Найти в Дзене
Путешествуя на диване

Исчезающий город советских фуникулеров, где каждая поездка это русская рулетка. Как там живут люди?

Есть места, которые застыли во времени. И есть Чиатура - грузинский город, где время не просто остановилось, а повисло на ржавых тросах над 200-метровой пропастью. Здесь до сих пор работают канатные дороги сталинской эпохи, каждая поездка на которых может стать последней.

Представьте: вы едете домой с работы в железной коробке, подвешенной на стальном канате 70-летней давности. Под ногами - пропасть, над головой - механизм, который уже давно должен был быть в музее. Добро пожаловать в единственный город мира, где фуникулер - это не аттракцион, а жизненная необходимость.

Друзья! Чтобы оставаться в курсе выхода новых статей на канале, вы можете подписаться на наш телеграм канал. А помимо анонсов статей, там будет уникальный и интересный материал, которого нет на дзене. Присоединяйтесь!"

Чиатура раскинулась по двум сторонам глубокого ущелья в горах Западной Грузии. В 1950-е годы советские инженеры столкнулись с проблемой: как связать жилые кварталы с марганцевыми шахтами, разбросанными по склонам? Решение было типично советским - масштабным и технически дерзким.

За несколько лет построили 25 канатных дорог. Фуникулеры опутали ущелье стальной паутиной, превратив обычный маршрут "дом-работа" в ежедневный экстрим. Система работала безукоризненно, перевозя тысячи горняков к месторождениям марганца - металла, без которого невозможно производство стали.

-2

Сегодня из 25 фуникулеров работает меньше половины. Остальные стоят как памятники амбициям ушедшей эпохи - проржавевшие, с оборванными тросами, с пустыми станциями. Но действующие дороги по-прежнему возят людей. Бесплатно. И по-прежнему смертельно опасно.

Более века назад в этих горах обнаружили одно из крупнейших в мире месторождений марганца. Металл оказался высочайшего качества - такой марганец был нужен всей мировой металлургии. При Союзе здесь работали шесть крупных шахт, город кормили государственные заказы, будущее казалось безоблачным.

-3

Марганец из Чиатуры использовали в производстве рельсов, танковой брони, строительных конструкций. Местные горняки гордились тем, что их труд укрепляет мощь великой державы. Город строился и развивался, население росло, молодые семьи получали квартиры в новых домах.

Шахты до сих пор работают, но масштабы уже не те. Мировые цены на марганец упали, спрос сократился, производство стало убыточным. Из шести шахт действуют три, из тысяч рабочих мест осталось несколько сотен.

-4

Операторы фуникулеров - особая каста в Чиатуре. Эти люди каждый день запускают механизмы, которые по всем техническим нормам давно пора списать. Электродвигатели 1950-х годов, тормозные системы с ручным дублированием, стальные тросы, которые меняют только после обрыва.

В кабине управления - спартанская простота. Несколько рычагов, сигнальные лампочки, радиосвязь с конечными станциями. При отключении электричества (частое явление) вагончики доводят до места назначения вручную. Система резервирования - "авось пронесет".

-5

Обрывы тросов случаются регулярно. Летальные исходы - тоже. Но люди продолжают ездить, потому что альтернативы нет. Пешком от центра города до окраин - несколько часов по горным тропам. На автомобиле - объездная дорога в 40 километров. Фуникулер - единственный способ нормально добраться домой.

После распада СССР Чиатура начала пустеть. Сначала уехали молодые специалисты - в Тбилиси, в Россию, кто куда мог. Потом потянулись семьи с детьми. Наконец стали сбегать даже пенсионеры, понимая, что в городе без будущего им не выжить.

-6

Статистика беспощадна: в центральных районах заброшено 60% квартир. В 12-этажных советских домах горит свет только в каждом третьем окне. Люди уезжают поспешно, оставляя вещи, мебель, документы. Зачем тащить с собой хлам, если впереди неизвестность?

Пустые кухни с посудой на столах. Гостиные с семейными фотографиями на стенах. Детские комнаты с игрушками на полу. Квартиры превращаются в капсулы времени - свидетели жизни, которая внезапно оборвалась.

-7

Отопления в домах нет. Центральная система давно не работает - экономически невыгодно отапливать полупустые здания. Оставшиеся жители греются буржуйками, электрообогревателями, газовыми баллонами. Зимой в квартирах температура едва поднимается выше нуля.

Чиатуру с внешним миром связывает единственная железнодорожная ветка. Когда-то по ней круглосуточно шли составы с марганцевой рудой. Сегодня поезд ходит раз в день - и то не всегда.

