Найти в Дзене
ВЫЖИВАНИЕ ПО-РУССКИ

Минирование ДОРОГ Минные шлагбаумы Разминирование

Оглавление

Каждой «охоте» свои характерные места и приёмы. Так, останавливать боевую технику нужно прежде всего там, где она ездит. Да, применяют и сплошное минирование больших равнинных участков, танкоопасных направлений. Но приоритетными для минирования являются дороги и узкие места, мимо которых не проехать. В этом обзоре рассмотрю, как могут быть заминированы дороги, какие используются методы доставки и установки инженерных боеприпасов. Что такое минные шлагбаумы, когда и как их применяют. А также, как проводят разминирование на дорогах.

Минный шлагбаум. Противотанковые мины на дощатых конструкциях. Позволяют быстро перекрыть дорогу, и также быстро убрать при необходимости открыть пусть своей технике. Вид с дрона (фото из открытых источников)
Минный шлагбаум. Противотанковые мины на дощатых конструкциях. Позволяют быстро перекрыть дорогу, и также быстро убрать при необходимости открыть пусть своей технике. Вид с дрона (фото из открытых источников)

Минирование дорог

Сценарии минирования дорог и узких мест разделяются по множеству факторов: статичный фронт, оборона, наступление. Места минирования, относительно линии фронта (передний край, «серая зона», собственный тыл, тыл противника).

Противотанковые мины ТМ-62П3 на асфальтированной дороге в Мариуполе в ходе освобождения города весной 2022 года (фото из открытых источников)
Противотанковые мины ТМ-62П3 на асфальтированной дороге в Мариуполе в ходе освобождения города весной 2022 года (фото из открытых источников)

Типы дорог, покрытий (направления, узкие места в полях, грунтовые дороги, асфальтированные трассы).

Мина ТМ-62, установленная в грунт полуразрушенного дорожного полотна старой дороги. Затратно по времени, но эффективнее всего. Куда сложнее такое обнаружить, чем просто установленные на поверхность ТМки, или целый минный шлагбаум (фото из открытых источников)
Мина ТМ-62, установленная в грунт полуразрушенного дорожного полотна старой дороги. Затратно по времени, но эффективнее всего. Куда сложнее такое обнаружить, чем просто установленные на поверхность ТМки, или целый минный шлагбаум (фото из открытых источников)

Минирование дорог перед собственным передним краем

Минирование, в том числе и дорог, проводят в рамках мероприятий по выстраиванию обороны, опорных и наблюдательных пунктов. Устанавливают минные заграждения непосредственно перед своими позициями, либо рядом, на участках проходящих поблизости дорог.

Мины ТМ-62М на лесной дороге близ переднего края (фото из открытых источников)
Мины ТМ-62М на лесной дороге близ переднего края (фото из открытых источников)

Цель: чтобы в случае атаки на технике, противник не мог подскочить на ней прямо к нашим позициям, или, тем более, беспрепятственно проехать их, двинуться глубоко в наш тыл, с рисками охвата, нарушения логистики.

Уничтоженный грузовой транспорт. И рядом бескорпусные противотанковые мины ТМ-62Б (фото из открытых источников)
Уничтоженный грузовой транспорт. И рядом бескорпусные противотанковые мины ТМ-62Б (фото из открытых источников)
Минировать дороги перед своими позициями сравнительно безопасно. Во всяком случае, контроль собственной разведки и плотность средств против ударных дронов здесь выше, чем возможности противника.

Минирование дорог в «серой зоне»

В условиях разнесения передовых позиций сторон на несколько километров, нередко на десятки километров, образуется обширная «серая зона». Участки дорог там также стремятся держать под своим минным контролем.

