Найти в Дзене
Литрес

Ленивый русский Иван? Эти крепостные разбогатели без прав и свободы

Оглавление

Реально ли стать миллионером, когда ты без разрешения не можешь покинуть своё село, не имеешь ничего своего, а сам числишься чьей-то собственностью наравне с лошадьми и утварью? Когда закон разрешает продавать твоих детей или близких, но запрещает тебе защищать их от самодурства барина. Кажется, из этой хтони нет выхода, и участь крепостного предсказуема.

Но история знает немало удивительных исключений. Некоторые крестьяне не просто находили способ разбогатеть и выкупить себя с семьёй – они становились влиятельными и уважаемыми людьми. Как им это удавалось и почему такие истории рушат миф, представляющий русского мужика ленивым, глупым Иваном? Расскажем в этой статье.

Хочешь работать? Плати

Крепостной в дореформенной России был фактически прикреплён к земле. Он не мог уехать, поступить на службу, открыть лавку или работать по найму без разрешения помещика. Система крепостного права, окончательно оформившаяся к XVII веку, к середине XIX охватывала около 40% населения империи. Барщина (обязательная работа на помещика), оброк (денежный или натуральный платёж) и другие повинности – всё это позволяло владельцу контролировать каждый шаг крестьянина, подчинять себе всю его жизнь.

Но даже в этой жёсткой системе иногда находилось пространство для манёвра. Некоторые помещики позволяли своим мужикам выходить «на сторонние заработки» – особенно тем, кто платил оброк деньгами, а не отрабатывал барщину. Это разрешение открывало путь в большой, денежный мир: ярмарки, городские ремёсла, артели, строительство. Для многих это был единственный способ вырваться из крестьянской нищеты.

В. А. Серов. Портрет Саввы Морозова
В. А. Серов. Портрет Саввы Морозова

Хочешь вольную? Работай

«Отпущение на промыслы» для смекалистого крестьянина превращалось в шанс начать своё дело и новую жизнь. Пример тому – история Саввы Васильевича Морозова. Он был крепостным в селе Зуево и принадлежал помещику Рюмину. Савва с юности занимался ткачеством: сначала вручную, на домотканых станках, потом начал продавать ткань сам, возя товар на московские ярмарки. Его шёлковые изделия славились качеством, и спрос только рос.

Платя оброк, Морозов постепенно накопил капитал. Он хотел купить себе вольную. Но этот этап был самым сложным: не каждый помещик соглашался отпустить «доходного» крестьянина, особенно если видел, как тот богатеет. Суммы часто были грабительскими – десятки тысяч рублей. Только когда Морозов собрал около 17 тысяч рублей, ему удалось выкупить себя и всю свою семью. На эту сумму можно было приобрести несколько деревень.

Морозов не остановился на выкупе: вложил деньги в производство, арендовал мастерские, привлёк рабочих, а позже построил фабрику. Уже его дети и внуки вошли в купеческую элиту, стали меценатами и покровителями театра. И всё это благодаря трудолюбию и деловому чутью их предка.

Осип Браз. Портрет Чехова
Осип Браз. Портрет Чехова

Хочешь внука-писателя? Копи

Оброк в одних случаях превращался в тяжёлое бремя, позволяя помещику выжимать из крестьянина побольше, в других – становился инструментом накопления. Именно эта система дала толчок целым династиям, которые научились превращать выручку в инвестиции, а временную свободу – в устойчивое дело.

Такой путь прошли братья Грачёвы из Ярославской губернии. Сначала – торговля с лотка, потом собственные лавки, склады, мукомольни. Они грамотно использовали то, что давал оброк: независимость от барщины и контроль над своим временем. Скопив капитал, выкупили себя и стали купцами, вложились в мануфактуры, начали строить храмы и школы.

Похожая история была у Егора Егоровича Чехова, деда будущего писателя. Он был крепостным в Воронежской губернии и платил оброк, торгуя мясом на рынках. Накопив 875 рублей серебром, он в 1841 году выкупил семью и дал сыну шанс стать купцом, а внуку – войти в историю русской литературы.

И. Н. Крамской. Портрет Сергея Аксакова
И. Н. Крамской. Портрет Сергея Аксакова

Хочешь богатства? Заводи связи

Ни один крестьянин не стал миллионером в одиночку. Связи, кооперация и покровительство имели огромное значение. Артели, церковные братства, помощь от зажиточных горожан или даже благосклонных помещиков – всё это позволяло крестьянам обходить барьеры системы.

Например, в некоторых регионах крепостные устраивались в артели – объединения мастеров одного ремесла. Там можно было учиться, брать в долг, договариваться о закупках и продаже. Многие будущие богачи начинали как старосты, церковные помощники, доверенные лица помещиков – через них выходили к нужным людям. Таков был путь и предков писателя Сергея Аксакова.

Они начинали как крепостные или однодворцы – нижнее сословие между крестьянами и мелкими служилыми. Один из них выкупился, стал приказчиком, затем управляющим. Служба и репутация открыли путь к образованию и карьере для следующих поколений. Сам Аксаков уже принадлежал к дворянству, окончил университет и стал заметной фигурой в культурной жизни империи. Его история – пример того, как связи, труд и образованность могли стать социальной лестницей даже для выходцев из самых низов.

-5

Хочешь вырваться? Рискуй

Парадокс крепостного права в том, что, будучи глубоко несправедливой системой, оно всё же оставляло микроскопические возможности для тех, кто был достаточно упорен, чтобы ими воспользоваться. Государство нуждалось в налогах, товаре и ремёслах. Помещики хотели денег. Крестьяне – свободы. Иногда эти интересы пересекались.

В каждом регионе были свои ниши: в Поволжье делали состояния на рыбе и судостроении, в Вологде – на масле, в Костроме – на льне, в южных губерниях – на хлебной торговле. Кто-то работал мясником, кто-то ткал или строил. Главное было увидеть возможность и воспользоваться ею, несмотря на поборы и риск всё потерять.

Но даже добившись успеха, крестьянин оставался несвободным. До выкупа всё, что он зарабатывал, юридически принадлежало помещику. Владение бизнесом, лавкой или мастерской не защищало от произвола: барин мог передумать, повысить оброк, лишить разрешения на промысел, а то и вовсе отобрать нажитое. Тем не менее, были те, кто успевал: копил, договаривался, маневрировал, выкупался, укреплялся, передавал дело детям.

-6

Эти истории были не массовыми, но они были. Именно они разрушают миф о русском крестьянине как о безвольном и ленивом дураке. Они не столько про богатство, сколько про настойчивость, смекалку, про главную мечту России того времени: не просто выжить, а стать хозяином своей судьбы.

Книги из материала:

Подборка материалов в том же духе:

-7