Найти в Дзене
Я вправе

«Ваш ребенок — несадовский! Не перестанет плакать — отчислим!» Что делать, если дочку каждый день выгоняют из сада в период адаптации?

Оглавление
Моей дочке три годика, и мы наконец-то пошли в садик. Я так радовалась, думала, что теперь у нее появятся друзья, новые игры, а я смогу спокойно выйти на работу. Но вместо этого наша жизнь превратилась в ад.
Каждое утро начинается с душераздирающего крика «Мамочка, не уходи!». Я оставляю ее воспитателям, а у самой сердце разрывается. Стою под дверью и слышу, как она надрывается. И так уже три недели подряд. Через два часа мне звонят из сада: «Забирайте, она не замолкает ни на секунду». Я бросаю все дела, лечу за ней, а воспитатели смотрят на меня с таким укором, будто я им подкинула не ребенка, а какую-то проблему.
А вчера мне сказали то, от чего у меня до сих пор трясутся руки: «Если она не перестанет так орать, мы вас отчислим. Значит, ваш ребенок просто не готов к саду».
Я не понимаю, что я делаю не так? Я же не могу просто щелкнуть пальцами, и она перестанет плакать! Неужели нет никакого времени, чтобы малыш привык? Все дети разные, кто-то бежит в группу с первого дня, а кому-то нужно больше времени и маминого тепла.

— Давайте спокойно, без эмоций, разберемся, что говорит об этой ситуации закон, а не уставшие воспитатели.

Главный вопрос: могут ли ребенка отчислить из муниципального сада за то, что он долго плачет и не адаптируется?

Нет. Угроза отчисления по этой причине абсолютно незаконна и является формой психологического давления на вас.

Перечень оснований для отчисления ребенка из детского сада четко прописан в ст. 61 ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании». Их всего несколько:

По инициативе родителей (вы сами написали заявление).

По обстоятельствам, не зависящим от сторон (например, ликвидация детского сада).

По медицинским показаниям, которые делают невозможным посещение сада.

Как видите, пункта «не адаптировался / много плачет» в этом списке нет и быть не может.

Существует ли в законе официально установленный «срок адаптации»?

В федеральных законах нет строчки «период адаптации составляет 30 дней». Однако само понятие адаптации является фундаментальным в дошкольной педагогике и психологии.

Процесс адаптации может быть описан в образовательной программе вашего детского сада. Это их внутренний, но официальный документ. Обычно на адаптацию отводится от нескольких недель до нескольких месяцев.

Три недели — это абсолютно нормальный срок для привыкания.

Обязана ли я срываться с работы и забирать ребенка через 2 часа, если он не болен, а просто плачет?

❌ Нет, не обязаны. Договор, который вы заключали с детским садом, предусматривает оказание услуги по присмотру и уходу в течение полного дня. Плач ребенка — это часть адаптационного процесса, справляться с которым является профессиональной задачей воспитателя.

Ваша обязанность немедленно забрать ребенка возникает только в том случае, если у него появились признаки заболевания (температура, рвота и т.д.), что должен подтвердить медработник сада. Требование забрать здорового, но плачущего ребенка — это перекладывание работы воспитателя на ваши плечи.

Что такое «несадовский ребенок» с точки зрения закона?

С точки зрения закона, такого понятия не существует. «Несадовский» или «неготовый к саду» — это бытовые, непрофессиональные ярлыки, которые воспитатели используют для собственного удобства.

Задача педагогов как раз и состоит в том, чтобы помочь любому ребенку, зачисленному в сад, социализироваться и адаптироваться.

Каковы обязанности детского сада в период адаптации? Они вообще должны помогать?

Безусловно. Помощь в адаптации — это их прямая обязанность. Это часть образовательного процесса. В штате детского сада, как правило, есть педагог-психолог, который должен:

1️⃣ Разработать индивидуальный план адаптации для вашего ребенка.

2️⃣ Проконсультировать вас, как правильно прощаться и вести себя.

3️⃣ Дать рекомендации воспитателям, как найти подход к вашей дочери.

Сад не просто «пересиживает» с вашим ребенком, а выполняет образовательную и воспитательную работу.

Если я забираю ребенка через 2 часа, должна ли я платить за полный день?

Это тонкий момент. Если вы забираете ребенка по собственной инициативе — да, вы платите за полный день, так как услуга была вам доступна.

Но если вас вынуждают забрать ребенка, это можно расценить как неполное оказание оплаченной услуги. Вы имеете право поднять этот вопрос перед заведующей и попросить о перерасчете, так как сад по факту не выполняет свои обязательства в полном объеме.

Что делать, если воспитатели жалуются, что мой ребенок «мешает всей группе»?

Плачущий ребенок в период адаптации — это штатная ситуация, а не форс-мажор. В группе может быть до 20-25 детей, и работа с «трудными» моментами — это показатель профессионализма воспитателя.

➡️ Ссылки на то, что ваш ребенок кому-то мешает, — это попытка манипуляции. Вы можете вежливо ответить, что доверяете их педагогическому опыту в решении этой стандартной рабочей задачи.

Как правильно выстроить разговор с воспитателем, чтобы не испортить отношения?

Говорите не с позиции претензии, а с позиции сотрудничества. Например:

«Мария Ивановна, я очень переживаю за дочку и понимаю, что вам с ней тяжело. Давайте вместе подумаем, как мы можем ей помочь. Может, стоит привлечь психолога?
Может, есть какая-то любимая игрушка, которая ее успокоит? Я готова сделать все со своей стороны, и очень рассчитываю на вашу профессиональную помощь».

Какой пошаговый план действий, если угрозы отчисления продолжаются?

Действуйте строго по иерархии и желательно письменно.

1️⃣ Поговорите с психологом сада. Попросите его составить план адаптации.

2️⃣ Идите на прием к заведующей. Спокойно, без эмоций, изложите ситуацию:

«Моему ребенку требуется время на адаптацию, однако воспитатели угрожают отчислением, что является незаконным»

3️⃣ Напишите письменное заявление на имя заведующей. В нем изложите факты и попросите «обеспечить моему ребенку психолого-педагогическое сопровождение в период адаптации и провести разъяснительную беседу с персоналом о недопустимости давления на родителей». Зарегистрируйте его у секретаря.

Куда жаловаться, если заведующая встала на сторону воспитателей и ничего не делает?

Если на уровне сада проблема не решается, ваш следующий шаг — обращение в Управление (или Департамент) образования вашего района или города.

Это вышестоящая инстанция, которая контролирует работу всех детских садов. Жалобу можно подать через их официальный сайт. Поверьте, после обращения «сверху» отношение к вашей проблеме в саду моментально изменится.

Помните: закон на вашей стороне. Ваша дочь имеет такое же право на адаптацию, как и все остальные дети.