Дорога в «серой зоне», противотанковые мины (фото из открытых источников)
Дорога в «серой зоне», противотанковые мины (фото из открытых источников)
Разница с минированием дорог непосредственно перед и рядом со своими позициями – лишь в сложности минирования и контроля целостности таких минных заграждений. В «серой зоне» постоянно движутся разведдозоры и ДРГ противника. Примерный паритет по разведывательным и ударным дронам. Активно применяют дроны, как непосредственно для минировании, так и для разминирования. Минные заграждения может снять противник, установить свои мины в других местах. Всё это нужно мониторить, противодейтствовать, снимать, обезвреживать мины оппонентов, восстанавливать свои, ставить в новых местах.
Боец Армии России у танка противника, остановленного в «серой зоне» на минном заграждении. Характерный разрыв гусеницы (фото из открытых источников)
Боец Армии России у танка противника, остановленного в «серой зоне» на минном заграждении. Характерный разрыв гусеницы (фото из открытых источников)

Организация минных заграждений на дорогах перед своими позициями и в «серых зонах» всегда утыкается в определённое противоречие. Если заминировать максимально надёжно, скрытно, устанавливать в грунт, в дорожное покрытие, то быстро снять такие мины не получится. Это блокирует возможность проводить по этим дорогам собственное наступление. Если противник выявит такое минирование, то может быть уверен в статичности фронта на конкретном участке. И сможет отвести резервы на другие участки. С другой стороны, мины, установленные просто на грунт, на дорожное покрытие, либо в виде минных шлагбаумов – легко и быстро убираются. Но и хорошо заметны при разведке, как с земли, так и с воздуха (с дронов).

Разрушения ходовой танка после подрыва на противотанковой мине (фото из открытых источников)
Разрушения ходовой танка после подрыва на противотанковой мине (фото из открытых источников)
Приходится в каждой конкретной тактический или оперативной ситуации искать баланс, стараться и противника обмануть, и самого себя не перехитрить…
Минирование может быть не только непосредственно на дороге, но и на обочинах, в виде противобортовых мин. Так что нужно обращать внимание и по сторонам. В данном случае немецкие DM22 в Курской области после отступления противника. Вдоль обочины куча оптоволокна от Русских дронов КВН (Князь Вандал Новгородский), внесших значительный вклад в выбивание оппонента (фото из открытых источников)
Минирование может быть не только непосредственно на дороге, но и на обочинах, в виде противобортовых мин. Так что нужно обращать внимание и по сторонам. В данном случае немецкие DM22 в Курской области после отступления противника. Вдоль обочины куча оптоволокна от Русских дронов КВН (Князь Вандал Новгородский), внесших значительный вклад в выбивание оппонента (фото из открытых источников)

Минирование дорог в собственном тылу

Танк противника, подорванный на минах ТМ-62, оставленных на дорогах при «передислокациях» в Харьковской области осенью 2022 года. Минирование своего тыла сработало... (фото из открытых источников)
Танк противника, подорванный на минах ТМ-62, оставленных на дорогах при «передислокациях» в Харьковской области осенью 2022 года. Минирование своего тыла сработало... (фото из открытых источников)

На случай прорыва противника, ДРГ на транспорте, используют минирование и в своих, довольно глубоких тылах, на блокпостах, у ключевых транспортных развязок. Как раз в таких условиях чаще всего применяют минные шлагбаумы.

Минный шлагбаум. Мины ТМ-62П3 были банально просверлены и связаны крепким проводом. Такой конструкцией значительно быстрее перекрывать дорогу, и затем убирать её с проезжей части, чем отдельными минами. На время владельцы такого шлагбаума даже могут переводить взрыватели в безопасное положение ключом, а затем взводить вновь, по ситуации (фото из открытых источников)
Минный шлагбаум. Мины ТМ-62П3 были банально просверлены и связаны крепким проводом. Такой конструкцией значительно быстрее перекрывать дорогу, и затем убирать её с проезжей части, чем отдельными минами. На время владельцы такого шлагбаума даже могут переводить взрыватели в безопасное положение ключом, а затем взводить вновь, по ситуации (фото из открытых источников)

По несколько противотанковых мин, собранных в единую конструкцию (связаны тросом, прибиты гвоздями, как-то иначе закреплены на дощатые основы). Смысл в том, чтобы при прорыве, приближающемся авангарде противника, или ДРГ, быстро перекрыть дорогу минными шлагбаумами, а личному составу засесть в стрелковые засады.

