько атмосферных фото из Сваямбху.

Читайте также другие мои статьи:

Жизнь на Севере Гоа: Вагатор - Чапора - Анджуна

Диярбакыр - модная столица Курдистана в Турции

Массури - очарование Гималаев на севере Индии

Подписывайтесь на мои соцсети:

Мой Telegram канал

Мой Instagram

Мой YouTube