Найти в Дзене
Я вправе

Я думала, в саду моему ребенку помогут с адаптацией. А вместо этого на него кричат: «Не ори!». Это нормальная педагогика?

Оглавление
Мой сын недавно начал ходить в сад. Как и для многих малышей, период адаптации к саду для нас — непростое время, осложненное регулярными болезнями. Привыкание проходит сложно, поход в сад - традиционно с истериками. Недавно мы перешли на полный день, что стало для него дополнительным стрессом.
На днях, придя за ребенком в конце дня, я, по своей привычке, подошла к двери группы максимально тихо, чтобы не нарушать занятия и не спугнуть детей. Дверь была приоткрыта, и я стала невольной свидетельницей сцены, которая меня потрясла. Мой сын плакал — возможно, от усталости или тоски по дому, что для его возраста естественно. В ответ на его слезы воспитатель не пыталась его успокоить или отвлечь. Вместо этого она резким, раздраженным голосом крикнула на него: «Замолчи сейчас же! У меня уже голова от тебя болит!»
В тот момент я замерла, не зная, как поступить. Врываться в группу и устраивать сцену на глазах у других детей показалось мне неправильным. Я молча дождалась, когда педагог выведет моего ребенка, и забрала его, но увиденное и услышанное не выходит у меня из головы. Я понимаю, что работа с маленькими детьми требует огромного терпения, но мне кажется, что есть черта, которую педагог переступать не вправе.

- Начнем с главного: то, что вы увидели и услышали, — это не норма. Это не «педагогическая строгость», не «трудности адаптации» и не «просто сорвалась».

Ваша реакция — шок, ступор и возмущение — абсолютно правильна и естественна. Любая мама на вашем месте почувствовала бы то же самое.

Давайте без эмоций, но с опорой на закон разберем, что произошло и, самое главное, что с этим делать.

Смотрим, что говорят нормы

Вправе ли воспитатель кричать на плачущего трехлетнего ребенка и говорить ему «Замолчи сейчас же! У меня уже голова от тебя болит!».

❌ Короткий ответ — категорически нет.

Ни в одном документе — ни в правилах детского сада, ни в должностной инструкции, ни тем более в законе — вы не найдете разрешения на подобное поведение. Наоборот, закон требует от педагога совершенно иного:

✅ Уважать достоинство ребенка. Это главное. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании» (статья 48) прямо обязывает педагогов «уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений». Крик и оскорбительные фразы — это прямое унижение достоинства маленького человека, который не может себя защитить.

✅ Защищать от всех форм насилия. Конвенция о правах ребенка (статья 19), которую Россия обязана соблюдать, говорит о защите от всех форм физического и психологического насилия. То, что вы описали, — это классический пример психологического (эмоционального) насилия.

✅ Создавать благоприятную психологическую атмосферу. СанПиН и ФГОС дошкольного образования требуют создавать в группе безопасную и комфортную среду. Крик и агрессия эту среду разрушают.

Ваши свидетельские показания — это весомый аргумент. Вы — законный представитель ребенка и прямой свидетель. Администрация не может просто отмахнуться от ваших слов.

Почему воспитатель так себя ведет (и почему это не оправдание)

Все-таки попробую заглянуть глубже, не чтобы оправдать воспитателя, а чтобы понять корень проблемы.

Скорее всего, дело в банальном профессиональном выгорании. Работа с ясельной группой — это колоссальное эмоциональное и физическое напряжение.

❌ Но! Проблемы воспитателя, его усталость, личные трудности — это его зона ответственности. Ребенок не должен становиться мишенью для выплеска негативных эмоций взрослого.

«Я была шокирована и не знала, что делать»... Как поступить правильно и защитить ребенка?

Конечно, врываться с криком в группу — не лучший вариант. Вы поступили правильно, что не стали усугублять ситуацию на глазах у детей. Теперь нужно действовать спокойно, последовательно и юридически грамотно.

➡️ Шаг 1. Исключите разговор с воспитателем с глазу на глаз. Это почти всегда бесполезно. В лучшем случае вы услышите формальные извинения, в худшем — «вы всё не так поняли» или «а ваш ребенок сам виноват, он плакал». Вам нужно решать проблему на административном уровне.

➡️ Шаг 2. Идите к заведующей. Это первый и обязательный шаг. Без скандала, но твердо и спокойно изложите ситуацию:

«Ирина Петровна, я пришла к вам с очень серьезным вопросом. Сегодня [такого-то числа] я стала свидетелем крайне неприятной сцены. Я увидела, как мой ребенок плакал, а воспитатель [ФИО] кричала на него: „Замолчи сейчас же! У меня уже голова от тебя болит!“. Я считаю такое обращение с трехлетним ребенком недопустимым и прошу вас разобраться в ситуации».

➡️ Шаг 3. Если разговор не помог — пишите официальную жалобу. Если заведующая пытается спустить ситуацию на тормозах («я с ней поговорю», «она больше не будет»), переходите к письменной форме.

Напишите жалобу на имя заведующей в двух экземплярах.

В жалобе четко, без эмоций, опишите: дата, время, что вы увидели, дословная цитата воспитателя.

В конце добавьте фразу:

«Прошу провести служебную проверку по данному факту, применить к воспитателю меры дисциплинарного взыскания и дать мне письменный ответ в установленные законом сроки».

Один экземпляр отдаете в саду (секретарю или заведующей), на втором (вашем) вам должны поставить дату, подпись и печать о принятии. Теперь это официальный документ.

В течение месяца на вашу жалобу должны дать официальный письменный ответ.

Как быть со страхом мести в отношении ребенка?

Это главный страх всех родителей, и он понятен. Но здесь важно понимать: любое ухудшение отношения к вашему ребенку после жалобы — это уже новое, еще более серьезное нарушение. Это повод для жалобы не просто заведующей, а в вышестоящую инстанцию — Управление (Департамент) образования вашего района или города.

Ваша задача — не наказать, а защитить. И закон в этом полностью на вашей стороне. Вы не «ябеда», а ответственный родитель, который отстаивает базовое право своего ребенка на безопасность и уважение.