Минный шлагбаум у блокпоста. Мины ТМ-62М просто набиты гвоздями на доску. При необходимости шлагбаум за верёвку вытаскивается и перекрывает проезжую часть между бетонными блоками (фото из открытых источников)
Минный шлагбаум у блокпоста. Мины ТМ-62М просто набиты гвоздями на доску. При необходимости шлагбаум за верёвку вытаскивается и перекрывает проезжую часть между бетонными блоками (фото из открытых источников)

При отмене тревоги быстро убрать шлагбаум, пропустить дружественный транспорт.

Минный шлагбаум у дороги. Прикрученные снизу саморезами на вагонку ТМ-62. Мины обклеены красной лентой, чтобы были заметны издали. Донбасс, уже глубокий тыл (фото из открытых источников)
Минный шлагбаум у дороги. Прикрученные снизу саморезами на вагонку ТМ-62. Мины обклеены красной лентой, чтобы были заметны издали. Донбасс, уже глубокий тыл (фото из открытых источников)

При движении фронта, когда оппоненты наступают, прорываются, на территориях, которые предстоит оставить, уже стараются произвести более скрытое минирование дорог, нежели просто набросать ТМок на поверхность или разложить минные шлагбаумы. Работает и так, но уж больно они заметны, и их куда проще снять, обезвредить, чем минирование в грунт, с маскировкой.

Минирование грунтовой дороги. ТМ-62 замаскированы грунтом, что осложняет их обнаружение (фото из открытых источников)
Минирование грунтовой дороги. ТМ-62 замаскированы грунтом, что осложняет их обнаружение (фото из открытых источников)

Минирование дорог в тылу противника

И особый вид искусства – вручную минировать дороги, и узкие участки в тылу противника. Такие мероприятия осуществляются прежде всего группами глубинной разведки. Бывает, что и штурмовыми отрядами, действующими в режиме просачивания, когда образуется чересполосица участков своего контроля и контроля оппонентов.

Минный шлагбаум у противотанкового ежа. Вот такой можно найти в тылу оппонентов, и использовать мины в своих интересах. Действующий минный шлагбаум, в собственном тылу, противник снабжать ловушками не станет. Минимальной проверки, осмотра вполне достаточно (фото из открытых источников)
Минный шлагбаум у противотанкового ежа. Вот такой можно найти в тылу оппонентов, и использовать мины в своих интересах. Действующий минный шлагбаум, в собственном тылу, противник снабжать ловушками не станет. Минимальной проверки, осмотра вполне достаточно (фото из открытых источников)

Применяются мины, которые либо несут с собой, либо добывают рядом с минных полей противника. Второй вариант крайне распространён, потому что много тяжёлых противотанковых мин с собой не унести. В этой связи крайне важно, чтобы в состав группы входили сапёры-профессионалы или бойцы с соответствующими навыками, чтобы и инженерную разведку на пути группы проводили, и чтобы могли снять мины противника, заминировать ими дороги, узкие места в своих интересах.

Плотное минирование асфальтированной дороги минами ТМ-62Б, либо их румынскими аналогами (фото из открытых источников)
Плотное минирование асфальтированной дороги минами ТМ-62Б, либо их румынскими аналогами (фото из открытых источников)
На практике, сапёры, приданные из профильных подразделений обычно слабы в других аспектах подготовки на фоне СпН. Стрелковые навыки, физическая подготовка, навыки маскировки, скрытное передвижение, связь, наведение артиллерии, ПТРК, РПГ, другое тяжёлое вооружение, навыки обращения с любой техникой, дроны. Поэтому чаще распространён подход со всесторонней подготовкой спецназа, когда инженерное дело – одна из вспомогательных специализаций, которой обладают всех участников группы. Проще дать инженерную базу бойцам спецназа, чем в сжатые сроки пытаться слепить спецназовца из среднестатистического сапёра. Конечно, бывают приятные исключения, но это именно аномалии.

