Есть особая категория воспоминаний, которая пахнет краской, бензином и слегка, старым дерматином. Это не про личный автомобиль, не про поездки к морю на «Жигулях», а про транспорт, в котором мы ездили ещё задолго до водительских прав. Про автобусы. Они возили нас в школу, на работу, в гости к бабушке и… в библиотеку.
Советские автобусы - часть большой эпохи, в которой машины строили не только для скорости или красоты, но и для выполнения очень конкретных задач. И среди них были и культурные, и престижные, и те, что без проблем поедут туда, куда легковушка даже сунуться не решится.
Сегодня я вспомню самые яркие: от автобуса-библиотеки до полноприводного монстра, которому любое бездорожье нипочём.
Самый культурный — «Кубань-62/66»
СССР называли самой читающей страной в мире, и это было не просто красивое выражение. Автобусы «Кубань» из Краснодара возили не только пассажиров, но и книги. Они приезжали в деревни и посёлки, где обычной библиотеки никогда не было. Иногда в них монтировали кинопроектор, и тогда автобус превращался в передвижной клуб.
Первые «Кубани» делали на шасси грузовиков ГАЗ с кузовом на деревянном каркасе, но с 1966 года автобусы получили цельнометаллический кузов. Кроме библиотек на их базе были и передвижные музеи, и экскурсионные кабриолеты, и даже мобильные стоматологические кабинеты. Культура в прямом смысле слова приезжала к людям.
Самый массовый — ЛиАЗ-677
Жёлтый, с характерным «бутылочным» звуком коробки передач, и с печкой, которая превращала салон в тропики даже в январе. Этот автобус стал символом советских городов и самым массовым в своём классе в мировой истории.
Его любили за мягкий ход, автоматическую коробку и простор. Выпускался он более 30 лет, а общее количество, почти 200 тысяч машин. ЛиАЗ-677 - это пожалуй, тот случай, когда даже шумная трансмиссия стала частью образа.
Самый люксовый — ЛАЗ-699 «Турист-2»
Львовский автобусный завод в 1970-е сделал машину, которая выглядела почти как западная. Хром, плавные линии кузова, удобные сиденья, система вентиляции и 41 пассажир на борту. Семилитровый двигатель разгонял его до 100 км/ч, что для автобуса тех лет было впечатляюще.
ЛАЗ-699 был символом комфорта на междугородних маршрутах и одной из немногих моделей, которая действительно выглядела «на заграничный манер».
Самый первый — АМО-Ф15
1925 год. На базе первого советского автомобиля создают первый советский автобус. Художник и конструктор Иван Герман установил на грузовое шасси закрытый кузов, и в страну пошёл транспорт на 13–14 мест.
Всего таких машин сделали меньше двух сотен, но они стали началом длинной дороги, по которой спустя десятилетия катились уже тысячи ЛиАЗов, ПАЗов и ЛАЗов.
Самый престижный — ЗИЛ-118 «Юность»
Представьте автобус, сделанный на базе представительского лимузина. ЗИЛ-118 был именно таким. Его построили энтузиасты на заводе, а внешний вид впечатлял настолько, что даже Генри Форд II предлагал купить лицензию.
Машина была редкой и дорогой, но для своего времени, настоящей гордостью советского дизайна.
Самый титулованный — «ПАЗ-Турист-8,5»
В 1969 году этот междугородний автобус покорил жюри конкурса в Ницце. За необычный дизайн с панорамными окнами и задней дверью «в стиле самолёта» он получил «Золотую Нику» и Большой кубок.
К сожалению, в серию он так и не пошёл, отказ ЗИЛа поставлять двигатели остановил проект. Но в историю он вошёл как самый награждённый советский автобус.
Самый внедорожный — ПАЗ-3201
Если вы жили в глубинке, то знаете: обычный автобус там часто бессилен. ПАЗ-3201 был другим. Построенный на базе ГАЗ-66, с полным приводом, понижайкой и мощным V8, он мог везти людей туда, где дорог почти нет.
За 14 лет сделали почти 14 тысяч таких автобусов, и они честно отрабатывали свою задачу - быть там, где нужны.
Модернизация сегодня
Если оглянуться назад, можно подумать, что золотое время автобусов осталось в прошлом. Но это не так. Модернизация общественного транспорта - одна из национальных целей развития страны.
За последние пять лет в регионы России поставили 13,7 тысячи новых автобусов, трамваев, троллейбусов и электробусов. А к 2030 году их появится ещё более 33 тысяч. Отечественное транспортное машиностроение активно развивается: уже выпускаются три новых трамвая, а среди автобусных новинок - Volgabus 6270G4 «Гипербас», КАМАЗ-5222, ЛиАЗ-621367 и Citymax. Это уже другая эпоха, но дух обновления тот же, сделать поездку удобнее, быстрее и безопаснее.
Советские автобусы были разными - скромными, эффектными, массовыми, штучными. Но все они, часть истории, в которой транспорт был не только средством передвижения, но и символом времени.
А вы помните, на каком автобусе ездили чаще всего? Пишите в комментариях и подписывайтесь на канал.
Читайте также: