Развитие микроэлектроники привело к настоящей революции в минно-взрывном деле. Уменьшение габаритов, удешевление, повышение доступности компонентной базы – вот причины качественного и количественного скачка, который происходил на глазах специалистов, и прошёл мимо многих невовлечённых наблюдателей. Поэтому нелишне обрисовать ситуацию, чтобы и широкие круги, соприкасающиеся с боевыми действиями, или кому это волей-неволей предстоит – понимали, с чем могут столкнуться. Речь пойдёт про электронные платы инициации взрывных устройств с неконтактными датчиками цели (магнитными, на движение, на приближение объекта). В узких кругах такие взрыватели противника получили нарицательное имя «Джоник», по маркировке одних из первых образцов таких устройств. А стали попадаться они ещё в Донбассе 2014-15 годов… С тех пор, за 10 лет произошли изменения в самих платах, методах использования, и кратно возросли масштабы применения.
Неконтактные взрыватели – ни разу не новинка. В наземных минах они известны, как минимум, с 1970-х годов. В морских противокорабельных – ещё до второй мировой. Противотанковые мины ТМ-72, ТМ-89, кассетные ПТМ-3, выпускавшиеся в СССР, имеют магнитные неконтактные взрыватели.
На все эти мины были обзоры на канале, ссылки приведу в конце.
Принцип действия: после отработки механизма дальнего взведения, магнитометр фиксировал напряжённость фонового магнитного поля земли рядом с миной. При изменении напряжённости поля – команда на подрыв, импульс на электродетонатор.
Для этого во взрывателе устанавливался источник питания.
Причины изменения магнитного поля (показателей магнитометра) могут быть разные:
- Приближение крупного железного объекта (бронетехники, автомобиля, или же более мелких предметов, но ближе к взрывателю).
- Приближение работающей электронной аппаратуры (металлоискатель, рация, РЭБ, смартфон, планшет и тому подобное).
- Попытки сдвинуть, перевернуть, поднять мину.
Аналогичные по принципу действия мины имеются на вооружении армий НАТО, в том числе поставлялись на «территорию 404». Некоторые из наиболее массовых обозревал ранее на канале.
Нюанс в том, что эти мины и взрыватели довольно больших габаритов, выпускались и выпускаются закрытыми оборонными предприятиями, из компонентов прошлых поколений, также крупных и энергоёмких. Что же изменилось? В чём революция? Принцип действия подобных взрывателей – давно не секрет. Но когда появился доступ к современным элементам питания, к неограниченному количеству электронных компонентов, микросхем, они стали дёшевы, без проблем доставляются с заводов в Юго-Восточной Азии – тут-то и попёрло!
Также большим подспорьем стало развитие программного обеспечения для проектирования различных электронных устройств, плат.
Таким образом, при базовых представлениях об электронике и ровных руках, любой желающий может собирать довольно сложные электронные приборы, в том числе инициаторы для взрывных устройств. Потом масштабировать их производство на предприятиях с куда меньшими требованиями к оборудованию, квалификации работников, доступу к компонентам, чем это было 20-50 лет назад.
Сразу отвечу на ожидаемые вопросы. Почему именно противник преуспел в данном направлении?
«Страна 404» получила такое своё название не просто так, «страна-ошибка», где стандартные институты, характерные для государств, отсутствуют, либо не работают, как должно. После Майдана 2013-14 старая правоохранительная система была разрушена. Новая стала симбиозом остатков старых кадров и боевиков Майдана, которые были прямо поставлены на все уровни, управлять структурами, которые с ними вчера боролись. Соответственно, силовые ведомства стали меньше следить за правопорядком, и больше отстаивать интересы власти и этих самых боевиков, ставших частью системы. Помимо сугубо криминальных, негативных моментов для тамошнего общества, проявился и любопытный позитивный для противника эффект. Если нужна была какая-то военная разработка в целях силовых ведомств, состоящих на тот момент из таких же боевиков Майдана – бюрократические препоны легко преодолевались по горизонтальным связям, без согласований, исполнения норм, просто мимо элементарных законов.
Российская Федерация – государство, и внедрить такие разработки на порядки сложнее… Это сделано, аналогичные устройства имеются в войсках у специалистов. Но на этапе разработки и по темпам внедрения имело место явное отставание от противника. Причины указаны выше. Пускать в широкий оборот подобные изделия и технологии их производства – крайне опасно для государства. А вот для банды-секты, которой мы противостоим на Юго-Западном фронтире, для анархического образования без будущего, хождение таких технологий и матчасти – не проблема.
Электронные устройства под общим нарицательным именем «Джоники» весьма лёгкие, компактные.
В составе устройства три датчика:
- Гироскоп (реакция на попытку переворота устройства).
- Акселерометр (на попытку перемещать).
- Магнитометр (на изменение фонового магнитного поля).
Прямо в коробочку вставляется элемент питания на 3 В.
К клеммам подключают электродетонатор. Его размещают в массиве взрывчатого вещества. При срабатывании любого из датчиков происходит подача электроимпульса на детонатор и подрыв заряда.
Формат самой мины, взрывного устройства может быть самым разным, от минималистичных до весьма крупных.
Это может быть мина ПТМ-3, из которой извлечён штатный взрыватель ВТ-06. Может быть её кустарно изготовленный эрзац.
Эти и прочие мины противник регулярно сбрасывает с дронов в тылах наших войск, на позиции, на дороги. Часто применяет маскировку.
При проезде рядом транспорта – происходит взрыв.
Может подорваться сапёр или обычный боец, проходящий мимо, приблизившийся к мине с какими-то стальными предметами или работающими электроприборами.
Также срабатывает при попытке поднять, сдвинуть предмет, или если случайно наступить.
Существуют десятки разновидностей полукустарных переделок из штатных мин и прочих боеприпасов, а также полностью кустарных мелкосерийных мин производства противника, которые он оснащает платами типа «Джоник».
Платы типа «Джоник» устанавливают и в сбросы на основе противотанковых мин ТМ-62. Такие крупные кустарно переделанные мины сбрасывают с тяжёлых аграрных дронов, прозванных «Баба-яга» или «Вампир».
В ТМ-62, установленных, на первый взгляд, как обычные противотанковые мины, может быть установлена внутри, в стакане корпуса, под взрывателем, ловушка на неизвлекаемость на базе «Джоника» (или на двойной переворот).
Так могут быть заминированы не только сброшенные с дронов предметы, но допускается и установка вручную. Мина, СВУ устанавливается, минёр переводит тумблер на плате и удаляется. После отработки таймера дальнего взведения, взрыватель становится в боевое положение.
Плата прекрасно помещается в пачку от сигарет, другие некрупные бытовые предметы или элементы местности (камни, ветки). Немного пластичного взрывчатого вещества, и получается грозное самодельное взрывное устройство (СВУ).
Так минируют аптечки, муляжи ручных гранат, даже рации, ноутбуки и другую электронику.
Взрывные устройства на базе «Джоника» устанавливают в качестве элемента неизвлекаемости в дроны, как малые фронтовые (FPV), так и дальнего действия. А последние, как известно, летят на многие сотни, даже тысячи километров вглубь России. И нарваться на упавший БпЛА может каждый. Поэтому проявлять любопытство к таким находкам категорически не следует! Не то что пытаться брать, поднимать, а даже приближаться нельзя! Обойти стороной, и сообщить в МЧС.
Кроме того, такие платы инициации подрыва СВУ могут применяться диверсантами внутри России. Если вы обычный человек, не медийная персона, военный или волонтёр, не сотрудник предприятия ВПК, то параноить не стоит. Но если вы из указанных категорий – следует крайне внимательно относиться к подозрительным подаркам, посылкам, предметам, оказавшимся рядом с вами. Где-то лучше перестраховаться. Вызывать специалистов, чтобы те особым радаром проверили на наличие работающих электронных сетей в объекте, или дистанционно сдёрнули. Это им уже виднее, по ситуации. Если диверсант заложил СВУ с платой по типу «Джоника», привёл её в действие и оставил – попытка взять, поднять, сдвинуть посылку, или даже подойти к ней близко со смартфоном – приведёт к подрыву. А в упаковке может быть изрядное количество взрывчатого вещества, что полздания может снести. Ещё и с готовыми поражающими элементами может быть…
Помимо плат с описанным принципом действия (магнитометр, акселерометр, гироскоп), набирают обороты и иные, построенные на базе так называемого радара Доплера. Эта зараза вообще реагирует на приближение объекта (техники, человека). На сапёре может не быть металла, электроприборов, а всё равно рванёт. Ещё и стены или плотные кусты этому датчику не помеха.
Ввиду срабатывания с дистанции до 9 м, платы с Доплеровским радаром на совсем уж мелкие СВУ не ставят. Обычно это что-то мощное, мина ОЗМ-72, ТМ-62, различные кустарные боеприпасы с готовыми поражающими элементами.
Таким образом, будучи на фронте или в тылах, докуда долетают дроны противника, следует всегда держать в уме возможность столкновения с предметами, которые на самом деле являются СВУ с «Джоником», или даже ещё более коварными взрывателями на основе эффекта Доплера. Из этого и следует исходить. Ничего не поднимать, не наступать на непонятные предметы, даже не сближаться с подозрительными объектами. Всегда, прежде чем как-то взаимодействовать с предметом, задаться вопросами: что это, откуда здесь взялось? Что делает новая аптечка, электронный гаджет, граната с чекой прямо на дороге? Кто-то потерял? А если это СВУ противника? Хватательный рефлекс нужно сдерживать…
Простой боец, не сапёр, при столкновении с подозрительным предметом на дороге, на позиции, имеет только два варианта действий. Первый и лучший – обойти стороной, не ближе 10 метров! Если это очищенная от мин, проверенная дорога, и прямо на неё противник с дрона сбросил СВУ, то обойти через обочину не выйдет, там могут быть старые мины. Остаётся только стрелять, в предмет, с дистанции не ближе 50 м. Если предмет некрупный, то придётся сближаться, чтобы попасть, но не ближе 30 м, и чтобы был на себе СИБЗ, баллистические очки или маска.
С позиций сапёра также – безопаснее всего потенциальные СВУ расстрелять издали.
Где есть возможность, огородить участок, и ждать несколько недель, пока сработает самоликвидатор. Или несколько месяцев, до полугода, когда гарантированно потухнет батарейка, потому что есть и без самоликвидатора. Редко такая роскошь доступна, столько ждать...
Если стрелять или ждать по каким-то причинам невозможно, то можно пробовать закинуть (либо занести) крюк-кошку на стропе за предмет. Но делать это так, чтобы не приблизится к нему ближе 10 м (вдруг там датчик на эффекте Доплера). И протащить, зацепить крюком-кошкой, сдвинуть предмет, желательно добиться не менее двух переворотов (бывают и такие датчики цели, на двойной переворот).
Когда преобладали мины на базе «Джонике» можно было подходить без железа на себе, без электроприборов. Поднести на длинной палке (3 м) накладной заряд с зажигательной трубкой. Уложить рядом, не трогая предмет. Поджечь и удалиться в укрытие. Но теперь, с распространением взрывных устройств с датчиком цели на эффекте Доплера, попытка приблизиться на 9 м уже может привести к взрыву. И ранее работавшая схема обезвреживания, становится очередной мрачной лотереей…
Так что, коллеги, нужно пересматривать тактику действий! Больше применять разминирование с дронов, тралить с них железкой или бомбить сбросами потенциальные мины. Применять различные наземные тележки на радиоуправлении, тралы. Снова открывается простор для творческих подходов к обнаружению и обезвреживанию СВУ, которые становятся всё коварнее.
* * *
Подписывайтесь на канал! Впереди много статей о выживании на войне и в экстремальных условиях: оружии, снаряжении, приёмах.
Заслать денег в благодарность автору
* * *
Подписывайтесь также на Телеграм, чтобы отслеживать новые публикации: https://t.me/vizhil_ru
* * *
Статьи близкой тематики:
- Подборка МИНЫ Инженерные боеприпасы