Где позволяют дальности, дороги в тылах противника можно минировать дистанционно, кассетным способом. Это или РСЗО («Ураган», «Смерч», «Хаймарс», система минирования «Земледелие») с противотанковыми минами ПТМ-3, ПТМ-4, DM1399, или артиллерийские снаряды (155 мм стандарт НАТО) с магнитными минами M70 (M73).

Кассетная мина M70 (M73), противотанковая противоднищевая, с магнитным неконтактным датчиком цели. Выпускается из артиллерийских систем калибра 155 мм НАТО (фото из открытых источников)
Кассетная мина M70 (M73), противотанковая противоднищевая, с магнитным неконтактным датчиком цели. Выпускается из артиллерийских систем калибра 155 мм НАТО (фото из открытых источников)
Также различные кассетные противопехотные мины могут создать проблемы небронированному автотранспорту, против бронетехники они малоэффективны. Например, это могут быть ПФМ-1 «Лепесток», ПОМ-2, ПОМ-3, M74 ADAM, суббоеприпасы «колокольчики».
Не слишком мощная противотанковая мина (предположительно M70), или кустарный сброс, вывели из строя легковой автомобиль, применявшийся для снабжения (ротации, эвакуации) передней линии (фото из открытых источников)
Не слишком мощная противотанковая мина (предположительно M70), или кустарный сброс, вывели из строя легковой автомобиль, применявшийся для снабжения (ротации, эвакуации) передней линии (фото из открытых источников)

С развитием летающих дронов, их крупные модификации используют для дистанционного минирования. Засевать поля пока ресурса не хватает. Поэтому такие средства и сосредоточены в основном на минировании дорог в тылах противника. Номенклатура мин, доставляемых таким способом – огромна, помимо штатных переделанных изделий, множество кустарных. По данному направлению на канале выходила целая серия обзоров. Ссылки будут в конце.

Один из вариантов кустарных мин-сбросов, ПТМ-Л1 противника. Работает как противоднищевая, по принципу ударного ядра. Стоит неконтактный магнитный взрыватель, плата типа «Джоник» (фото из открытых источников)
Один из вариантов кустарных мин-сбросов, ПТМ-Л1 противника. Работает как противоднищевая, по принципу ударного ядра. Стоит неконтактный магнитный взрыватель, плата типа «Джоник» (фото из открытых источников)

* * *

Помимо классического минирования существуют и альтернативные методы перекрыть логистику противника в его ближних тылах. Например, когда подмечено, что где-то используется автомобильный транспорт, не гусеничная бронетехника, там прекрасно работает сброс с дрона шипов.

Кустарные шипы из арматуры на полевой дороге в зоне боевых действий (фото из открытых источников)
Кустарные шипы из арматуры на полевой дороге в зоне боевых действий (фото из открытых источников)
Их конечно можно собрать, но это занимает куда больше времени, чем обезвреживание мин. И участок можно напрягать FPV-дронами или сбросами, артой.

Разминирование дорог

Минные шлагбаумы. Разминирование с помощью дрона. Стрелка справа вверху – сам коптер. Слева вверху – его тень. Ниже по центру – боеприпас-сброс, призванный подорвать и обезвредить минный шлагбаум (кадр из открытых источников)
Минные шлагбаумы. Разминирование с помощью дрона. Стрелка справа вверху – сам коптер. Слева вверху – его тень. Ниже по центру – боеприпас-сброс, призванный подорвать и обезвредить минный шлагбаум (кадр из открытых источников)

Основа инженерной разведки у переднего края противника, в «серых зонах» и ближних тылах, в новых условиях – это летающие дроны.

