Каждой «охоте» свои характерные места и приёмы. Так, останавливать боевую технику нужно прежде всего там, где она ездит. Да, применяют и сплошное минирование больших равнинных участков, танкоопасных направлений. Но приоритетными для минирования являются дороги и узкие места, мимо которых не проехать. В этом обзоре рассмотрю, как могут быть заминированы дороги, какие используются методы доставки и установки инженерных боеприпасов. Что такое минные шлагбаумы, когда и как их применяют. А также, как проводят разминирование на дорогах.
Минирование дорог
Сценарии минирования дорог и узких мест разделяются по множеству факторов: статичный фронт, оборона, наступление. Места минирования, относительно линии фронта (передний край, «серая зона», собственный тыл, тыл противника).
Типы дорог, покрытий (направления, узкие места в полях, грунтовые дороги, асфальтированные трассы).
Минирование дорог перед собственным передним краем
Минирование, в том числе и дорог, проводят в рамках мероприятий по выстраиванию обороны, опорных и наблюдательных пунктов. Устанавливают минные заграждения непосредственно перед своими позициями, либо рядом, на участках проходящих поблизости дорог.
Цель: чтобы в случае атаки на технике, противник не мог подскочить на ней прямо к нашим позициям, или, тем более, беспрепятственно проехать их, двинуться глубоко в наш тыл, с рисками охвата, нарушения логистики.
Минировать дороги перед своими позициями сравнительно безопасно. Во всяком случае, контроль собственной разведки и плотность средств против ударных дронов здесь выше, чем возможности противника.
Минирование дорог в «серой зоне»
В условиях разнесения передовых позиций сторон на несколько километров, нередко на десятки километров, образуется обширная «серая зона». Участки дорог там также стремятся держать под своим минным контролем.
Разница с минированием дорог непосредственно перед и рядом со своими позициями – лишь в сложности минирования и контроля целостности таких минных заграждений. В «серой зоне» постоянно движутся разведдозоры и ДРГ противника. Примерный паритет по разведывательным и ударным дронам. Активно применяют дроны, как непосредственно для минировании, так и для разминирования. Минные заграждения может снять противник, установить свои мины в других местах. Всё это нужно мониторить, противодейтствовать, снимать, обезвреживать мины оппонентов, восстанавливать свои, ставить в новых местах.
Организация минных заграждений на дорогах перед своими позициями и в «серых зонах» всегда утыкается в определённое противоречие. Если заминировать максимально надёжно, скрытно, устанавливать в грунт, в дорожное покрытие, то быстро снять такие мины не получится. Это блокирует возможность проводить по этим дорогам собственное наступление. Если противник выявит такое минирование, то может быть уверен в статичности фронта на конкретном участке. И сможет отвести резервы на другие участки. С другой стороны, мины, установленные просто на грунт, на дорожное покрытие, либо в виде минных шлагбаумов – легко и быстро убираются. Но и хорошо заметны при разведке, как с земли, так и с воздуха (с дронов).
Приходится в каждой конкретной тактический или оперативной ситуации искать баланс, стараться и противника обмануть, и самого себя не перехитрить…
Минирование дорог в собственном тылу
На случай прорыва противника, ДРГ на транспорте, используют минирование и в своих, довольно глубоких тылах, на блокпостах, у ключевых транспортных развязок. Как раз в таких условиях чаще всего применяют минные шлагбаумы.
По несколько противотанковых мин, собранных в единую конструкцию (связаны тросом, прибиты гвоздями, как-то иначе закреплены на дощатые основы). Смысл в том, чтобы при прорыве, приближающемся авангарде противника, или ДРГ, быстро перекрыть дорогу минными шлагбаумами, а личному составу засесть в стрелковые засады.
При отмене тревоги быстро убрать шлагбаум, пропустить дружественный транспорт.
При движении фронта, когда оппоненты наступают, прорываются, на территориях, которые предстоит оставить, уже стараются произвести более скрытое минирование дорог, нежели просто набросать ТМок на поверхность или разложить минные шлагбаумы. Работает и так, но уж больно они заметны, и их куда проще снять, обезвредить, чем минирование в грунт, с маскировкой.
Минирование дорог в тылу противника
И особый вид искусства – вручную минировать дороги, и узкие участки в тылу противника. Такие мероприятия осуществляются прежде всего группами глубинной разведки. Бывает, что и штурмовыми отрядами, действующими в режиме просачивания, когда образуется чересполосица участков своего контроля и контроля оппонентов.
Применяются мины, которые либо несут с собой, либо добывают рядом с минных полей противника. Второй вариант крайне распространён, потому что много тяжёлых противотанковых мин с собой не унести. В этой связи крайне важно, чтобы в состав группы входили сапёры-профессионалы или бойцы с соответствующими навыками, чтобы и инженерную разведку на пути группы проводили, и чтобы могли снять мины противника, заминировать ими дороги, узкие места в своих интересах.
На практике, сапёры, приданные из профильных подразделений обычно слабы в других аспектах подготовки на фоне СпН. Стрелковые навыки, физическая подготовка, навыки маскировки, скрытное передвижение, связь, наведение артиллерии, ПТРК, РПГ, другое тяжёлое вооружение, навыки обращения с любой техникой, дроны. Поэтому чаще распространён подход со всесторонней подготовкой спецназа, когда инженерное дело – одна из вспомогательных специализаций, которой обладают всех участников группы. Проще дать инженерную базу бойцам спецназа, чем в сжатые сроки пытаться слепить спецназовца из среднестатистического сапёра. Конечно, бывают приятные исключения, но это именно аномалии.
Где позволяют дальности, дороги в тылах противника можно минировать дистанционно, кассетным способом. Это или РСЗО («Ураган», «Смерч», «Хаймарс», система минирования «Земледелие») с противотанковыми минами ПТМ-3, ПТМ-4, DM1399, или артиллерийские снаряды (155 мм стандарт НАТО) с магнитными минами M70 (M73).
Также различные кассетные противопехотные мины могут создать проблемы небронированному автотранспорту, против бронетехники они малоэффективны. Например, это могут быть ПФМ-1 «Лепесток», ПОМ-2, ПОМ-3, M74 ADAM, суббоеприпасы «колокольчики».
С развитием летающих дронов, их крупные модификации используют для дистанционного минирования. Засевать поля пока ресурса не хватает. Поэтому такие средства и сосредоточены в основном на минировании дорог в тылах противника. Номенклатура мин, доставляемых таким способом – огромна, помимо штатных переделанных изделий, множество кустарных. По данному направлению на канале выходила целая серия обзоров. Ссылки будут в конце.
* * *
Помимо классического минирования существуют и альтернативные методы перекрыть логистику противника в его ближних тылах. Например, когда подмечено, что где-то используется автомобильный транспорт, не гусеничная бронетехника, там прекрасно работает сброс с дрона шипов.
Их конечно можно собрать, но это занимает куда больше времени, чем обезвреживание мин. И участок можно напрягать FPV-дронами или сбросами, артой.
Разминирование дорог
Основа инженерной разведки у переднего края противника, в «серых зонах» и ближних тылах, в новых условиях – это летающие дроны.
Если обширные поля прочесать с их помощью не всегда хватает ресурса, то дороги – в самый раз. Именно по дорогам происходит выдвижение резервов противника к рубежу атаки. Видно, где минирование, минные шлагбаумы были сняты – это признак готовящейся атаки, или, как минимум, ротации, подтягивания резервов.
В случае подготовки своего наступления, минирование на дорогах, контролируемых противником, разведывается с дронов. Где-то в «серых зонах» и сапёрами, ножками (но всё реже). По возможности такие минные заграждения с дронов и разминируют, например, бомбардировкой сбросами.
Либо, как минимум, наносят такие минные заграждения на карты. Чтобы наступающие группы знали о них, были готовы их обезвредить при продвижении по земле.
Собственные минные заграждения на дорогах снимать не проблема. Особенно те, что всё время в зоне видимости, под контролем. Поскольку подразумевается возможность их снятия и восстановления в кратчайшие сроки, никакие ловушки там не применяют. Просто подходят и уносят на обочину. Потом, при необходимости, возвращают мины назад на дорогу, вытягивают туда минные шлагбаумы.
