Найти в Дзене
Russos

ChatGPT против станции метро «Маяковская»...

Не секрет, что сейчас множество контента пишется нейронками — читатели проглатывают неточности, ошибки, а автор получает просмотры, не вдаваясь в детали — а что там вообще написано. Но такова реальность современных социальных сетей. Про убогие ролики (рилсы, сторисы и так далее) я вообще молчу. Так что решил посмотреть, а что же нейронка напишет про станцию метро «Маяковская» с помощью ChatGPT. Сначала читаем «авторский» текст робота, потом мои комментарии. Промт: Расскажи пожалуйста доступным языком о особенностях станции Московского метро «Маяковская». Как строилась, какая архитектура, что было в годы войны. Конечно! Станция «Маяковская» — одна из самых красивых и знаменитых станций Московского метро. Вот её главные особенности простыми словами: ▎ 1. Строительство
• Открыта в 1938 году в составе второй очереди метро (линия от «Сокола» до «Площади Революции»).
• Названа в честь поэта Владимира Маяковского, чьи стихи позже появились на стенах станции.
• Глубина заложения — 33 метра, по

Не секрет, что сейчас множество контента пишется нейронками — читатели проглатывают неточности, ошибки, а автор получает просмотры, не вдаваясь в детали — а что там вообще написано. Но такова реальность современных социальных сетей. Про убогие ролики (рилсы, сторисы и так далее) я вообще молчу.

©ChatGPT
©ChatGPT

Так что решил посмотреть, а что же нейронка напишет про станцию метро «Маяковская» с помощью ChatGPT. Сначала читаем «авторский» текст робота, потом мои комментарии.

Станция метро «Маяковская».
Станция метро «Маяковская».

Промт: Расскажи пожалуйста доступным языком о особенностях станции Московского метро «Маяковская». Как строилась, какая архитектура, что было в годы войны.

Конечно! Станция «Маяковская» — одна из самых красивых и знаменитых станций Московского метро. Вот её главные особенности простыми словами:
▎ 1. Строительство
• Открыта в 1938 году в составе второй очереди метро (линия от «Сокола» до «Площади Революции»).
• Названа в честь поэта Владимира Маяковского, чьи стихи позже появились на стенах станции.
• Глубина заложения — 33 метра, построена по колонной схеме (не путать с пилонной, как на «Киевской»).
▎ 2. Архитектура
• Стиль: ар-деко с элементами сталинского ампира (богатый, но элегантный).
• Колонны: стальные, облицованные розовым мрамором и нержавеющей сталью.
• Потолок: необычные овальные ниши с подсветкой, в которых позже появились мозаики на тему «Сутки советского неба» (художник Александр Дейнека).
• Пол: выложен серым и розовым гранитом в шахматном порядке.
▎ 3. Интересные факты
• Первая в мире колонная станция глубокого заложения (до этого такие конструкции использовали только на мелких станциях).
• В 1941 году, во время войны, здесь проводились торжественные собрания и даже заседания правительства. Люди прятались от бомбёжек, а 6 ноября 1941 года здесь выступал Сталин перед парадом на Красной площади.
• В 1939 году проект станции получил Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке.
▎ 4. Современность
• Сохранила исторический облик, мозаики и стальные колонны.
• Одна из самых фотографируемых станций Москвы.
• В 2005 году здесь установили памятник Маяковскому (в вестибюле).
Итог: «Маяковская» — это шедевр метростроения, сочетающий красоту, инновации и военную историю. Если будете в Москве — обязательно посмотрите! 🚇✨

Ну, поехали!

Открыта в 1938 году в составе второй очереди метро (линия от «Сокола» до «Площади Революции»)

Не до станции «Площадь Революции», а до станции «Театральная», где была можно сделать пересадку на станцию «Площадь Революции».

Станция «Театральная». Мостики над путями — пересадка на станцию «Охотный ряд». С другой стороны пересадка на «Площадь Революции».
Станция «Театральная». Мостики над путями — пересадка на станцию «Охотный ряд». С другой стороны пересадка на «Площадь Революции».
Названа в честь поэта Владимира Маяковского, чьи стихи позже появились на стенах станции

На стенах станции нет стихов Маяковского. Они появились на потолке нового вестибюля в 2005 году.

Стихи Маяковского на потолке нового вестибюля.
Стихи Маяковского на потолке нового вестибюля.
Глубина заложения — 33 метра, построена по колонной схеме (не путать с пилонной, как на «Киевской»).

Только тут всегда надо уточнять, как измерялась глубина. В акте приёмки указана цифра 34,2 метра от поверхности до уровня платформы по оси станции. А вот с краю станции есть глубина 33 метра за счет рельефа. Про «Киевскую» не понятно. Какую именно Киевскую имеет ввиду робот, так как есть три станции «Киевские» — две пилонные и одна колонная, но мелкого заложения.

Таблица с глубинами станций из акт приемки Горьковского радиуса. 1938 год. РГАЭ. Ф. 1884. Оп. 31. Д. 2605.
Таблица с глубинами станций из акт приемки Горьковского радиуса. 1938 год. РГАЭ. Ф. 1884. Оп. 31. Д. 2605.
Стиль: ар-деко с элементами сталинского ампира (богатый, но элегантный).

Тут я просто процитирую википедию: «Несмотря на то, что архитектура «Маяковской» относится к «сталинской неоклассике», наличие некоторых авангардных деталей придаёт ей черты стиля «ар-деко». В общем, мнения разделились.

Панорама станции метро «Маяковская».
Панорама станции метро «Маяковская».
Колонны: стальные, облицованные розовым мрамором и нержавеющей сталью.

РОЗОВЫЙ мрамор?! Вообще-то это уральский камень «орлец» (родонит) – который является полудрагоценным отделочным материалом.

Станция метро «Маяковская».
Станция метро «Маяковская».
Потолок: необычные овальные ниши с подсветкой, в которых позже появились мозаики на тему «Сутки советского неба» (художник Александр Дейнека).

Мозаичные панно были смонтированы сразу…

Станция метро «Маяковская».
Станция метро «Маяковская».
Пол: выложен серым и розовым гранитом в шахматном порядке.

Гранит на полу появился уже в этом веке при реконструкции станции. Первоначально пол был из мрамора трех сортов камня: желтоватый «газган», красный «салиети» и оливковый «садахло». Но даже в граните я не вижу розового оттенка. Хотя, может я слепой просто?

Поврежденный мраморный пол около старого выхода до его замены.
Поврежденный мраморный пол около старого выхода до его замены.
Первая в мире колонная станция глубокого заложения (до этого такие конструкции использовали только на мелких станциях).

Нет, не первая. Первые были станции метро Нью-Йорка. В нашей прессе Маяковскую так и называли — станция американского типа.

Станция «Clark Street». By Krzysztof Belczyński from Warsaw, POLAND - Nowy Jork, CC BY-SA 2.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=66246392
Станция «Clark Street». By Krzysztof Belczyński from Warsaw, POLAND - Nowy Jork, CC BY-SA 2.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=66246392
В 1941 году, во время войны, здесь проводились торжественные собрания и даже заседания правительства. Люди прятались от бомбёжек, а 6 ноября 1941 года здесь выступал Сталин перед парадом на Красной площади.

В целом да, все верно, только парад был 7 ноября, а по тексту получается, что 6-го.

Торжественное заседание на станции «Маяковская» 6 ноября 1941 года.
Торжественное заседание на станции «Маяковская» 6 ноября 1941 года.
В 1939 году проект станции получил Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке.

Верно.

Сохранила исторический облик, мозаики и стальные колонны.

Ну исторический облик по факту не сохранился, после всех реконструкций и замене облицовочного материала. Но в целом можно и так сказать. Только вот клонны… Они являются частью станции, её несущей конструкции. Пассажиры их не видят. Так-то они там сохранились, под отделкой, только причём тут интересный факт.

Колонны и верхний прогонный комлпекс станции во время реконструкции и восстановлении гидроизоляции.
Колонны и верхний прогонный комлпекс станции во время реконструкции и восстановлении гидроизоляции.
Одна из самых фотографируемых станций Москвы.

Верно, бесспорно.

Станция метро «Маяковская».
Станция метро «Маяковская».
В 2005 году здесь установили памятник Маяковскому (в вестибюле).

К архитектурному оформлению станции сразу возникли вопросы — а при чём тут Маяковский. Что отсылает к его творчеству и жизни? Поэтому, чтобы соответствовать, в конце 50-х годов установили бюст поэту в торце станции.

Станция метро «Маяковская». 1955 год. Бюста нет. https://pastvu.com/p/1227206
Станция метро «Маяковская». 1955 год. Бюста нет. https://pastvu.com/p/1227206

Бюст работы Александра Павловича Кибальникова появился тут скорее всего в 1958, когда памятник пролетарскому поэту появился на Триумфальной площади.

Станция метро «Маяковская». 1998 год. https://pastvu.com/p/756373
Станция метро «Маяковская». 1998 год. https://pastvu.com/p/756373

А при строительстве второго выхода бюст перенесли в новый вестибюль.

Бюст поэта в новом вестибюле.
Бюст поэта в новом вестибюле.
Итог: «Маяковская» — это шедевр метростроения, сочетающий красоту, инновации и военную историю. Если будете в Москве — обязательно посмотрите! 🚇✨

С этим не поспоришь. Обратите внимание, робот даже эмодзи поставил! Типа готовый текст для социальных сетей. А по факту у нас 13 пунктов, из которых только в двух все верно. А остальные так или иначе кривые или ошибочные. Вот вам и написание текстов с помощью нейронки на узкую тематику.

Станция метро «Маяковская».
Станция метро «Маяковская».

Но... Когда будете в Москве, обязательно посетите эту станцию!