Противотанковые мины на заснеженной дороге. Были недавно установлены, а потому прекрасно видны. Разминирование сбросами с коптера (кадр из открытых источников)
Противотанковые мины на заснеженной дороге. Были недавно установлены, а потому прекрасно видны. Разминирование сбросами с коптера (кадр из открытых источников)

Если обширные поля прочесать с их помощью не всегда хватает ресурса, то дороги – в самый раз. Именно по дорогам происходит выдвижение резервов противника к рубежу атаки. Видно, где минирование, минные шлагбаумы были сняты – это признак готовящейся атаки, или, как минимум, ротации, подтягивания резервов.

На минном заграждении выведенная из строя техника противника. Нидерландский YPR-765 на базе M113 и Советская БМП-1. Ближе видны ТМ-62М, на таких же подорвались и эти машины (фото из открытых источников)
На минном заграждении выведенная из строя техника противника. Нидерландский YPR-765 на базе M113 и Советская БМП-1. Ближе видны ТМ-62М, на таких же подорвались и эти машины (фото из открытых источников)

В случае подготовки своего наступления, минирование на дорогах, контролируемых противником, разведывается с дронов. Где-то в «серых зонах» и сапёрами, ножками (но всё реже). По возможности такие минные заграждения с дронов и разминируют, например, бомбардировкой сбросами.

Обнаружили с коптера склад мин ТМ-62, подготовленных противнтком к установке. Бомбардировка сбросами с коптера (кадр из открытых источников)
Обнаружили с коптера склад мин ТМ-62, подготовленных противнтком к установке. Бомбардировка сбросами с коптера (кадр из открытых источников)
Успешно! (кадр из открытых источников)
Успешно! (кадр из открытых источников)

Либо, как минимум, наносят такие минные заграждения на карты. Чтобы наступающие группы знали о них, были готовы их обезвредить при продвижении по земле.

Грунтовая дорога, просто наезженное направление в поле. И минное заграждение из ТМ-62. некоторые по две, «бутербродом» (фото из открытых источников)
Грунтовая дорога, просто наезженное направление в поле. И минное заграждение из ТМ-62. некоторые по две, «бутербродом» (фото из открытых источников)

Собственные минные заграждения на дорогах снимать не проблема. Особенно те, что всё время в зоне видимости, под контролем. Поскольку подразумевается возможность их снятия и восстановления в кратчайшие сроки, никакие ловушки там не применяют. Просто подходят и уносят на обочину. Потом, при необходимости, возвращают мины назад на дорогу, вытягивают туда минные шлагбаумы.

Минный шлагбаум, несколько ТМок, связанных верёвкой (фото из открытых источников)
Минный шлагбаум, несколько ТМок, связанных верёвкой (фото из открытых источников)

Если мины в роде как свои, но не собственные, а поставленные смежниками, либо это аналогичное минирование у переднего края противника – тут уже нужно быть осторожнее. По логике, рядом со своими позициями минирование с ловушками не применяют, потому как велик риск пострадать самим. Однако ситуации могут быть разные. Возможно, противник решил, что участок потерян, и применит мины с ловушками: снизу, сбоку или даже непосредственно внутри (реагирующие на передвижение, переворот, двойной переворот, приближение с железом или электроприборами). Так что, если конкретные мины на дорогу устанавливали не вы, не ваше подразделение, где можно точно узнать их статус – все попытки снятия должны предварять проверки.

ТМ-62 на дороге, замаскирована строительной монтажной пеной и окрашена под грязный снег. В ней либо штатный взрыватель взведён, либо стоит «Джоник». Приближаться опасно, тем более пытаться двигать... Только дистанционное воздействие (фото из открытых источников)
ТМ-62 на дороге, замаскирована строительной монтажной пеной и окрашена под грязный снег. В ней либо штатный взрыватель взведён, либо стоит «Джоник». Приближаться опасно, тем более пытаться двигать... Только дистанционное воздействие (фото из открытых источников)

Проверки бывают разные, в зависимости от наличия времени. Где-то применяется полный цикл, где-то идут на риски. Грамотнее всего начать с траления на предмет магнитного датчика цели. Для этого к коптеру на длинном шнурке привязывают крупную железку (в рамках грузоподъёмности). Подлетают и протаскивают железкой рядом с минами, прямо поверх. Если не сработало – значит платы инициации типа «Джоника», с бесконтактными магнитными датчиками, в них не установлены.

Траление мины-сброса железкой на шнурке с коптера (кадр из открытых источников)
Траление мины-сброса железкой на шнурке с коптера (кадр из открытых источников)

Если нет возможности привлечь дрон – занимают позицию за обочиной, в низине, канаве, будучи в средствах бронезащиты (шлем, бронежилет, очки, маска, активные наушники или хотя бы беруши, чтобы не контузило).

Сапёр. Шлем с маской-забралом, бронежилет с дополнительными модулями: шея, плечи, пах (фото из открытых источников)
Сапёр. Шлем с маской-забралом, бронежилет с дополнительными модулями: шея, плечи, пах (фото из открытых источников)

По возможности не ближе 25-30 м. На длинном шнуре привязывают какую-то увесистую железку (лишь бы хорошо магнитилась, была ферромагнетиком). Забрасывают за мины, и протаскивают несколько раз рядом, через мины. Всё время действуют так, чтобы минимально возвышаться над дорогой в момент протаскивания «трала» рядом с минами. Желательно вообще в эти моменты залегать, понижать силуэт максимально.

Если магнитный датчик отсутствует – подходят, цепляют крюком-кошкой за ручку мины или за край корпуса. Действуют так, чтобы не сдвинуть мину. Снизу может быть «сюрприз» с механическим принципом действия, на разгрузку или с дополнительным запалом и чекой (МУВ с растяжкой или что-то такое).

Минный шлагбаум, а под ним мина-ловушка МЛ-7. При попытке сдвинуть – подрыв. Так что подобные минирования нужно проверять всесторонне, и грунт вокруг прозванивать миноискателем, прощупывать щупом, и сами мины осмотреть, прежде чем даже дистанционно проверять. Шлагбаум целиком рванёт куда сильнее, чем отдельная мина. Если сдёргивать то только издали, и из укрытия. Либо подрывать накладным (кадры из открытых источников)
Минный шлагбаум, а под ним мина-ловушка МЛ-7. При попытке сдвинуть – подрыв. Так что подобные минирования нужно проверять всесторонне, и грунт вокруг прозванивать миноискателем, прощупывать щупом, и сами мины осмотреть, прежде чем даже дистанционно проверять. Шлагбаум целиком рванёт куда сильнее, чем отдельная мина. Если сдёргивать то только издали, и из укрытия. Либо подрывать накладным (кадры из открытых источников)

Укрываются за обочиной дороги и сдёргивают. При этом желательно добиться, чтобы мина совершила двойной переворот. Бывает, что организуют и такие датчики…

После такой проверки мины можно снести на обочину, пометить веткой с чем-то ярким (маркировочная лента, цветной скотч, изолента, ПЭТ бутылка).

Снятые мины у обочины дороги. Палка с маркировочной лентой, как знак опасности (фото из открытых источников)
Снятые мины у обочины дороги. Палка с маркировочной лентой, как знак опасности (фото из открытых источников)
Потом сапёры разберутся, обезвреживать подрывом на месте, вывозить, либо обезвреживать с дистанционным выкручиванием взрывателей.

Обезвреживание некоторых мин на дорогах возможно расстрелом.

Срабатывание от попаданий пуль (разминирование расстрелом) мины ПТМ-3, сброшенной с дрона противника на дорогу в ближнем тылу нашей армии (кадр из открытых источников)
Срабатывание от попаданий пуль (разминирование расстрелом) мины ПТМ-3, сброшенной с дрона противника на дорогу в ближнем тылу нашей армии (кадр из открытых источников)
Воронка на асфальте, результат обезвреживания расстрелом относительно некрупной мины-сброса, на базе ПТМ-3 (фото из открытых источников)
Воронка на асфальте, результат обезвреживания расстрелом относительно некрупной мины-сброса, на базе ПТМ-3 (фото из открытых источников)

Это работает в основном со сбросами с дронов, где часто и стоят платы типа «Джоник» либо штатные магнитные взрыватели, как в ПТМ-3, ПТМ-4, или американских M70 (M73).

ПТМ-3, сброшенная с дрона противником на дорогу. Внутри плата с магнитным датчиком и датчиком движения, типа «Джоник». Замаскирована фрагментом мешка от сахара или цемента (фото из открытых источников)
ПТМ-3, сброшенная с дрона противником на дорогу. Внутри плата с магнитным датчиком и датчиком движения, типа «Джоник». Замаскирована фрагментом мешка от сахара или цемента (фото из открытых источников)

ТМ-62 и подобные расстреливать бесполезно. Вероятность срабатывания невелика. Даже будучи разрушенными, например, из крупнокалиберного пулемёта, не факт что рванут или станут безопасными.

К тому же, если это дорога с твёрдым покрытием, взрывать мины, минные шлагбаумы нежелательно, поскольку образуются глубокие воронки, вплоть до полного разрушения дорожного полотна, что приводит к ухудшению логистики в этом районе. Нужен ремонт, что не всегда возможно.

Разминирование подрывом минного шлагбаума в Мариуполе, близ Азовстали (фото из открытых источников)
Разминирование подрывом минного шлагбаума в Мариуполе, близ Азовстали (фото из открытых источников)
Результат сброса с коптера на скопление мин ТМ-62. Серьёзная воронка, через которую теперь и проехать затруднительно (кадр из открытых источников)
Результат сброса с коптера на скопление мин ТМ-62. Серьёзная воронка, через которую теперь и проехать затруднительно (кадр из открытых источников)
Кстати, как альтернатива минированию, кое-где могут работать противотанковые рвы, взорванные мосты... Хотя, очевидно, это не минный шлагбаум. Ров за секунды не засыпать, если будет надо 😄 (фото из открытых источников)
Кстати, как альтернатива минированию, кое-где могут работать противотанковые рвы, взорванные мосты... Хотя, очевидно, это не минный шлагбаум. Ров за секунды не засыпать, если будет надо 😄 (фото из открытых источников)

Поэтому где-то сапёры по своему усмотрению могут обезвреживать мины на дорогах подрывом на месте, накладными зарядами (тротиловые шашки с зажигательными трубками или с проводной линией и электронным взрывателем). Где-то ищут альтернативы: всё же стащить, унести мины с дороги, после всех проверок.

Снятый минный шлагбаум за обочиной дороги (фото из открытых источников)
Снятый минный шлагбаум за обочиной дороги (фото из открытых источников)

В рамках развивающихся наступлений часто минирование на дорогах преодолевается инженерными машинами с отвалом, как у бульдозера, либо танками с минными тралами.

БАТ-2, бульдозер на артиллерийском тягаче (СССР), пробивает дорогу от мин. Один из вариантов инженерных машин разминирования с отвалом (кадр из открытых источников)
БАТ-2, бульдозер на артиллерийском тягаче (СССР), пробивает дорогу от мин. Один из вариантов инженерных машин разминирования с отвалом (кадр из открытых источников)

Однако риск выхода из строя таких машин и тралов всё же велики. При любой возможности разминирования без риска непосредственно для техники, отдают предпочтение именно таким вариантам. Где-то действия сапёров, где-то с привлечением дронов, летающих и наземных.

* * *

Подписывайтесь на канал! Впереди много статей о выживании на войне и в экстремальных условиях: оружии, снаряжении, приёмах.

Заслать денег в благодарность автору

* * *

Подписывайтесь также на Телеграм, чтобы отслеживать новые публикации: https://t.me/vizhil_ru

* * *

Статьи близкой тематики: