- Я потом его ошкурю, покрою лаком. Он очень красивый.
- И у меня поставишь?
- Как ты захочешь: можем и у тебя. Будешь там свои секретики хранить, игрушки. А так можно использовать, как большое кресло, если подушку сверху положить.
- Ну что, Марточка, это же вещи твоей прабабушки, тебе и открывать сундук.
Марта осторожно опустилась на колени перед ним, задержав дыхание. Ее пальцы дрогнули, когда она подняла тяжелую крышку. Внутри, на самом верху, лежала старая, пожелтевшая от времени черно-белая фотография. На ней была изображена женщина необычайной красоты, с глубокими, темными глазами и копной черных волос, удивительно, похожая на Марту (или Марта на нее): то же очертание губ, овал лица, точеный носик, разрез глаз.
Марта невольно залюбовалась своей пра…бабушкой, затем она отложила фотографию в сторону и начала рассматривать содержимое сундука. Под фотографией лежали несколько старинных шалей, тонких, почти невесомых, какие-то полотенца с вышивкой, которые уже поблекли от времени. Затем – несколько помятых, пожелтевших рубашек из грубого льна. И все.
Марта подняла взгляд на бабушку
- А где же записи, где тайны? Всего лишь старые тряпки и одна фотография.
Бабушка мягко улыбнулась.
- Ну-ну, не торопись, внученька. Мы сегодня устали, целый день на ногах, а завтра мы будем искать тайники в сундуке.
- Тайники? – Марта удивленно моргнула.
- Конечно, там точно должны быть записи. Да и сам сундук, его дно, кажется толще, чем нужно для обычного сундука. Наверняка есть двойное дно или скрытые отделения
Марта улыбнулась, аккуратно собрала вещи. Бабушка их забрала:
- Перестираю и сложу, хорошие вещи, пригодятся, все же память.
Фотографию прабабушки Марта аккуратно пристроила на небольшой комод у стены, прямо напротив кровати. Бабушка, заметив это, улыбнулась.
- Завтра я портрет отнесу, попрошу, чтобы оцифровали, и повесим на стену.
Марта кивнула, усталость после такого насыщенного дня давала о себе знать. Бабушка укрыла ее одеялом, поцеловала в лоб и тихо вышла из комнаты.
Марта закрыла глаза, перед внутренним взором мелькнул образ красивой женщины с фотографии, ее собственные глаза, словно зеркало. Она почувствовала, как тьма, ее собственная, знакомая тьма, мягко обволакивает ее, унося в сон.
Марта спала крепко, укутанная в тишину и защиту бабушкиного дома. Тьма, обычно окружавшая ее по ночам, сегодня была особенно ласковой. Она кружила вокруг девочки, словно заботливая нянька, баюкая ее в своих мягких объятиях. И вот, в самом сердце этого темного, уютного кокона, Марте привиделся сон.
Сначала она видела лишь бескрайнюю тьму, без начала и конца, такую спокойную и дружелюбную. Но постепенно из этой тьмы, словно из тумана, начала проявляться фигура. Высокая, стройная, с темными волосами, собранными в сложную прическу. И вдруг Марта узнала ее: это была та самая женщина с фотографии. Женщина подошла ближе и приложила палец к своим губам, призывая к тишине. Затем жестом указала на тьму, которая вдруг приняла форму старого сундука. Она плавно подошла к нему и, склонившись, показала Марте, как нажать на определенный узор на сундуке. Нажала и вдруг, словно по волшебству, в дне сундука открылась потайная крышка, скрывающая тайник.
Утром Марта проснулась, быстро встала и, не дожидаясь бабушки, побежала к сундуку.
- Бабушка, - закричала она, - я знаю, что делать.
Бабушка зашла в комнату, когда Марта уже стояла на коленях перед сундуком, внимательно изучая его.
- Доброе утро, Марточка, что это ты тут высматриваешь?
- Бабушка, я знаю, где тайник
- Откуда?
- Мне приснилась прабабушка, она показала.
- Что ж, тогда давай попробуем
Марта осторожно нажала на узор из переплетенных листьев и цветов, расположенный на стенке сундука. И вдруг, с тихим щелчком, часть дна откинулась, открывая небольшой тайник.
В тайнике лежали две старые тетради, перевязанные бечевкой, и маленький, потрепанный вязаный черный котенок. Марта осторожно достала тетради: они были написаны твердым, разборчивым почерком, а пожелтевшие страницы казались хрупкими и ломкими.
Бабушка аккуратно взяла тетради в руки, рассматривая их с трепетом.
— Это настоящее сокровище, нужно быть очень осторожными. Марта, никому не говори, что мы их нашли, а то попросят вернуть. Я отсканирую все, тогда прочитаем. А то повредим, и пропадут записи.
Марта кивнула:
- Никому не скажу, но котенка я оставлю себе.
- Только выстирай его.
- Позднее, бабуля, сейчас не хочу.
- Позднее, так, по
Бабушка вышла, а Марта крепко обняла маленькую игрушку, почувствовав необъяснимую связь с прошлым.
Марта закрыла глаза, она словно звала тьму, а потом, будто что-то ее заставило, стала вливать эту тьму в котенка. Темные нити оплетали игрушку и насыщали его тьмой, как губка напитывается водой.
И когда девочка открыла глаза, игрушка превратилась в огромного черного пушистого кота.
- Мур, привет, - сказал кот.
Марта моргнула и потеряла сознание.