Если мины в роде как свои, но не собственные, а поставленные смежниками, либо это аналогичное минирование у переднего края противника – тут уже нужно быть осторожнее. По логике, рядом со своими позициями минирование с ловушками не применяют, потому как велик риск пострадать самим. Однако ситуации могут быть разные. Возможно, противник решил, что участок потерян, и применит мины с ловушками: снизу, сбоку или даже непосредственно внутри (реагирующие на передвижение, переворот, двойной переворот, приближение с железом или электроприборами). Так что, если конкретные мины на дорогу устанавливали не вы, не ваше подразделение, где можно точно узнать их статус – все попытки снятия должны предварять проверки.
Проверки бывают разные, в зависимости от наличия времени. Где-то применяется полный цикл, где-то идут на риски. Грамотнее всего начать с траления на предмет магнитного датчика цели. Для этого к коптеру на длинном шнурке привязывают крупную железку (в рамках грузоподъёмности). Подлетают и протаскивают железкой рядом с минами, прямо поверх. Если не сработало – значит платы инициации типа «Джоника», с бесконтактными магнитными датчиками, в них не установлены.
Если нет возможности привлечь дрон – занимают позицию за обочиной, в низине, канаве, будучи в средствах бронезащиты (шлем, бронежилет, очки, маска, активные наушники или хотя бы беруши, чтобы не контузило).
По возможности не ближе 25-30 м. На длинном шнуре привязывают какую-то увесистую железку (лишь бы хорошо магнитилась, была ферромагнетиком). Забрасывают за мины, и протаскивают несколько раз рядом, через мины. Всё время действуют так, чтобы минимально возвышаться над дорогой в момент протаскивания «трала» рядом с минами. Желательно вообще в эти моменты залегать, понижать силуэт максимально.
Если магнитный датчик отсутствует – подходят, цепляют крюком-кошкой за ручку мины или за край корпуса. Действуют так, чтобы не сдвинуть мину. Снизу может быть «сюрприз» с механическим принципом действия, на разгрузку или с дополнительным запалом и чекой (МУВ с растяжкой или что-то такое).
Укрываются за обочиной дороги и сдёргивают. При этом желательно добиться, чтобы мина совершила двойной переворот. Бывает, что организуют и такие датчики…
После такой проверки мины можно снести на обочину, пометить веткой с чем-то ярким (маркировочная лента, цветной скотч, изолента, ПЭТ бутылка).
Потом сапёры разберутся, обезвреживать подрывом на месте, вывозить, либо обезвреживать с дистанционным выкручиванием взрывателей.
Обезвреживание некоторых мин на дорогах возможно расстрелом.
Это работает в основном со сбросами с дронов, где часто и стоят платы типа «Джоник» либо штатные магнитные взрыватели, как в ПТМ-3, ПТМ-4, или американских M70 (M73).
ТМ-62 и подобные расстреливать бесполезно. Вероятность срабатывания невелика. Даже будучи разрушенными, например, из крупнокалиберного пулемёта, не факт что рванут или станут безопасными.
К тому же, если это дорога с твёрдым покрытием, взрывать мины, минные шлагбаумы нежелательно, поскольку образуются глубокие воронки, вплоть до полного разрушения дорожного полотна, что приводит к ухудшению логистики в этом районе. Нужен ремонт, что не всегда возможно.
Поэтому где-то сапёры по своему усмотрению могут обезвреживать мины на дорогах подрывом на месте, накладными зарядами (тротиловые шашки с зажигательными трубками или с проводной линией и электронным взрывателем). Где-то ищут альтернативы: всё же стащить, унести мины с дороги, после всех проверок.
В рамках развивающихся наступлений часто минирование на дорогах преодолевается инженерными машинами с отвалом, как у бульдозера, либо танками с минными тралами.
Однако риск выхода из строя таких машин и тралов всё же велики. При любой возможности разминирования без риска непосредственно для техники, отдают предпочтение именно таким вариантам. Где-то действия сапёров, где-то с привлечением дронов, летающих и наземных.
* * *
Подписывайтесь на канал! Впереди много статей о выживании на войне и в экстремальных условиях: оружии, снаряжении, приёмах.
Заслать денег в благодарность автору
* * *
Подписывайтесь также на Телеграм, чтобы отслеживать новые публикации: https://t.me/vizhil_ru
* * *
Статьи близкой тематики: