Найти тему

Что такое истинное духовное знание?

Оглавление

Есть большая разница между неведением (отсутствием знания), ограниченным (неполным) знанием и заблуждением (ложным знанием).

Высшие проявления этих состояний связаны с высшим уровнем знания - духовным знанием, знанием о собственной и Божественной природе.

Когда человек считает, что Бога не существует или не признаёт над собой Его власть, я отношу эти представления к категории неведения. В этом нет ничего дурного или предосудительного. Также как можно быть полным нулём в математике, можно быть и несведущем в духовной науке. Однако, у любого человека при желании есть возможность изучить любой предмет. Не в этой жизни, так в следующей.

В Бхагавад Гите сказано, что каждое новое рождение человек получает ровно с тем уровнем восприятия божественного, с которого он покидал предыдущее тело. Можно считать, что наше духовное знание - это наш несгораемый капитал, который мы переносим из жизни в жизнь. Вот почему кто-то проявляет тягу к духовному познанию с ранних лет, независимо от воспитания и окружения, а кто-то даже с детства, находясь в окружении религиозных деятелей и праведников, остается безбожником. Окружение может привить нам вкус к изучению духовной науки, но саму духовность оно нам дать не может. Таким образом, практикуя и погружаясь в божественное знание на протяжении жизни, мы инвестируем в своё духовное развитие. Так Всевышний даёт возможность душе идти по пути своего развития.

Концепция «Мы есть То» и любые представления о Боге, как о безличной энергии - это неполное знание. Такой уровень восприятия божественного ограничен лишь видением определенной грани того исполинского бриллианта, которым является Абсолют. Это знание не является ложным или неправильным, но оно не показывает Истину во всей Её полноте. Сюда же я бы отнесла политеизм, а также выборочное следование одному или нескольким культам отдельных божеств.

В отличии от неведения и неполного знания, которые можно пополнить путём более глубокого изучения духовной науки, есть такое состояние сознания, выйти из которого крайне сложно, так как оно связано с самой сильной частью нашего Я - нашим эго. Ложное знание, сцепленное с эго, создает один из самых прочных видов связей, разорвать который, как правило, не под силу никому из окружающих, как бы они ни пытались повлиять на это. Так как это убеждение в сознании личности посажено глубоко с корнем. Оно называется заблуждением. И крайней формой этого заблуждения является мысль о том, что Я есть Бог. Особенно смешно звучит такое: «Мы - боги, просто мы об этом забыли». А есть ли хоть один, кто вспомнил? Глубоко сомневаюсь. Не признавать существование Высшего - обычное невежество, но признавать Высшим себя - тотальная тьма сознания, от которой часто нет лекарства.

При этом Господь наделил каждого из нас чудесной способностью - свободой выбора. Мы можем выбирать свои поступки и свои реакции на обстоятельства. И в зависимости от этого перед нами будут открываться новые обстоятельства.

Представьте, что воплощаясь в человеческом теле, мы начинаем играть с Богом в шахматную партию, где Бог всегда делает первый шаг, создавая для нас обстоятельства входа в игру (и у каждого они свои, ведь мы все рождаемся в разных условиях). Дальше - наш ход, наши действия в данных обстоятельствах. И у нас есть выбор: куда и как пойти, а может даже и пропустить ход по собственному желанию (стать наблюдателем). Но после каждого нашего действия - черед Бога. Он подкидывает нам новые обстоятельства и смотрит за нашими реакциями и действиями. Шах - это сложные жизненные обстоятельства, и чтобы выбраться из них, нужно принять правильные решения. Мат - это то состояние, когда мы своими же поступками загнали себя «на дно», получив тяжелые последствия. Но будучи Милостивым, Господь ВСЕГДА даёт душе второй, третий, десятый, сотый и так далее шанс. Поэтому даже проиграв и опустившись на дно, мы всегда можем начать новую партию, помня о том, что первый шаг - всегда за Богом.

Шахматы - это игра. Поэтому Бог - не каратель, Он Верховный Игрок. И на самом деле Он очень хочет, чтобы мы выиграли эту партию, потому что выигрыш означает, что пройдя все жизненные трудности, побывав в разных, и благоприятных, и неблагоприятных обстоятельствах, мы в итоге достигли своей главной цели - Его Самого. И иногда на выигрыш у Бога уходят миллионы жизней в человеческих воплощениях, так как другие формы жизни по сути не имеют свободы выбора.

Разница между душой (человеком) и Богом состоит в том, что душа имеет свободу выбора, которая ограниченна определенными обстоятельствами: мы всегда в своих поступках и реакциях выбираем между чем-то, а потом пожинаем плоды своего выбора. Но Бог имеет полную свободу воли, неограниченную ничем и никем, поэтому Он может поступать так, как Ему вздумается. Более того - свободно идти против любых законов Мироздания и природных сил. Если захочет - поменяет звёзды на небе в момент вашего рождения или прилетит к вам в виде стрекозы. И при этом Он не несет за свои действия совершенно никакой ответственности, потому что Его Воля выше любой ответственности, любого долга, любого нашего выбора.

И в тот момент, когда человек отказывается от своей свободы выбора и решает полностью сдаться на Его Волю, устанавливая с Ним такой тип отношений: «Господь, дай мне не то, что я хочу, а то, что считаешь нужным мне дать. Потому что только Ты знаешь, что является благом для меня» - в этот момент у человека появляется преданность, бхакти. И высшая форма этой преданности - это преданность не из страха, не из-за уважения, не из-за почтения, не из-за осознания своего подчиненного положения, а из любви. Према-бхакти.

И конечная цель эволюции души - обретение этой према-бхакти, любви к Богу и полной Ему преданности. Потому что это означает ту самую вечную жизнь в подлинном счастье. Окончательное освобождение.

То знание, которое способствует обретению этого - является наиболее полным, благоприятным и истинным знанием. И получить его может абсолютно каждый, независимо от своего положения, навыков и текущего уровня восприятия божественного.

Но дело в том, что этим мало кто озадачивается.

Как говорит Всевышний в той же Бхагавад Гите: «Среди великого множества людей лишь немногие стремятся к духовному совершенствованию. Но даже среди тех, кто достиг просветления на духовном пути, лишь единицы способны постичь Меня».

А в Шримад Бхагаватам есть такой стих: «О великий мудрец, среди мириад душ, обретших освобождение и в совершенстве постигших его высшую суть, едва ли один становится преданным Господа».

Благо, впереди - целая вечность. И рано или поздно все мы придём к своему Источнику 😌

Читайте также другие мои статьи:

Как работает закон кармы?

Что такое удача? Как привлечь удачу в свою жизнь?

Про точки опоры в жизни

Подписывайтесь на мои соцсети:

Мой Telegram канал

Мой Instagram

Мой YouTube