-8

Заброшенные участки железной дороги зарастают травой. Ржавые рельсы ведут к закрытым шахтам, пустым складам, разрушенным погрузочным станциям. Вагоны-призраки стоят на запасных путях как памятники индустриальному прошлому.

По действующей ветке до сих пор вывозят марганец - но объемы смешные по сравнению с советскими временами. Один-два состава в неделю вместо ежедневных отправок. Логистика деградировала вместе с городом.

-9

Несмотря на упадок, Чиатура продолжает существовать. 220 километров от Тбилиси - достаточно далеко, чтобы сюда не добрались цивилизационные блага, но достаточно близко, чтобы сохранить слабую связь с большим миром.

Центр города - это базар, автостанция, железнодорожный вокзал и три канатные станции. Отсюда расходятся фуникулерные линии во все концы ущелья. Жизнь течет размеренно, без суеты. Торопиться некуда и незачем.

К окраинам ущелье сужается, превращаясь в узкий коридор между скал. Места хватает только для дороги, реки, железнодорожной линии и канатных станций. Жилых домов становится меньше, зато появляются промышленные объекты - те самые шахты, ради которых всё и затевалось.

-10

Ночью город выглядит особенно драматично. Редкие огни в окнах, подсветка канатных станций, отблески прожекторов на шахтах. Фуникулеры ночью не работают - слишком опасно. Добраться домой после наступления темноты можно только пешком или на попутной машине.

Туристы в Чиатуру заглядывают редко. Инфраструктуры нет, отелей нет, ресторанов нет. Зато есть то, чего не найти больше нигде в мире - аутентичная атмосфера советского индустриального города в состоянии управляемого распада.

Любой желающий может наблюдать добычу марганца. Никаких ограждений, никакой секретности. Шахтеры работают на виду, экскаваторы грузят руду в вагоны, составы отправляются к порту Поти. Промышленный туризм в его первозданном виде.

-11

Главная достопримечательность - сами фуникулеры. Прокатиться на канатной дороге 1950-х годов над 200-метровой пропастью - развлечение не для слабонервных. Особенно когда понимаешь, что последний капитальный ремонт троса был лет 20 назад.

Виды из кабинок действительно захватывающие. Река Квирила внизу, горные склоны по сторонам, руины промышленных сооружений на фоне неба. Красота дикая, нетронутая, немного апокалиптическая.

Чиатура - это место, где люди ежедневно рискуют жизнью ради обыденных вещей. Поездка в магазин, визит к врачу, дорога на работу - всё превращается в экстремальное приключение, когда единственный транспорт висит на стальном тросе над пропастью.

Но люди приспособились. Местные жители ездят на фуникулерах с тем же спокойствием, с каким москвичи спускаются в метро. Привычка - вторая натура. Страх притупляется, когда опасность становится повседневностью.

-12

Операторы канатных дорог рассказывают истории - трагические и курьезные. О том, как в советские времена фуникулеры работали круглосуточно. О том, как постепенно ломались механизмы и исчезали запчасти. О том, что ремонт ведется на коленке, из подручных материалов.

Чиатура - это памятник эпохе, когда казалось, что прогресс необратим, а будущее предсказуемо. Советские планировщики были уверены: марганцевые шахты будут работать вечно, город будет расти и процветать, фуникулеры станут символом торжества человека над природой.

Реальность оказалась жестче планов. Рынок изменился, технологии ушли вперед, геополитика перекроила карту мира. Чиатура осталась в прошлом - живым музеем индустриальных амбиций XX века.

Но город продолжает жить. Медленно, трудно, без особых перспектив - но живет. Люди работают, рожают детей, строят планы. Фуникулеры скрипят и качаются, но возят пассажиров. Марганцевые шахты дают руду, хоть и в скромных объемах.

Возможно, именно в этом упрямстве - главная ценность Чиатуры. Город, который отказывается умирать, несмотря ни на что. Место, где люди каждый день совершают маленький подвиг - просто продолжая жить.

Стоит ли ехать в Чиатуру? Если ищете комфорт - нет. Если хотите увидеть, как выглядит жизнь на грани - обязательно. Только помните: здесь даже дорога домой может стать последним путешествием.

Хотите узнать больше о необычных уголках планеты и погрузиться в традиции далеких народов? Подписывайтесь на канал, чтобы отправиться в захватывающее путешествие по культуре, обычаям и самым удивительным историям! 🌍

Друзья, если вы хотите поддержать наш канал, вы сможете сделать это по специальной ссылке! Это помогает каналу расти и публиковать для вас больше увлекательных, интересных и невыдуманных историй.

Рекомендуем ознакомиться⬇️